ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Менеджмент в стиле ниндзюцу
Можно понять тех, кто полагает, что единица продукции, выпускаемая при массовом производстве, обходится дешевле. Но это убеждение ошибочно.
В балансовом отчете компании любая работа рассматривается как источник добавленной ценности, а получаемая в результате продукция — как запасы или собственность. Но здесь-то и начинается путаница. Большее количество этих запасов часто остается невостребованным и не имеет добавленной ценности.
Увеличение производства — признак успешного бизнеса. Закупаются материалы, рабочие работают сверхурочно. И хотя запасы, которые они производят, не нужны, рабочие, естественно, требуют плату за сверхурочные часы, да еще и премию.
Мы привыкли к такой рабочей среде, в которой рост объема продаж и увеличение капитала, использования рабочей силы, машин и оборудования почиталось за благо. Менеджмент обычно был близорук, «за малым не видел большого». И естественно, менеджеры были заинтересованы в том, что составляло основу их мотивации, — в прибыли.
Сегодня мы можем довольно быстро произвести расчеты и с помощью их результатов выявить причину проблем. В 1966 г., когда мы начали выпускать модель Corolla, произошел следующий случай.
На модель Corolla был большой спрос, и она хорошо продавалась. Мы начали с плана выпуска 5 ООО машин. Я проинструктировал начальника цеха производства двигателей о том, что должно быть выпущено 5 ООО двигателей и что для этого необходимо задействовать около 100 рабочих. Через два или три месяца он доложил мне: «Мы можем производить 5 ООО единиц силами 80 рабочих».
Corolla продолжала хорошо продаваться.
И я спросил его: «Сколько рабочих нужно, чтобы произвести 10 ООО двигателей?»
Он тут же ответил: «160 рабочих».
Тогда я закричал на него: «Меня еще в школе научили, что дважды восемь будет шестнадцать. Ты думаешь, меня надо этому учить? Ты думаешь, я дурак?»
И вскоре 100 рабочих уже делали 10 ООО двигателей. Можно было бы сказать, что такое стало возможным благодаря массовому производству. Но это произошло благодаря использованию производственной системы Тойоты, с помощью которой любые потери, несогласованности и нецелесообразности были полностью исключены.
Я часто повторяю, что управлять надо не с помощью арифметики, а с помощью ниндзюцу — искусства быть невидимым. Сейчас объясню.
В других странах часто используются такие понятия, как «магия управления» или «маг менеджмента». Однако в Японии к понятию «менеджмент» чаще применяют термин «ниндзюцу». Еще детьми мы смотрели на приемы ниндзюцу в кино, когда герой вдруг исчезает. Такой прием в качестве метода менеджмента бывает очень полезным.
Для меня управление в стиле ниндзюцу подразумевает выработку навыков путем практических занятий. В наше время люди имеют склонность забывать о важности практических занятий. Конечно же, если навыки, которым вы обучаетесь, не относятся к творчеству или вашему увлечению, если для них не требуются особые способности, может показаться, что и в практических занятиях нет смысла. Но давайте посмотрим на реальный мир вокруг нас. Ни одной цели, как бы мала она ни была, нельзя добиться без соответствующей тренировки.
Если в США говорят о магии менеджмента, то в Японии мы можем назвать это менеджментом производственной системы Тойоты в стиле ниндзюцу, что отражает японский характер и культуру.