Отношения между организациями
Ф. Вебстер (Webster, 1992) особенно выделяет некоторые изменения роли маркетинга в организации, такие как переход от единичных сделок к прочным связям и последующее движение к стратегическим альянсам между независимыми фирмами. Он полагает, что поскольку традиционные четкие границы между фирмой и ее маркетинговым окружением стираются, то и традиционное разделение функций в самой фирме станет менее заметным. Его аргументы приводят к следующим основным выводам:
♦ На корпоративном уровне функция маркетинга в сетевой организации приобретет уникальную роль, отличную от традиционной, — будет способствовать разработке и оценке стратегического партнерства с поставщиками и технологическими партнерами.
♦ На уровне стратегической бизнес-единицы менеджеру по маркетингу придется решать, какие маркетинговые функции будут востребованы рынком и какие из них будут реализованы стратегическими партнерами, а какие — самой фирмой.
♦ На оперативном уровне акцент переносится с убеждения и манипуляции на формирование взаимовыгодных отношений сотрудничества с потребителем. Действительно, в США, как предсказывает П. Диксон (Dickson, 1994), организация продаж по этому принципу станет доминирующей организационной формой для тех компаний, которые осуществляют внутренние продажи, и некоторые признаки развития в этом направлении наблюдаются и в европейских компаниях (Mitchell, 1994).
Основной довод заключается в том, что новая роль и ответственность маркетинга требуют организационного подкрепления, хотя Ф. Вебстер довольно расплывчато высказывался насчет возможных в данном случае организационных форм. Более детальное описание возможного влияния сетей и альянсов на маркетинговую организацию приводится у Р. Акрола (Achrol,1991).
Постепенное изменение роли маркетинга в организации приобрело существенное значение и для профессионального и административного роста сотрудников благодаря эволюции организационных форм (Alfred et al., 1996). Огромное количество доказательств говорит о том, что личный успех в XXI в. опирается на:
1. Основанную на знаниях техническую специализацию.
2. Межфункциональный опыт.
3. Способность поделиться ролью лидера.
4. Навыки самоуправления.
5. Личную гибкость, надежность и способность к интегрированию.
Эволюция сетевых структур и других усложнившихся организационных моделей определяет продвижение по служебной лестнице.
Компании, ориентированные на маркетинг
Р. Акрол выделил две концепции инновационных маркетинговых моделей как результаты изменения внешней среды: это компания рыночного обмена и компания маркетинговой коалиции. Обе организационные формы рассматриваются как «неотъемлемая часть комплексных сетей функционально специализированных фирм», и обе представляют собой межорганизационные системы, в которых ключевые сферы управленческой деятельности перекрывают друг друга.
Такая компания сравнивается с брокерской компанией или с основанной на рыночной информации расчетной палатой, где стратегическим ядром является всемирная сеть маркетинговых офисов и информационных центров — «компания, основанная на маркетинговой информационной сети». Прототипом такой организационной формы являются «полая корпорация» (в которой производственные и другие операционные функции переданы внешним контрагентам, а остаются только маркетинговые функции) и японские торговые дома. Действительно, множество схожих черт прослеживается между компанией рыночного обмена и крупными оптовиками XIX в., стимулирующими всю рыночную цепь (Shaw, 1915).
Компания маркетинговой коалиции
Данная форма организации понимается как координирующий центр сети стратегических альянсов, подобно тому, как компания рыночного обмена является квазирынком, компания маркетинговой коалиции является квазиорганизацией. Р. Акрол утверждает, что эта организация отражает определенные ключевые изменения в окружении: тенденцию фирм к ограниченному самостоятельному производству исходных товарных компонентов; растущее понимание необходимости инновационного климата; стремительный рост стратегических альянсов.
Существенное отличие, подмеченное Р. Акролом, заключается в том, что компания рыночного обмена является организующим ядром для развития информационного рынка и заключения комплексных сделок, в то время как компания рыночной коалиции является ядром для организационного разделения функций в рамках альянсов, состоящих из специализированных фирм. Сходство этих моделей в том, что обе являются межорганизационными и обе имеют одну центральную функцию — маркетинг. Он также утверждает, что управленческий акцент смещается с внутренних процессов на перекрывающиеся процессы.
Поэтому приоритет будет иметь не внутренняя структура и разделение функций между подразделениями, а создание «альтернативных или субституциональ - ных организаций» (Achrol1991): установление поведенческих норм, а не иерархический контроль и развитие «квазисудебной системы» управления.
