РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Особенности прогнозирования энергопотребления в переходном периоде[6]
Необходимость значительного совершенствования методики и методологии прогнозирования энергопотребления стала очевидна в нашей стране уже во второй половине 80-х годов. Дискуссии о направлениях и методах коренного реформирования всей структуры экономики С С С Р и других стран-членов СЭВ, начавшаяся перестройка хозяйственного механизма в этих государствах свидетельствовали, что наступает время принципиальных изменений ранее сложившихся тенденций энергопотребления и соответственно возрастает неопределенность в прогнозировании перспективных потребностей в топливе и энергии. Кроме того, выполненные в предшествующий период исследования, посвященные вопросам прогнозирования энергопотребления, были ориентированы главным образом на экстенсивный характер развития экономики и в недостаточной степени учитывали факторы интенсификации энерго - и ресурсопотребления.
Я этих условиях особую актуальность приобрели проблемы ышения обоснованности разрабатываемых прогнозов, совер - нствования теории и методологии прогнозирования энергопо- ебления и, в первую очередь, совершенствования применяемых методов прогнозирования.
Основными факторами, объективно влияющими на формирование уровней и структуры энергопотребления являются, с одной стороны, намечаемое структурное развитие экономики и возможные пути повышения эффективности энергоиспользования а с другой — реальные возможности развития производства энергоресурсов, топливо - и энергообеспечения экономики. По первой группе факторов важнейшими являются: намечаемое социальное и экономическое развитие страны и отраслевой структуры народного хозяйства, которые в определяющей мере обуславливают как общие масштабы потребления энергии внутри страны, так и соотношения в уровнях производства и потребления энергоносителей конечного использования (электроэнергии, пара и горячей воды, моторных топлив и т. д.). Структура балансов энергоносителей конечного использования и мощностей по их производству в свою очередь определяют потребность в первичных энергоресурсах (нефти, газе, угле и др.);
Размещение энергоемких производств по экономическим регионам, определяющее требования к распределению энергоресурсов по территории страны и в значительной степени обуславливающее транспортные межрегиональные потоки топлива и энергии;
Степень интенсивности применяемых мер по экономии топлива и энергии и повышение эффективности их использования. Усиление проведения энергосберегающей политики способствует снижению темпов роста энергопотребления, уменьшая напряженность формирования топливно-энергетического баланса.
Вторая группа факторов отражает сдерживающее влияние озможностей развития энергообеспечения по отношению к экономике и соответственно должна также быть учтена при прогнозирование энергопотребления. К этой группе факторов, в первую очередь, относятся следующие:
Уровень и динамика роста разведанных запасов природных ресурсов, изменение их структуры и технико-экономических по - ------------ определяющихцелесообрачпые объемы их вовлечения
В баланс в рассматриваемые периоды перспективы. Учет этого фактора прежде всего важен для формирования балансов нефти и нефтепродуктов, ввиду необходимости сохранения этого ценнейшего сырья для далекой перспективы. Необходимо также принимать во внимание относительно ограниченные запасы природного газа в целях обеспечения стабильно высокого уровня его добычи на длительную перспективу. Напротив, практически неограниченные запасы бурого угля в Восточной Сибири позволяют рассматривать его как основной источник увеличения добычи органического топлива в XXI веке;
Потенциальные возможности развития отраслей топливно - энергетического комплекса и отдельных крупных энергетических объектов, их техническая оснащенность и резервы наращивания мощностей по производству энергоресурсов. Возможности интенсификации развития ресурсной базы топливно - энергетического баланса при намечаемых объемах энергопотребления являются важнейшим условием формирования вариантов структуры баланса и его оптимизации;
Производственные возможности сопряженных отраслей в обеспечении топливно-энергетического комплекса основным оборудованием и материалами, мощности строительно-монтажных организаций, обеспечение трудовыми ресурсами и другие условия, ограничивающие возможные темпы развития отраслей Т Э К и отдельных его объектов;
Возможные объемы экспортно-импортных поставок энергоресурсов, которые определяют соответствующие изменения в ресурсной территориальной структуре топливно-энергетического баланса.
Перечисленные взаимовлияющие факторы и условия определяют уровни потребностей народного хозяйства в топливе и энергии и потенциальные возможности развития ресурсной части топливно-энергетического баланса. Их анализ и уточнение подготавливают основу для прогнозов энергопотребления с учетом оптимизации структуры топливно-энергетических балансов на рассматриваемые периоды перспективы.
Как известно из опыта прогнозирования, для определения ожидаемых уровней энергопотребления на перспективу 10...20 лет в мировой практике наиболее распространены две группы методов. Первая группа включает методы, обеспечивающие реализацию инерционного, генетического подхода к прогнозированию, базирующегося на установлении тенденций развития и их экстраполяции, вторая — целевого (нормативного) подхода ТА
Среди методов первой группы наиболее широкое распространение получили методы простой экстраполяции, а также методы математического моделирования. Во второй группе — метод формирования межотраслевого баланса и метод прямого счета.
