ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Выравнивание производства и диверсификация рынка
Как я уже упоминал, выравнивание производства намного больше отвечает разнообразным потребностям автомобильного рынка, чем плановое массовое производство. Мы можем с уверенностью утверждать это. Однако сложно с самого начала реализовывать стратегию диверсификации рынка и выравнивания производства одновременно. У этих двух элементов есть аспекты, которые не совсем сочетаются друг с другом.
Бесспорно, выравнивание более трудно в осуществлении, чем выполнение диверсификации. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что при должном усердии производственная система Тойоты может успешно с этим справиться. Поддерживая согласованность между рыночной диверсификацией и выравниванием производства, важно избегать использования специализированных устройств и оборудования, которые могли бы иметь более общее применение.
Возьмем, например, автомобиль Corolla — модель самого массового производства в мире в 1978 г. Для нее можно разработать точный помесячный план производства. Чтобы определить количество автомашин, выпускаемых в день, нужно общее количество машин, которое должно выпускаться за месяц, разделить на количество рабочих дней (количество тех дней, когда фактически идет производство).
На производственной линии должно выполняться также тонкое выравнивание. Допустить, чтобы седаны или купе выпускались единым потоком в течение определенного отрезка времени, противоречило бы идее выравнивания, при котором одно и то же изделие требует и потока, и партии. Конечно, если бы можно было запустить сразу две линии — одну только для седанов, другую только для купе, — выровнять производство стало бы легче.
К сожалению, это невозможно из-за ограничений в площадях и оборудовании. Что же можно сделать? Если одну производственную линию организовать таким образом, чтобы седаны и купе собирались в любой последовательности, тогда регулировать объемы было бы реально.
С этой точки зрения использование специализированного оборудования в массовом производстве — когда-то важный фактор снижения затрат — более не является наилучшей возможностью. Все больше значения придается усилиям, направленным на налаживание таких производственных процессов, которые являются специализированными и в то же время легко переналаживаемыми. Это становится возможным благодаря использованию станков и приспособлений, которые можно настраивать на минимальное количество деталей. Необходимо прилагать больше усилий для нахождения и использования минимального количества универсальных устройств и оборудования. Здесь мы должны использовать все знания и навыки для сохранения преимуществ массового производства.
Таким образом, подробно изучая каждый процесс, мы можем добиться согласованности между диверсификацией рынка и выравниванием производства и своевременно выполнять запросы потребителей. По мере того как потребности рынка становятся более разнообразными, мы должны уделять этой согласованности все больше внимания.