Подтверждением логики Р. Акрола служит развитие различных сетей для решения маркетинговых задач. Представление о маркетинговой организации будущего может опираться на развитие лучшего и более интегрированного представления о сетевой организации.
Сетевая форма организации является альтернативой традиционной иерархической форме (Cravens etal., 1994). При этом основная концепция — формирование взаимоотношений между несколькими корпоративными подразделениями, независимыми организациями и предпринимателями. Взаимоотношения между участниками системы могут быть как вертикальными по цепочке создания ценности, от поставщиков до конечных потребителей, так и горизонтальными, между реальными или потенциальными конкурентами. Основное свойство сети — гибкость и готовность к изменениям. Успешные сети обычно управляются потребителями и базируются на их нуждах и предпочтениях. В отличие от традиционной командной и контролирующей иерархической структуры в них немного уровней власти, а партнеры по сети больше заняты активным взаимодействием, чем вертикально разделенными функциями. Участники сети связаны с помощью отлаженной информационной системы и системы поддержки решений, зачастую в глобальных масштабах. Такая система выполняет многие командные и контролирующие функции традиционной организации. Успех стратегических альянсов и других сетевых фирм основан на доверии между партнерами благодаря совместному использованию информации.
Ни одна форма сетевой организации не идеальна. Более того, сети не всегда лучше традиционных форм:
Как и более ранние концепции децентрализации или стратегических бизнес - единиц, многие новые организационные формы выдвигались как панацея от любой болезни менеджмента. Но это не так. Каждая форма применима лишь к определенной ситуации и, что более важно, каждая требует развитой инфраструктуры, культуры и системы измерений и вознаграждений. Если все организовано правильно, эти разрозненные фирмы могут мобилизовать интеллектуальные ресурсы для определенных целей и получить ошеломляющие результаты. А если в их организации допущены ошибки, они становятся даже менее эффективными, чем консервативные иерархии.
(Quinn, 1992)
Стимулом к формированию сетей может стать резкое рыночное или технологическое изменение и дефицит ресурсов или навыков. Условия, которые подталкивают к внедрению сетевой структуры, таковы: быстрое изменение технологий, укороченный жизненный цикл продукта, рыночные структуры, опирающиеся на сегментирование по предпочтениям, и рынки, выходящие за национальные границы (Achrol, 1991).
Процесс формирования сетей
Предприниматели, скорее всего, организуют сети, когда традиционная вертикально интегрированная, иерархично организованная компания сталкивается с радикальными переменами, свидетельствующими в пользу сетевой парадигмы (Cravens et al., 1994). Старейшие формы организационных моделей меняются и в крупных компаниях, хоть и медленнее, чем в более мелких. Например, Sara Lee Corp. (бакалея и другие продукты питания, Coach, Hanes Bali и т. д.) в 1997 г. объявила о стратегической переориентации с капиталоемкого производства на рынок. Сети подразумевают меньшее количество людей, фигурирующих в платежной ведомости, иные управленческие задачи, значительные культурные изменения и сложные отношения сотрудничества с другими организациями.
Некоторые компании успешно конкурируют, внедрив более гибкие и адаптивные организационные формы. Например, Benetton (одежда) и Dell (персональные компьютеры) имеют несколько сетевых характеристик. Однако самый яркий пример — «полые» или «виртуальные» корпорации, где центральная организация координирует взаимодействие сети независимых специализированных единиц.
Классификация сетей
Новые формы организаций классифицируют по двум критериям: первый — продолжительность изменений во внешней среде, и второй — тип взаимоотношений (сотрудничество или трансакции) между участниками сети (Cravens et al., 1996).
От характера перемен окружающей среды зависит, какие структуры организации помогут приспособиться к переменам (Achrol, 1991). Очень непостоянные условия диктуют создание гибкой внутренней структуры, а внешние отношения между организациями могут измениться (или прекратиться) через какое-то время. Если конкурентное окружение более предсказуемо, отношения между организациями могут иметь характер сотрудничества. Партнеры могут посвящать много времени и ресурсов развитию взаимоотношений и работать на общие стратегические цели.
Модульная модель дает перспективный каркас для разработки сетевых организаций в нестабильных условиях. Модульность заключается в построении комплексного продукта или процесса, состоящего из малых подсистем, которые могут быть разработаны как независимые логически целостные функции (Baldwin & Clark, 1997). Модульность делает возможным объединение нескольких организаций, каждая из которых отвечает за модуль или подсистему. Модульность может быть применима при разработке и производстве продукта и на других стадиях в цепи создания ценности. Модульность возникла в компьютерной индустрии и связана в основном с производственными процессами. Тем не менее эта парадигма занимает важное место в организационных моделях, особенно при вовлечении независимых участников в сетевые организации.
