Некоторые спорные вопросы
Во многих отношениях бюджеты помогают менеджерам осознать организационные роли и действия. Несколько примеров проиллюстрируют этот аспект:
1. Осознание «фактов». Бюджет помогает менеджерам понять ситуацию с помощью определенных толкований событий, происшествий и проблем. Например, отчет может показывать, что отдел А достиг выручки с продаж в размере £500 000 в период с июня по декабрь 1999 г. Это описание положения дел. Однако мы можем использовать бюджет для интерпретации этого факта. Мы можем показать, что этот уровень продаж был на 50% ниже запланированного, что незамедлительно дает другую точку зрения на состояние дел. При использовании бюджета как точки отсчета возможно установить адекватность уровня продаж в £500 000.
2. Осознание целей. Бюджет помогает представить пожелания топ-менеджеров внутри организации и разделить комбинации затраты/выпуск готовой продукции на выполнимые и желаемые. С одной стороны, бюджет дает возможность осознать ценности и цели главных лиц организации. С другой стороны, изменения в этих ценностях и целях обычно отражаются в бюджетах, которые играют важнейшую коммуникативную роль.
3. Осознание власти и авторитета. Бюджет дает осознание распределения авторитета и власти внутри организации, в смысле контакта руководства и подчиненных, отражает то, что ожидает топ-менеджер от подчиненных относительно размеров выручки, прибыли, затрат и других показателей.
4. Осознание организационной культуры. Бюджет также является важным индикатором «культуры» или «климата» организации. Эти понятия относятся к принципиальным ценностям, убеждениям и социальным нормам, касающимся общественных взаимодействий внутри организации. Культура организации обычно выражается в символах, ритуалах, церемониях и характерных формах разговора, одежды и языка, во всем, что пронизывает жизнь организации. Бюджет во многом способствует этим характеристикам.
5. Создание объективной и упорядоченной организации. Суммы и категории, указанные в бюджете, в большинстве случаев объективны. Однако эта объективность может проявиться только после того, как бюджетные суммы и категории будут обработаны до появления четкого представления. Например, торговый представитель может оказывать влияние на оценку объема продаж следующего года, которую он использует в своей деятельности, действуя в рамках своей квоты как часть системы. Бюджеты также помогают осмыслить понятия порядка и рационального планирования по их формальным признакам, но это не единственная причина того, что однажды составленные бюджеты участвуют в процессе контроля.
В свете этих вопросов можно сделать некоторое обобщение о взаимосвязи между бюджетами и социальными отношениями в организациях:
♦ Бюджеты воздействуют на состояние индивидуальной работы и уровень производительности.
♦ Эти индивидуальные результаты смягчаются или оказываются под влиянием групповых, организационных и социальных норм и убеждений.
♦ Бюджеты — это двусторонний социальный феномен: существует публичная, рациональная сторона и частная, политическая; каждая из них одинаково реальна и действует в жизни организации.