Организация маркетинга и рыночные изменения
Наиболее традиционные причины перемен связаны с внешней средой маркетинга, например:
♦ Изменившиеся запросы клиентов отражаются на рыночном спросе, что вызывает необходимость в новых подходах к созданию ценности и, как следствие, организационную перестройку (Webster,1997; Piercy 1997).
♦ Власть маркетинговых каналов, особенно в глобальном контексте, разрушает многие традиционные представления об отношениях между производителем и дистрибьютором (Piercy & Morgan, 1989) и о торговых структурах (Piercy, 1985), приводя к разработке моделей стратегического маркетингового партнерства вместо традиционных моделей конкуренции.
♦ Требования конкуренции и покупателей привели к необходимости внедрения стратегий маркетинга отношений (McKenna, 1991b; Christopher et al., 1992; Gummesson, 1994a). Так, например, компания Xerox и другие большие компании порвали со многими поставщиками, а с оставшимися наладили взаимовыгодное сотрудничество. Другим примером служит так называемый «просьюмер» — потребитель, активно вовлеченный в процесс развития нового продукта (Mitchell, 1994).
♦ Ф. Вебстер (Webster, 1992) раскрыл понятие непрерывности маркетинговых отношений, идущих от маркетинга на основе взаимодействия к сетевой организации, которая возникает на основе альянсов фирм, составляющих конфедерацию или коалицию. Сетевая организация предусматривает радикальное изменение организации маркетинга как с позиции угрозы ее существованию и изменившимся отношениям с другими функциями в фирме, так и с позиции возможности вертикального разделения большинства маркетинговых функций (Achrol, 1991).
Одновременно на традиционную роль отдела маркетинга влияет множество изменений внутри организаций, например:
♦ Возникновение всеобщего управления качеством подняло рад вопросов об отношениях между маркетингом и производством во многих организациях, хотя центральной для философии всеобщего управления качеством является концепция маркетинга.
♦ Влияние системы управления цепочкой поставок и модели «lean enterprise» устранения потерь и повышения надежности поставок в сети подняло ряд вопросов о сохранении роли маркетинга (Piercy, 1998).
♦ Новые информационные технологии изменили многие ключевые предположения об организационных структурах, включая и сферу маркетинга (Day, 1997).
♦ Выдвигаются утверждения, что маркетинговая концепция является устаревшей парадигмой, с соответствующим выводом о жизнеспособности традиционной организации маркетинга (Naumann & Shannon, 1992).
♦ Новые подходы в менеджменте делают акцент на управлении командами, процессами и изменениями, а не на формальных структурах; например Д. Кравенс, Ш. Шип и К. Кравенс (Cravens, Shipp & Cravens, 1994) считают, что основными целями организационных изменений должны быть снижение затрат, гибкость, создание конкурентных преимуществ на основе возможностей компании.
Не раз предпринимались попытки охватить подобные аспекты, чтобы описать новые маркетинговые структуры с помощью вероятностных моделей.
Например, Уэтс и Андерсон (Weitz & Anderson, 1981) предложили анализировать окружающую среду с точки зрения: сложности — количества элементов во
внешнем окружении организации, например, количество обслуживаемых товарных рынков; взаимосвязей — зависимости между ключевыми элементами окружения, например концентрации розничных распространителей; предсказуемости — степени стабильности и разнообразия во внешней среде и соответственно ее неопределенности. Они предложили пояснительную модель структуризации маркетинговой деятельности, связывая элементы информационной и окружающей среды с выбором организационной структуры, как показано на рис. 3. Они приходят к выводу, что сложность внешней среды приводит к образованию децентрализованных или матричных форм организационной структуры маркетинга, в то время как непредсказуемость и взаимосвязанность обусловливают создание структур, ориентированных на товар или программу.
Сравнительный анализ возможных состояний окружающей среды, основанный на теории информации, можно найти в работах X. Хакансона и К. Остберга (Hakansson & Ostberg, 1975) и И. Нонака и Ф. Никозии (Nonaka & Nicosia, 1979). Эти работы особенно удачны в плане рассмотрения сетей или стратегических альянсов, поскольку в них делается акцент на социальных взаимоотношениях как одном из аспектов окружающей среды, который влияет на роль и форму маркетинговой структуры.
Сложность внешней среды |
Р. Рукерт и др. (Ruckert et al., 1985) попытались объединить различные вероятностные подходы в модели типичных организационных форм, как показано на рис. 4. В основе лежат структурные характеристики (централизация, формализация и специализация) и среда организации (внутренняя и внешняя), определяющие в итоге четыре формы: бюрократическую, органическую, транзакционную и структуру отношений.
Децентрализованная организация (подразделения по товарам) |
Функциональная организация (продажи, реклама и т. д.) |
Матричная организация (группы по товарам, привлекающие функциональные ресурсы) |
Управление торговыми марками (менеджеры торговых марок плюс функциональные специалисты) |
Широкие |
Узкие |
Непредсказуемость и взаимосвязанность переменных внешней среды |
Узкие Широкие |
Рис. 3. Характеристики внешней среды и организация маркетинга |
Бюрократическая форма • В условиях низкой неопределенности, повторяющихся специфических задач • Эффективна и действенна, но плохо адаптируется к изменениям • Пример: функциональная организация маркетинга, корпоративные/дивизиональные торговые усилия. отдел маркетинговых исследований на уровне корпорации в целом |
Трансакционная форма • В условиях низкой неопределенности внешней среды, повторяющихся общих задач • Эффективна, но плохо адаптируется • Примеры: заключение контрактов с внешними контрагентами на выполнение рекламы, транспортировки, исследований рынка |
Органическая форма • В условиях высокой неопределенности внешней среды, изредка требующей решения специфических задач • Хорошо адаптируется, но менее действенна • Примеры: управление продукцией, специализированные отделы продаж, специалисты по маркетинговым исследованиям работают в составе групп по товару |
Форма, основанная на отношениях • В условиях высокой неопределенности анешней среды, при нерутинных, специфических задачах • Хорошо адаптируется, но менее действенна • Примеры: долгосрочные контракты с рекламными агентствами, продолжительные отношения с консалтинговыми фирмами |
Рынок или иерархия Внутренняя организация Внешняя организация |
Структура |
Рис. 4. Образцы форм организации маркетинговой деятельности
Источник: Р. Рукерт, 1985.
В бюрократической форме маркетинговые обязанности выполняются в рамках структуры, которая представляет собой функциональный отдел маркетинга или отдел, ориентированный на продажи. Органическая структура акцентируется на децентрализации и высокой рыночной неопределенности, что приводит к специализации по товарам или рынкам. Трансакционная форма представляет собой такое распределение маркетинговых задач, когда отношения с внешними поставщиками устанавливаются с помощью централизованных или формальных структур, например отдела логистического обслуживания закупок. Структура отношений связана с ситуацией неопределенности, когда разовый контракт или трансакционная форма заменяется долгосрочными отношениями с внешним поставщиком. Такой анализ первичных форм, основанный на партнерских отношениях, связан с развитием новых организационных форм маркетинга.