Продажи и управление продажами
Что такое управление ключевыми клиентами?
Управление ключевыми клиентами — это стратегия, которой пользуются поставщики для целевого выявления потребителей с высоким потенциалом и специального обслуживания их с учетом необходимых корректировок в маркетинге, администрации и обслуживании. Для того чтобы получить статус ключевого клиента, потребитель, во-первых, должен обладать высоким потенциалом покупок. Во-вторых, для ключевого клиента характерно сложное покупательское поведение, например, к этой категории относятся крупные структуры, отвечающие за принятие решения, с большим числом критериев выбора, которые часто располагаются в различных географических районах мира. Такая структура может заниматься разными функциональными областями и иметь разные операционные подразделения. В-третьих, статус ключевого клиента скорее всего предоставляется тем потребителям, которые хотят установить с поставщиком долгосрочные партнерские отношения или союзы. Такие взаимоотношения обеспечивают покупателям множество выгод, в том числе надежность поставок, сокращение риска, более оперативное решение проблем, более полные коммуникации и более высокие уровни обслуживания. Ключевые клиенты, которые разбросаны географически широко, часто называются национальными клиентами.
Общение с ключевым клиентом требует особого внимания со стороны продавца, которого у обычных торговых представителей на местах может не быть. Укажем некоторые основные обязан-
Ности менеджеров по работе с ключевыми клиентами. Это планирование взаимоотношений и их развитие с большим числом сотрудников в компаниях-заказчиках, мобилизация персонала и других ресурсов в своих структурных подразделениях для оказания помощи таким клиентам, координация и мотивация усилий и коммуникаций торговых представителей на местах при их общении с различными отделами, подразделениями и географически разбросанными ключевыми клиентами (Wotruba and Castleberry, 1993). Согласно исследованиям Хайза и Рейда (Hise and Reid, 1994) существует шесть наиболее критичных условий, необходимых для гарантирования успеха при осуществлении управления ключевыми клиентами:
•интеграция программы взаимодействия с ключевыми клиентами в общую схему продаж компании;
•понимание менеджерами высшего уровня значения ключевых клиентов и оказание ими поддержки этому направлению бизнеса;
•четкие, имеющие практическую направленность линии коммуникации между основными подразделениями продаж и обслуживания;
•установление целей и определение миссий;
•согласованные рабочие отношения между менеджерами по продажам и торговыми представителями на местах;
•четкое определение и идентификация потребителей, которые получат статус ключевых клиентов. Некоторые важные отличия между трансакционными продажами и управлением ключевыми клиентами показаны в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Различия между трансакционными продажами и управлением ключевыми клиентами
Общая цель Продажи |
Навыки иумения по продажам Сущность взаимоотношений |
Транащионные продажи
Формулирование вопросов, снятие возражений, завершение сделки Краткость, прерывистость
Управление ключевыми клиентами
Статус предпочтительного поставщика
Формирование доверия, предоставление обслуживания высшего уровня Продолженность, большая интенсивность
Цели торговых Завершение сделки представителей
Сущность Один или два торговых
Деятельности представителя торговы на потребителя
Представителей
Управление взаимоотношениями
В состав межфункци - ональной команды часто входит множество торговых представителей