Второй критерий классификации сетевых организаций — тип отношений между участниками сети. Их характер может варьироваться от сотрудничества до трансакционных связей. Сотрудничество предполагает продолжительные связи между участниками, напоминающие договорные отношения, описанные И. МакНейлом (McNeil, 1978). Трансакционные связи не предполагают длительного взаимодействия между отдельными участниками.
Типы связей между фирмами зависят от функций, выполняемых участниками, изменчивости внешней среды, свойств и нужд потребителей, структуры рынка, сложности технологии, уровня компетенции координирующей организации. В сети может быть несколько типов связи, но классифицируют ее по доминантным отношениям. Определяющих типов сетевой организации выделено четыре (Cravens et al., 1996):
♦ Полая сеть.
♦ Гибкая организация.
♦ Сеть создания ценности.
• ■ ♦ Виртуальная сеть.
Эта организационная форма, которая основана на трансакциях, фокусируется на потребителе и подходит для работы на одном или нескольких рыночных сегментах (Achrol, 1991). Термин «полая сеть» означает, что центральная организация привлекает другие организации (и людей). В этом случае конкурирующими организациями оказываются те, которые координируют разветвленную сеть покупателей и продавцов (Achrol, 1991).
Компания рыночного обмена, описанная Р. Акролом (см. выше), — одна из возможных разновидностей модели полой организации. Полая организация сглаживает слишком быстро меняющуюся обстановку, функционируя подобно маркетинговой организации, которая может переключиться на новые возможности и источники предложения. Она не выполняет непосредственно функции исследования и разработки товара или его производства. Технологии находятся в руках участников такой сети.
Гибкая организация оперирует в условиях большой неопределенности, но имеет межсетевые связи, которые носят долгосрочный характер в духе сотрудничества. Сеть, как правило, управляется командой, которая создана в ее рамках, определяет нужды потребителей, разрабатывает продукты и изыскивает источники поставок. Организация разрабатывает целый ряд новых продуктов в целях удовлетворения быстро меняющихся требований потребителей.
Одна из версий гибкой организации — «паутина» (Quinn, 1992). Ей свойственны тесные связи между узлами и координирующей компанией, но каждая узловая компания работает независимо, лишь выполняя задачи, поставленные центральной организацией. Для рыночного окружения данной модели характерны быстрая реакция, высокий уровень добавленной стоимости и высокий риск. Координирующая компания может управлять предложением, включая в свою сеть множество узловых компаний.
«Основной движущей силой являются потребители, которые заставляют действовать более гибко и чутко и предлагать более сложные услуги и продукты» (Quinn, 1992). Чтобы отвечать на разнообразные потребности рынка, организации необходимы глубокие знания, технологическая осведомленность и способность быстро реагировать.
Сети создания ценности
Компании, формирующие подобного рода сети, могут конкурировать на таких рынках, где предпочтения размыты и сегменты выделить трудно. Данная форма организации может использовать глобальную сеть поставщиков и отличается от виртуальной сети тем, что ключевая организация может выполнять лишь немногочисленные функции по созданию добавленной стоимости. Тем не менее ключевая организация в данном виде сетей несет ответственность за инновации и разработку товаров. Томми Хилфайгер (одежда) предлагает несколько характеристик этой формы организации.
Организационная форма в виде сети создания ценности возникает в целях приспособления к рыночной ситуации, когда не требуются сложные технологии и создание персонифицированного продукта. Данная форма организации может быть актуальна в отраслях по производству одежды, специальной фурнитуры, очков и услуг.
Виртуальная сеть
Виртуальная сеть — это преобразованная традиционная организация, одна из версий виртуальной корпорации (Business Week, 1993). Название «виртуальная корпорация» применяется по той причине, что она имеет долгосрочную ориентацию на сегментированные рынки, конкурируя на рынках с низким уровнем неопределенности. В отличие от полой организации виртуальная сетевая организация реализует основные возможности в инновации товаров и достижении эффективности (Achrol, 1991). Она может включать многие элементы традиционных функций, но с несколько иным способом выполнения. Эту форму может выбрать традиционная организация, требующая реформирования, или предприниматель, который стремится найти возможности долгосрочного роста и снизить риск, объединившись в сеть с другими организациями. Высокая стабильность окружающей среды побуждает к сотрудничеству между участниками сети и потребителями. Примеры виртуальных сетей — компании General Electric, Hewlett Packard и Motorola. Доступ к рынку и владение технологиями — главные двигатели в этих и других организациях, основанных на отношениях сотрудничества.
