Разветвление путей: кульминация в 1970-х гг
На мой взгляд, конец 1960-х и 1970-е гг. можно охарактеризовать как период растущей активности и интереса к государственной политике и маркетингу — непосредственно самого правительства, посредством Федеральной торговой комиссии (FTC), участников рынка в ответ (защиту), а также специалистов по маркетингу. Кульминация этого процесса рассматривалась в работе Ральфа Надера (R. Nader) «Unsafe at Any Speed» («Опасно на любой скорости») в 1972 г. К тому времени стала заметна тенденция ослабления регулирования соотношения затраты/прибыль, а также стало понятно, что представление о FTC как о «национальной няне», защищающей потребителей, явно преувеличено.
Как уже отмечалось выше, конец 1960-х-1970-е гг. являлись периодом роста протекционистских инициатив государственной политики, касающихся новых областей защиты потребителя. Все эти процессы были детально описаны, в частности в материалах Конференции по регулированию FTC маркетинга и рекламы, проходившей в 1989 г. в Нотрдаме (особенно см. Jones, 1990). Возможно, из всех событий данного десятилетия самым примечательным для маркетологов стало быстрое признание специфики потребительского поведения, в частности и маркетинга в целом, как подлежащих государственному регулированию областей. В личной беседе член комиссии FT С Мэри Гардинер Джонс (Mary GardinerJones) сказала: «По моему мнению, я являюсь экспертом в маркетинге и потребительском поведении. Но, по правде говоря, персонал FTC, как правило, не имеет должной квалификации». (Она наняла Мюррей Сильверман (Murray Silverman) в качестве своего помощника.)
На слушаньях FTC по практике современной рекламы в 1971 г. членам комиссии FTC и старшему персоналу была предоставлена возможность ознакомиться с тем, как участники рынка и рекламодатели реально осуществляют маркетинг и рекламу. Исследования и литература по экономическим и социальным вопросам, относящимся к рекламе, были обобщены в монографии Института изучения маркетинга (Pearce et al., 1971). Небольшой круг профессоров, специализирующихся на поведении потребителей, стали внештатными консультантами FTC (в основном раз в год). Вильям Вилки ( William Wilkie) из Бюро защиты потребителей стал первым представителем профессуры в FTG, за которым позже последовал Гарольд Касарьян (Harold Kassatjian) и другие (Murphy, 1990).
Довольно быстро при обосновании правовой базы стали обращать внимание не на мысли независимых экспертов по поводу отношения потребителей, а на интерпретацию полученных данных о том, что думают сами потребители. В самом деле, как консультанты, так и профессора, специализирующиеся на изучении потребителей, процветали в период эмпиризма. Новое поколение маркетинговых школ охватило большое количество тем по государственной политике, но, к сожалению, для их развития зачастую в качестве исследователей использовались студенты, что ставит под сомнение достоверность многих результатов.
К тому времени применение в маркетинге научных исследований поведения потребителей, которые в 1960-х гг. находились на ранней стадии, достигло зрелости. Стало очевидным разделение сфер маркетинга и государственной политики. На мой взгляд, основным — возможно, основным — фактором, содействующим росту интереса к исследованиям потребительского поведения, послужила их причастность к проблемам общественного мнения. Многие из сегодняшних ведущих профессоров в области государственного регулирования сначала, в отличие от их предшественников, занимались вопросами потребительского поведения, а не экономикой.
Если 1970-е гг. отражали период гиперактивности в маркетинге и политике государственного регулирования в США, то 1980-е гг., по большому счету, были временем ремиссии. Инициативы правительства утихли. Интересы участников рынка отошли в сторону в отсутствие ощутимого давления, а активность ослабла до появления экзогенного маркетинга (по крайней мере до тех пор, пока не стало шиком быть «зеленым») (см. «ЗЕЛЕНЫЙ» МАРКЕТИНГ). Значительную помощь в сохранении академического интереса в сфере политики государственного регулирования оказало появление «Journal of Public Policy and Marketing» («Журнал о государственной политике и маркетинге»), а также проведение Американской ассоциацией маркетинга серии конференций.