Определенная ограниченность этих методов не позволяет использовать их в "чистом" виде при прогнозировании в условиях быстрых качественных изменений в экономике.
Для повышения обоснованности прогнозов энергопотребления в условиях происходящих коренных изменений в развитии экономики во второй половине 80-х гг. был разработан методический подход, позволяющий в определенной мере адаптировать применяемые методы прогнозирования к новым условиям и усилить активность процедуры оценки достоверности результатов прогноза.
Основой этого методического подхода к прогнозированию энергопотребления являлось взаимодействие методов количественного детализированного расчета (нормативного метода прямого счета) и метода анализа важнейших тенденций энергопотребления.
Взаимодействие этих методов было достигнуто путем реализации разработанной системы процедур, основными из которых являются:
Построение базового варианта прогноза энергопотребления;
Построение прогрессивного варианта прогноза энергопотребления;
Оценка базового варианта прогноза на основании его сопоставления с прогрессивным;
Совершенствование базового варианта путем его модификации в результате учета дополнительных мер по повышению эффективности энергоиспользования и рационализации отраслевой структуры экономики.
Реализация предлагаемого методического подхода осуществлялась в виде итерационного процесса, принципиальная схема которого представлена на рис. 1.10.
Следует отметить, что расчеты, проведенные по такой методике, показали неплохую сходимость результатов и были положены в основу долгосрочных прогнозов потребностей в топливно-энергетических ресурсах, выполненных для Госплана СССР Всесоюзным научно-исследовательским институтом комплексных топливно-энергетических проблем (ВНИИКТЭП).
Согласованные |
Варианты |
||
Нормы |
Прогрессивных норм |
||
Базовая концепция |
Прогрессивные |
||
Экономики |
Варианты концепции |
+ ... |
Определение объемов производства и норм расхода топлива, и энергии |
Принципиальная схема операций прогнозирования энергопотребления
Кардинальные изменения, произошедшие в стране в 1991 и последующих годах привели к тому, что применявшаяся в С С С Р методология перспективного планирования экономики и энергетики оказалась практически неработоспособной.
Лишившись отлаженной прежней системы централизованного планирования и прогнозирования экономики энергетики, Россия еще не может воспользоваться и западными методами прогнозирования, например, методикой Международного энергетического агентства. Этому препятствует полное несоответствие первичной энергетической отчетности в России — СССР. Главное же, переживаемые Россией очередные революционные социально-экономические преобразования делают некорректной любую экстраполяцию сложившихся тенденций, являющихся основой западных методов прогнозирования.
Разрушение системы централизованного планирования при отсутствии информационной базы и концептуальных условий для применения западной методологии заставили работать по крайней мере нл переходный (10... 15 лет) период новую методологию прогнозирования энергетики для России в целом и ее регионов. Эта методология использует позитивные положения и средства прежней системы централизованного планирования, модернизируя и дополняя их идеями и инструментами, свойственными рыночной экономике. Именно она и была использована при разработке обосновывающих материалов и Энергетической стратегии России. Основные подходы этой методологии в следующем.
Во-первых, демилитаризация экономики и провозглашаемая переориентация ее приоритетов с тяжелой промышленности и производства средств производства на нужды потребителей заставляют рассматривать стиль и уровень жизни населения как основу для определения размеров и структуры энергопотребления. Это должно находить непосредственное отражение в методах его прогнозирования.
Во-вторых, крайне низкая эффективность использования энергии в России заставляет отдавать безусловный приоритет энергосбережению. Поэтому все методы и меры экономии энергии должны находить непосредственное отражение в новой методологии прогнозирования энергетики.
В-третьих, дерегулирование цен почти на все виды продукции, в том числе на нефть и уголь, заставляет непосредственно Учитывать в прогнозах сильную зависимость энергопотребления от динамики цен на энергоресурсы, а последних — от производственной структуры энергетики[7].
Четвертым обстоятельством, требующим пересмотра методологии прогнозирования энергетики, является коренная децентрализация экономики и реальный переход России к федеральному устройству. В этих условиях новая методология должна обеспечивать поиск компромиссов при выборе перспектив развития энергетики на федеральном, региональных и локальных уровнях, то есть учитывать реальность региональной энергетической политики.
Наконец, в современной ситуации неопределенность возможного развития экономики в перспективе в огромной степени определяется слабопредсказуемыми процессами, которые будут идти в ней в ближайшие годы. Это делает прогнозы энергетики очень условными. Поэтому определяющую роль должны играть не детальные расчеты, а укрупненные оценки перспективных направлений развития, многократно перепроверяемые различными методами. В этих условиях решающую роль приобретают суждения экспертов-специалистов.
Новая методология прогнозирования энергетики как целостная система еще только формируется. Многие ее положения пока находятся в стадии разработки, не все этапы работы формализованы в виде математических моделей и алгоритмов. Тем не менее, они уже дают приемлемые результаты даже в тех крайне сложных и неопределенных условиях, которые переживает в данное время Россия.