РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Регионализация общественно-экономических отношений — объективная реальность
В последние десятилетия для многих, особенно географически крупных государств, все большее значение приобретают региональные аспекты энергетики. Формируется и самостоятельная научная дисциплина — региональная энергетическая политика основной задачей которой является обеспечение социально-экономического развития территории различного таксономического уровня (района, зоны, макрорегиона и др.) путем эффективного, надежного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах общества на производство, преобразование, транспорт и потребление энергоносителей и приемлемом уровне техногенного воздействия на окружающую природную среду. Эта задача является постоянной независимо от изменений, вызванных самыми разнообразными экономическими, политическими, техническими и другими факторами |1, 2, 3, 4|.
Региональная энергетическая политика,регионализация энергетики представляют собой лишь часть, отдельную грань значительно более широкого социально-экономического понятия — регионализации общественно-экономических отношений как таковых.
И в отечественной, и в зарубежной литературе под регионализацией обычно понимается процесс уделения особого внимания проблемам отдельных регионов в силу и с учетом их специФики в рамках общей (общенациональной) политики, проводимой в государстве. Кстати, само понятие "регион" не является конкретным — это и административные единицы разных государств, имеющие различные компетенции решения своих про блем, и экономико-географические образования, не имеющие никаких компетенций. В ряде случаев под "регионом" понимаются и территории субнационального (межгосударственного) уровня В таком смысле слова речь идет о регионализации экономик социальных отношений, демографических процессов, других об - щественно-экономическихявлений. В этомже плане в Основных положениях Энергетической стратегии России понимается и региональная энергетическая политика |5|.
При определенном стечении обстоятельств, чаще всего инициируемых субъективными факторами, подобная регионализация может порождать определенные сепаратистские тенденции, стать носителем тенденций подрыва единства государства и в конечном итоге привести даже к развалу (или угрозе развала) единого целого на его составляющие части.
Однако существует и другое понимание процесса "регионализации"- Например, регионализации как формирования на определенной территории из разрозненных локальных объектов и явлений некоей их общности, обладающей рядом специфических черт, отличающих эту общность от других подобных общностей. С подобным пониманием регионализации экономики связано например, такое понятие, как формирование территориально-производственных комплексов |3, 6, 7, 8|.
Под понятие "регионализация" подпадает и формирование новых экономических районов, в частности, новых энергетических районов: энергопроизводящих (энергоизбыточных) на основе разработки крупных месторождений топливно-энергетиче - ских ресурсов (например, Западно-Сибирского или Прикаспийского нефтегазовых), либо энергопотребляющих (энергодефицитных) на основе новых "полюсов" или "центров" роста, как, например, в случае со странами Юго-Восточной Азии — знаменитыми "тиграми" — Тайванем, Сингапуром, Южной Кореей и др.
Причем, в ряде случаев в основе регионализации лежат дез - интеграционные, центробежные начала, тогда как в других — интеграционные, центростремительные тенденции. Очень часто процессы интеграции и регионализации идут параллельно, дополняя друг друга, как, например, в последнее десятилетие в Европе. Регионализация — политическая, экономическая, юридическая, социальная и культурная — реальность современной Европы. Этому процессу огромное внимание уделяется со стороны Совета Европы, Е Э К ОО Н и Европейского Союза. Именно это дало основание Председателю Правительства Земли Рейн - Фальц (ФРГ) Курту Беку заявить, что "интегрирующая Европа становится Европой регионов" |9|.
Формирование региональных систем идет одновременно с совершенствованием отраслевых систем, поскольку те и другие являются, по сути, всего лишь различными формами единого процесса общественного разделения труда, развивающегося пространстве и во времени. Их органическое единство, не - разрывноть обуславливают экономический рост, а нарушение
Единства, диспропорции ведут к спаду деловой активности, экономическому кризису, социальным потрясениям. В этом смысле регионализация производительных сил с точки зрения научных подходов и поисков может рассматриваться как самостоятельная многогранная социально-экономическая система, отражающая единство процесса развития собственно производительных сил и производственных отношений и функционирующая в опро. деленных исторических условиях.
Развитие подобных систем подчиняется действию объективных экономических, в том числе рыночных, законов, подчиняясь влиянию внешней, по отношению к системам, среды. В частности, развитие структуры хозяйства регионов детерминировано рядом факторов, вытекающих как из внутрирегиональных условий его функционирования, так и из положения каждого района в системе межрайонных народнохозяйственных пропорций и территориального разделения труда. Это требует конкретизации целей экономического развития районов и определения соответствующих направлений в структурных сдвигах для достижения целей. В общей постановке целями регионального развития могут быть:
• наиболее полное использование природных, трудовых и материально-технических ресурсов регионов;
• выравнивание уровней экономического и в частности индустриального развития регионов;
• повышение уровня материального благосостояния населения районов;
• повышение эффективности регионального производства;
• быстрое освоение новых месторождений природных ресурсов имеющих важное народнохозяйственное значение;
• охрана окружающей среды регионов;
• реконструкция региональных систем расселения для повышения эффективности социального обслуживания населения, б> лее полного использования трудовых ресурсов и повышения эффективности производства;
• ускорение темпов роста производства в регионах и др. 110|
Подобные цели регионального развития могут достигаться
Различными с точки зрения структурных сдвигов путями, в частности изменением и углублением производственной специализации района, повышением уровня территориальной концентрации производства или его комплексности, оптимизацией внутрирегиональных производственно-экономических связей. Однако при множестве таких путей неизменным остается требование адекватного топливо - и энергообеспечения территории, выступающего материальной основой регионального развития. Именно поэтому для энергетики — важнейшей жизнеобеспечиваюшей сферы общества — в той или иной степени свойственны все перечисленные выше понятия регионализации. Здесь имеет место и формирование крупных энергетических районов и даже единых энергетических пространств на основе регионов более низкого таксономического ранга. Например, в электроэнергетике — формирование на базе районных и национальных энергосистем объединенных, типа Нордель и U С РТ Е. С другой стороны, наблюдается вычленение из действуюших обших систем энергообеспечения отдельных районов, территорий, переход их или на местные источники топлива и энергии, или на иные источники, лежащие вне первоначальной системы. И, наконец, уже приведенные выше примеры формирования новых энергоизбыточных и энергодефицитных регионов.
И хотя пользоваться единым термином для описания по сути различных понятий весьма сложно, автор пытается это сделать, оговаривая в случае необходимости, если это не следует из контекста, что именно понимается под регионализацией энергетики в том или ином конкретном случае.