Секционные организации
В последнее время в нескольких сферах, например в предоставлении профессиональных услуг, появилась еще одна организационная форма, названная секционной организацией. Цель секционной организации — поддержка деятельности предпринимателей (Alfred, 1996). Секционная организация работает как вспомогательный механизм, способствующий применению высокопрофессиональных навыков ее участников (секций). Она состоит из секций (самоуправляемых групп), которые могут функционировать автономно, но при взаимодействии друг с другом достигают гораздо лучшего результата. По некоторым признакам секционные организации можно отнести к сетям. Возможно, это развивающаяся новая форма или гибридная форма полой или гибкой организации.
Мультифирмы и многоотраслевые сети
Если смотреть шире, то сети можно разделить на единичные и мультифирмы, одноотраслевые и многоотраслевые, а также постоянные и временные (Achrol, 1997). С этой точки зрения сети могут быть следующих типов:
♦ Внутренние рыночные сети — преобразование иерархической, сложной фирмы в относительно независимые внутренние единицы. Например, General Motors провела реорганизацию, разбив все производство на восемь внутренних подразделений, каждое из которых работает автономно и может продавать продукцию как на внешнем рынке, так и в рамках GM.
♦ Вертикальные маркетинговые сети: маркетинговый канал координируется специалистом по маркетингу или по технологии. К примеру, IKEA, шведский розничный продавец мебели, управляет глобальной сетью из 2300 поставщиков в 67 странах, торгуя ассортиментом из 10 ООО наименований товаров по ценам на 30% ниже, чем у конкурентов.
♦ Концентрические сети — устойчивые связи между фирмами, работающими в различных отраслях, и фирмами, связанными с ними вертикальными отношениями обмена. Эти отношения характерны глубокими взаимосвязями и общими ресурсами, стратегией и культурой. Прототипами являются японские и корейские keiretsu и chaebol корпоративные группы. Пример разновидности keiretsu — вирджинская группа, работающая в различных сферах — музыка, развлечения, средства связи, финансовые услуги и разнообразные потребительские товары, связанные маркой Virgin и финансируемые преимущественно организациями-партнерами.
♦ Временные сети — специализированные фирмы, формирующие временные образования вокруг конкретного проекта или задачи. Прототипом можно считать объединения прямого маркетинга, предлагающие новый ассортимент товаров через Интернет.
Все эти взгляды подтверждают многообразие и возможную сложность сетевых организаций и роли маркетинга в них, и эти новые организационные формы еще не до конца поняты:
сетевые и виртуальные организации существуют уже давно, хотя наши возможности определить и сформулировать их подлинную суть все еще ограниченны.
( Gummesson, 1994).
Принимая решение, как развивать и развивать ли вообще сетевую организацию, необходимо рассмотреть некоторые стратегические аспекты (Cravens et al., 1994):
♦ Определение ключевых компетенций. Основная причина объединения в сеть заключается в том, что каждый участник может делать что-то такое, чего не могут другие. Таким образом, определение ключевых компетенций — первый шаг к формированию сети.
♦ Устойчивые и управляемые отношения. Сети могут использовать сделки, длительное сотрудничество и комбинированные отношения. Сетевые отношения могут быть вертикальными с другими участниками системы по созданию ценности (поставщики, производители и посредники) или горизонтальными с конкурентами. Последняя форма — самая сложная и отличная от традиционной. Отношения строятся не на властной, а на равноправной основе.
♦ Организационная культура и сети. Организация сетей может повлиять на существующую корпоративную культуру, особенно в международных альянсах. Партнеры должны иметь желание и способность идти на уступки.
♦ Достижение эффективности сети. Надо сравнить преимущества, которые организация получает от объединения в сеть, с ценой возможного отказа от стратегических целей. Полезно также сравнить ожидания с результатами работы сети.
♦ Требования к штату. Формирование и управление сетевой организацией требует различных управленческих навыков, отличных от тех, которые требуются в иерархической организации, и в данном случае существуют большие возможности роста для менеджеров. Ориентированные на работу в команде управляющие, которые могут управлять сложными проектами, будут эффективно работать и в сетях.