Текущие вопросы управления закупками
Изменения в области снабжения компаний поставили отношения с поставщиками в центр внимания. Управление закупками в большой степени превратилось в вопрос управления отношениями с поставщиками. Для многих покупающих компаний переход от враждебных отношений к сотрудничеству все еще остается проблемой. Необходимо менять установки и поведение людей в фирмах-заказчиках. Для того чтобы воспользоваться плодами потенциальных преимуществ интегрированной производственной деятельности, необходимо убедить поставщиков осуществить определенные вложения. Однако основной проблемой в управлении связями с поставщиками является поиск равновесия между отношениями с высокой и низкой степенью заинтересованности. Представляется, что в настоящее время в качестве общих рекомендаций выдвигаются отношения высокой заинтересованности и партнерства. Поэтому покупающие фирмы должны тщательно анализировать, какой вклад может быть получен от конкретного партнерства, прежде чем вступать в отношения, требующие таких затрат ресурсов.
Второй значимый вопрос, стоящий в настоящее время, связан с внешними источниками. С середины 1980-х гг. консультанты и источники учебной литературы настоятельно рекомендовали компаниям сосредоточиться на «основных возможностях», в то же время деятельность, требующую других ресурсов, рекомендовалось осуществлять за счет снабжения из внешних источников. Эти «рецепты» характеризуются определенной однобокостью. В них подчеркиваются кратковременные преимущества и отчасти игнорируются долгосрочные последствия. Первое замечание состоит в том, что предсказание того, каковы будут основные возможности завтра, может оказаться непосильной задачей. Второе — в том, что покупающие фирмы должны также обращать особое внимание на внутренние источники снабжения. Вполне вероятно, что в определенных ситуациях клиент не найдет на рынке того, что ему нужно, не будет также возможности стимулировать поставщика в желаемом направлении. В таком случае компании-изготовителю нужно осуществлять эти виды работ на своих мощностях, даже если они не рассматриваются как «основные».
Третий вопрос, на который необходимо обратить внимание, связан с информационными технологиями. Коммуникации являются ключевым элементом закупок. Обмен информацией играет решающую роль внутри покупающей фирмы, так же как и в отношениях с поставщиками. Развитие информационных технологий тем самым обеспечивает покупающим фирмам значительные возможности, касающиеся как рационализации, так и развития. Основная задача состоит в том, чтобы в полной мере использовать информационные технологии, переводя в электронные средства связи обмен стандартизированной информацией (заказы, запросы и т. п.). С помощью такого перевода клиент и поставщик выиграют время для обсуждения и анализа других проблем и возможностей. Это будет необходимо, так как координация деятельности и интегрирования ресурсов имеет тенденцию к развитию и усложнению отношений высокой заинтересованности.
Lars-Erik Gadde Chalmers University of Technology Gothenburg
Donaghu, M. and Barff, R. (1990) *Nike just did it: International subcontracting and flexibility in athletic footwear production’, Regional Studies 24:537-52.
Gadde, L-E and Hakansson, H. (1993) Professional Purchasing, London: Routledge.