Отвечая на вопрос «а что же в 1990-х гг.?», я вижу огромный потенциал развития политики государственного регулирования в сфере маркетинга, написав об этом задолго до победы демократов на выборах 1992 г. и деятельности демократической администрации в области федерального регулирования. Мы пожертвовали регулирующими инициативами в табачной индустрии и маркировке пищевых продуктов (касающейся информации о питательности).
Особо следует отметить некоторые ключевые изменения, которые произошли в маркетинге.
Мы пережили технологическую революцию в коммуникациях, с одной стороны, позволившую потребителям выигрывать в плане контроля их медиа-окруже - ния (посредством нажатия кнопки пульта управления телевизором), и, с другой стороны, позволившую охватить с помощью телевидения большую, чем ранее было возможно, аудиторию. Вслед за изменениями в сфере массовых коммуникаций мы стали очевидцами роста прямого маркетинга, осуществляющего коммуникации с помощью телефона и электронной почты. Телефонный маркетинг, без сомнения, в большей степени склонен к обману в процессе продажи в отличие от национальной рекламы, коммерческий характер которой традиционно регулировался. (Конечно, потребители сами могут контролировать этот маркетинговый канал — повесив трубку или чаще используя мусорное ведро.)
Мы наблюдали быстрый рост этнических популяций в США, таких как испанцы и азиаты, для многих из которых английский не является родным языком. Следствием этого явилось повышение потенциала мошенничества в сфере маркетинга.
Мы испытали рост сектора услуг, где зачастую тяжело выявить тот фактор, по которому определяется состояние удовлетворенности потребителя в сравнении с желаниями поставщика услуг. Например, для потребителя оказывается легче судить о том, что консервный нож открывает банки, или о том, что стиральная машина стирает вещи, чем оценить собственное удовлетворение от комнаты в отеле, который обещал ее превосходное качество. Предоставляющие услуги фирмы, давая обещание, даже с хорошими намерениями, не соответствующее действительному состоянию, потенциально создают большую неудовлетворенность маркетингом, чем это происходит в отношении продуктов. Для концептуализации и оценки «обещаний, не соответствующих действительности», смотрите следующие работы: С. Грей - зера (Greyser, 1989), а также С. Грейзера и С. Диамонда (Greyser and Diamond, 1974).
На сегодняшний день проблемы политики государственного регулирования определяются скорее проблемами потребителей, нежели философией и идеологией. Это стало особенно очевидным на государственном уровне в США.
Еще одна значительная тенденция, относящаяся к маркетингу на общественной арене, проявилась двадцать лет назад, значительно усилившись в течение 1980-х гг. Проявился большой интерес маркетинга к проблемам социальной и некоммерческой сфер (см. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ). Отражая глубокий интерес к текущим исследованиям конкуренции, наблюдающийся в MSI, стали проводиться исследования по использованию маркетинга на службе обществу, возглавленные Полом Блумом. Основные проблемы в этой области (MSI, 1992)'.
1. Понимание социальной важности поведения потребителя/покупателя, включая поведенческую реакцию потребителя на риск, социальные компромиссы (например завышение цен по социально значимым параметрам) и проблемы уязвимых сегментов.
2. Повышение отклика на социальные нужды подразумевает этичность и эффективность, а также поощрение социально выгодного поведения.
3. Улучшение реакции общественных организаций на социальные нужды, включая оценку проектов и улучшение маркетинговых знаний общественных агентств.
Изучение как на практике, так и в теории того, что называется социальным маркетингом, расширило понимание маркетинга и его воздействия на общество.
