Развитие отслеживания окружающей среды
Системы управления развивались благодаря двум тенденциям: росту нестабильности, сложности и новизны изменений в среде, с которыми столкнулись фирмы;
а также снижению предсказуемости перемен в деловом окружении. Нефтяной кризис на Среднем Востоке в 1970-х повысил интерес к исследованию окружающей среды как к важному элементу стратегического планирования. Были разработаны методики и процедуры отслеживания среды и усовершенствованы организационные структуры и системы, поддерживающие этот процесс. Начало же исследованию окружающей среды было положено в середине 1960-х, когда рыночное окружение повсеместно изучалось только с целью экономических прогнозов. В последнее время стало понятно, что необходимо заглядывать за краткосрочные рыночные условия, чтобы охватить технологические, экономические, политические, социальные, культурные и демографические элементы среды.
Первые исследования окружающей среды провел Ф. С. Акилляр (Aquillar) в 1967 г. В этом, теперь уже классическом, исследовании процесс отслеживания среды получил первоначальную концепцию. Ф. С. Акилляр обнаружил недостаточно систематизированный подход к изучению среды, который был подтвержден в более поздних работах.
Фирмы, которые изучал Ф. С. Акилляр, собрали шестнадцать типов информации о деловом окружении: он классифицировал их по пяти группам, показанным в табл. 5. Большая часть информации о среде была посвящена новостям рынка; очень немного информации касалось технических новинок и более широких проблем.
Таблица 3 классифицирует источники информации согласно схеме Ф. С. Акил - ляра. Таблица 4 подводит итог его взглядам на важность некоторых источников рыночной информации. Четыре широких подхода к сбору данной информации таковы:
1. Ненаправленное наблюдение (т. е. наблюдение за элементами деловой среды без конкретной цели).
2. Обусловленное наблюдение (т. е. направленное наблюдение, но без активного поиска).
3. Неофициальный поиск (т. е. сбор конкретной информации неофициальным путем).
4. Формальный поиск (т. е. структурированный процесс по сбору конкретной информации согласно заранее поставленной цели).
Видно, что эти подходы различаются по следующим параметрам: масштаб анализируемой среды; причина анализа; степень активности поиска; формализован - ность процесса отслеживания; целевая ориентация деятельности.
Ф. С. Акилляр пришел к выводу, что отслеживание окружающей среды необходимо систематизировать. Усилия по исследованию среды очень часто раздроблены и тормозятся неспособностью участвующих в процессе менеджеров собрать и распространить информацию, которую пользователи сочли бы важной. Ф. С. Акилляр предложил высшему руководству участвовать в аналитической деятельности, чтобы теснее увязать ее со стратегическим планированием, а также для большей поддержки данных действий не только со стороны высшего руководства, но и всех менеджеров.
Широко распространены три модели систем отслеживания окружающей среды, которые представляют высокую степень систематизации, квалификации и
Таблица 5 Какая информация о деловом окружении нужна менеджерам?
|
Источник: Aquillar, 1967.
Примечания: рыночные новости (52%) были признаны на сегодняшний момент самой популярной категорией информации об окружающей среде, за ней следовали технические новости (17%) и более широкие проблемы (12%). Ф. С. Акилляр также классифицировал четыре подхода (а именно ненаправленное наблюдение, обусловленное наблюдение, неофициальный поиск и формальный поиск) к сбору информации об окружающей среде и два основных типа источников информации. См. табл. 3 и 4.
интенсивности источников. Нерегулярные системы откликаются на кризисы, порождаемые окружающей средой, и характерны для фирм, где культура стратегического планирования не очень хорошо сформирована. Они сосредоточены на поиске решений краткосрочных проблем. Немного внимания уделяется оценке будущих перемен в окружающей среде.
Периодическая модель более тщательно разработана, систематизирована, прогрессивна и интенсивно использует источники. Она подразумевает регулярный обзор микросреды и некоторых элементов макроокружения и ориентирована на будущее.
Постоянная модель акцентируется на постоянном отслеживании среды, а не на специализированных проблемах и событиях. Она базируется на опыте маркетинга, продаж, покупательской деятельности и т. д., руководит процессом обновления информации об окружающей среде, использует системы регулярной информации для анализа и распространения и ориентируется на долгосрочную перспективу.
Парадокс отслеживания окружающей среды в том, что к тому времени, как будет собран достаточный объем информации для анализа среды, может оказаться слишком поздно давать какой-либо ответ, так как угроза уже нависнет или возможность будет упущена. И. Ансофф (Ansoff, 1984) предлагает стратегический подход, который преодолевает данный парадокс, позволяя фирме разрабатывать своевременный ответ на непредсказуемые события, которые появляются как сюрпризы и развиваются очень быстро. В центре внимания лежит постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы, позволяющий улавливать сигналы о стратегических переменах, которые, по мнению фирмы, могут повлиять на ее работу. Подход И. Ансоффа направлен на стратегические вопросы, а не на традиционные элементы окружения. Подходы к изучению окружающей среды, движимые проблемами, также были разработаны Б. Нанусом (Nanus, 1982) иДж. Мерфи (Мег - phy, 1989).
Решение И. Ансоффом этого парадокса состоит в том, что вместо ожидания информации фирма должна определить, какие шаги в планировании и деятельности можно будет предпринять, когда стратегическая информация станет доступной в ходе эволюции угроз или возможностей.