ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Система Форда и система Тойоты
Генри Форд (1863-1947), без сомнения, был основателем системы автомобильного производства.
Вообще говоря, способов производства автомобилей может быть столько, сколько существует автомобильных компаний или частных заводов. Каждый из них отражает философию бизнес-управления и индивидуальность людей, руководящих предприятием. Тем не менее основа автомобильного производства как современной отрасли промышленности — это система массового производства, примененная Фордом.
В США система Форда даже сегодня продолжает символизировать массовое производство и продажи. Такая система массового производства, иногда называемая автоматизированной системой, основана на концепции производственных потоков.
Это действительно система массового производства, при которой сырье проходит механическую обработку и по мере продвижения вдоль конвейера превращается в сборочные узлы. Затем различного рода составные элементы поставляются на каждый из этапов окончательной сборки, осуществляемой с помощью сборочной линии (конвейера), которая движется с заданной скоростью, результатом чего являются полностью собранные автомобили, один за другим сходящие со сборочной линии.
Чтобы уяснить различие между производственными системами Форда и Тойоты, давайте вначале поближе познакомимся с системой Форда.
Чарльз Е. Сорэнсен (Charles Е. Sorensen), первый президент компании Ford, сыграл в истории компании важную роль. Его книга «Сорок лет с Ford» (My Forty Years with Ford) дает советы и описывает историю развития компании Ford. Следующий отрывок живо описывает зарождение и развитие системы Форда:
«Как упростить сборку машины и сделать ее мобильной по отношению к поставкам необходимых для этого деталей? Мы с Чарли Льюисом, самым молодым и наиболее энергичным из работавших на сборке бригадиров занялись решением этой проблемы. Мы двигались к ее решению постепенно, и сначала занялись так называемыми быстро вращающимися деталями. Основные громоздкие узлы — двигатель или карданный вал — требовали больших пространств. Чтобы освободить для них место, мы оставили более легкие, компактные и легко переносимые детали в складском помещении, которое находилось в северо-западной части заводской территории. Затем мы договорились с отделом складирования, что они будут в определенные часы подвозить заранее отмеченное и упакованное нами количество комплектующих.
Такое упрощение поставок в буквальном смысле привело все в порядок. Я же продолжал испытывать недовольство. И тогда меня посетила мысль, что вся сборка будет проходить проще и быстрее, если мы будем перемещать сами шасси начиная с основания в одном конце завода, добавляя к нему оси и колеса, а затем постепенно перемещая его в складское помещение, вместо того чтобы перемещать детали со склада к шасси. Я попросил Льюиса разложить детали на полу таким образом, чтобы то, что нам требовалось в начале сборки, находилось в этом конце завода, а все остальные части были разложены вдоль траектории перемещения шасси. На планирование этого мы потратили все выходные в июле месяце. Однажды воскресным утром, после того как все запчасти были разложены надлежащим образом, мы с Льюисом и парой помощников собрали первый из когда-либо построенных на движущемся конвейере автомобиль.
Мы просто поместили шасси на полозья, к которым привязали буксирный канат, и тащили их вперед до тех пор, пока не были установлены оси и колеса. Затем шасси уже катили, стремясь показать, что может быть сделано. Демонстрируя этот своего рода конвейер, мы работали также и на некоторых вспомогательных линиях, например по сборке радиатора со всеми его шлангами, чтобы в нужный момент быстро разместить его на шасси. То же самое мы проделали с приборным щитком, устройством рулевого управления и катушкой зажигания»1.
Этот отрывок описывает первый эксперимент по налаживанию производственного потока в компании Ford. Основные черты поточного производства являются общими для любого автомобильного бизнеса в мире. Даже если сегодня некоторые производители — к примеру, компания Volvo — практикуют сборку всего двигателя одним человеком — это скорее исключение, а наиболее распространенной тенденцией является использование системы производственных потоков Форда или автоматизации. Хотя события, описанные Сорэнсеном, происходили еще в 1910 г., с тех пор суть процесса изменилась незначительно.
Производственная система Тойоты, так же, как и фордовская, основана на системе производственных потоков. Основное различие состоит в том, что если Сорэнсен думал над решением проблемы складирования запчастей, Toyota просто ликвидировала склады.