Позвольте предложить некоторые заключительные соображения о маркетинге и политике государственного регулирования. Они не являются новыми, но я верю, что они до сих пор имеют значение в решении проблем регулирования маркетинговой деятельности. Я и мой старший коллега Рэймонд А. Бауэр (Raymond А. Bauer) 25 лет назад опубликовали статью в «Harvard Business Review», озаглавленную «Диалог, которого никогда не бывает», в которой говорится, что существование двух взглядов на мир потребителя — двух различных концепций роли рынка и маркетинга в нем — создает коммуникационный пробел между бизнесом, в частности маркетологами, с одной стороны, и сторонниками регулирования и критиками, с другой стороны (Bauer and Greyser, 1967). Эта точка зрения остается актуальной и сегодня, поскольку мне кажется, что пробел все еще существует, но я также верю, что исследование, даже хорошо разработанное и выполненное, может лишь наполовину заполнить данный пробел. Например, существование двух точек зрения приводит к тому, что маркетологи рассматривают рекламу как средство убеждения, а сторонники регулирования — как средство информирования (см. РЕКЛАМА). Более подробно об этом см. Greyser, 1983.
Рассмотрим пять ключевых слов или фраз: конкуренция, товар, потребности, рациональность и информация. Позвольте мне сравнить типичный взгляд сторонников регулирования (ссылаюсь на то, что большинство сторонников регулирования являются юристами или экономистами) с типичным деловым мнением.
Сторонники регулирования фокусируются на конкуренции и вопросах цены (обычно цены на основе затрат), в то время как деловой взгляд на конкуренцию связан с дифференциацией продуктов (чтобы помочь выйти из ценовой конкуренции) и с ценой, основанной на их ценности для потребителя.
Сторонники регулирования стремятся рассматривать товар только с точки зрения его базовой (первичной) функциональности. Предприниматели в основном связывают дифференциацию с вторичными функциями, первичные функции определяют категорию товара, что приводит к частому предложению марок по принципу «мы тоже».
Потребности рассматриваются сторонниками регулирования в тесной связи с первичной функцией (машина для передвижения). На самом деле взгляд предпринимателей говорит о том, что потребительские нужды заключают в себе любое желание, по которому можно дифференцировать товар, включая и психологическую дифференциацию (например представления о собственном имидже).
Рациональность для сторонников регулирования является эффективным связующим звеном между товаром и потребительскими нуждами. Деловые люди, и особенно маркетологи, являются в большей степени агностиками: любое потребительское решение, которое служит выражением личных интересов потребителя, является рациональным.
Наконец, для сторонников регулирования информацией является все, что облегчает сравнение функций товара с потребительскими нуждами; по мнению маркетологов, этот взгляд слишком узок. Маркетологи более широко рассматривают информацию в качестве средства полного и правдивого представления товара в глазах потребителей.
Stephen A. Greyser Harvard University
Bauer, Raymond A. and Greyser, S. A. (1967) ‘The dialogue that never happens’, Harvard Business Review November—December.
Greyser, S. A. (1983) ‘Advertising as information and persuasion in the marketplace’, presentation to Federal Trade Commission, May.
Greyser, S. (1989) ‘Services and satisfaction keys to the ’90s agenda’, Mobius Fall
Greyser, S. A. and Diamond, S. L. (1974) ‘Business is adapting to consumerism’, Harvard Business Review September-October.
Jones, Mary Gardiner (1990) ‘The Federal Trade Commission in 1968’, in Murphy, Patrick E. and Wilkie, W. L. (eds.), Marketing and Advertising Regulation. Notre Dame, Indiana. University of Notre Dame.
MSI (1992) MSI Call for Proposals, Cambridge, MA. Marketing Science Institute.
Murphy, Patrick E (1990) ‘Past FTC participation by marketing academics’, in Murphy, Patrick E. and Wilkie. W. L. (eds.). Marketing and Advertising Regulation, Notre Dame, IN University of Notre Dame.
Myers, J. G., Massy, W. M. and Greyser, S. A. (1980) Marketing Research and Knowledge Development, Englewood Cliffs: Prentice-Hall.
Nader, Ralph (1972) Unsafe at Any Speed, New York: Grossman.
Pearce, M. Cunningham, S. M. and Miller. Avon (1971) (under the supervision of R. D. Buzzell and S. A. Greyser) Appraising the Economic and Social Effects of Advertising, Cambridge. MA. Marketing Science Institute.