Модель квалификации логистики мирового уровня
Каковы характеристики логистики мирового уровня? Ключ к лучшему пониманию того, что является высокой квалификацией в логистике, может быть найден в соотношении между различными навыками, движущей силой и способностями. Навык — это действия, имеющие отношение к рассматриваемой деятельности. Движущая сила — это совокупность навыков, направленных на выработку способности. Способность — это знания и понимание значимости развития квалификации в логистике.
В ходе исследования логистики мирового уровня, проведенного Michigan State University, было выявлено семнадцать классов универсальных способностей в области логистики. Каждая способность опирается на совокупность усовершенствованных навыков, тесно связанных с конкретной рабочей ситуацией. Поскольку навыки и их превращение в «движущую силу» тесно связаны со специфическими ситуациями, то способности, порождаемые ими, пронизывают все аспекты бизнеса.
Как наблюдения, так и опросы в подавляющем большинстве подтверждают вывод о том, что семнадцать логистических способностей мирового уровня являются универсальными. Данные способности выходят за пределы канала, так как они наблюдаются среди производителей, оптовиков и во всех формах розничной торговли. Способности также выходят за рамки отрасли, нации и даже пересекают культурные границы. Способности также отмечаются и оцениваются среди фирм любого размера. Конкретные способности временами будут более заметны или значимы, потому что экономическая, социальная и конкурентная ситуации изменяются. Однако частичное присутствие всех семнадцати универсальных способностей можно наблюдать во всех ситуациях. Проще говоря, фирмы, соответствующие мировому уровню логистики, обладают более высоким общим уровнем раскрытия способностей, чем их менее удачливые конкуренты.
Важность распознавания и измерения способностей объясняется тем, что они могут сочетаться, повышая квалификацию в области логистики. Термин «квалификация» описывает состояние, которое «достаточно для завоевания и удержания целевых потребителей». Квалификация дает конкурентное превосходство с точки зрения удовлетворения нужд и запросов потребителей.
Мировой уровень логистики основан на высокой квалификации в четырех областях: (1) позиционировании; (2) интеграции; (3) скорости реакции; (4) оценке. В смысле, подразумеваемом здесь, квалификация порождается объединением способностей в логически связное и управляемое завершенное состояние.
Позиционирование связано со стратегией и структурой. Выбор позиции касается разработки стратегических и структурных подходов для ориентирования всех логистических операций. Стратегия подразумевает цели и способ, с помощью которого они должны быть достигнуты. Структура связана с тем, как организованы и распределены человеческие и материальные ресурсы для реализации стратегии.
Интеграция касается того, что делать и как действовать для того, чтобы отработать оперативные навыки в логистике. Быть интегрированным означает, что фирма предприняла конкретные действия, следуя формализованным правилам и нормам, разработанным для облегчения успешного достижения желаемых целей. Интеграция в логистике упрощает работу с повседневными задачами. Само исполнение в логистике основано на общем интегрировании. Именно внешняя и внутренняя интеграция позволяет фирмам мирового уровня эффективно осуществлять логистические функции и участвовать в формировании отношений в цепи поставок.
Скорость реакции имеет отношение к конкурентоспособности фирмы. Она охватывает сочетание способностей к релевантности, обеспечению удобства и приспособлению. Данные способности, которые обеспечивают скорость реакции, порождают верность заказчиков.
Оценке подвергается уровень достижений фирмы. Эффективная оценка позволяет проверить достижения фирмы по функциональному признаку, процессному признаку в сравнении с некой принятой точкой отсчета. Важно, чтобы менеджеры постоянно обладали ясным представлением о своих достижениях, если они хотят быть успешными во внедрении эффективных перемен.
Обобщенная модель квалификации в логистике показана на рис. 2. Схема представлена соприкасающимися кругами для того, чтобы отразить связь, значимую для достижения высокого уровня в четырех основных областях квалификации. Соприкасающиеся круги образуют квадрат для того, чтобы отразить постоянно меняющуюся конкурентную технологическую, экономическую, социальную и юридическую среду. Внутри каждой из областей квалификации имеют значение конкретные способности. Способности объединяются, порождая квалификацию. Ни одна фирма, участвующая в исследовании, не достигла совершенных результатов в отношении всех четырех квалификационных областей. Фирмы мирового класса имеют одну общую особенность: они постоянно пытаются улучшить способности, связанные со всеми четырьмя областями квалификации и, как правило, делают это лучше, чем их основные конкуренты.
Рис. 2. Модель мирового уровня квалификации |
Таблица 1 содержит определения различных сфер квалификации логистики мирового уровня, а также связанных с ними способностей. Способности, порождающие квалификацию мирового уровня в логистике, опираются на знания. Те, что относятся к выбору позиции, опираются на изучение внешней среды: покупателей, конкурентов и других рыночных элементов. Способности, порождающие интеграцию, опираются на изучение и адаптацию лучших практических действий к логистическим операциям. Способности, порождающие скорость реакции, опираются на приобретенный опыт участников. Наконец, способности, относящиеся к оценке, включают в себя все, связанное с проверкой конкретной работы. Многостороннее накопление знаний и навыков, касающихся этих четырех квалификационных сфер внутри конкретной окружающей среды, конкурентам сложно скопировать. (Более подробную информацию и примеры способностей можно найти в монографическом исследовании «World Class Logistics» («Логистика мирового уровня»), которое приведено в списке литературы.)
Заканчивая обзор логистики и ее вклада в создание ценности, можно сделать три вывода. Во-первых, логистика является значимым компонентом в сознательно управляемом экономическом развитии. Управление логистикой подразумевает планирование, реализацию и отслеживание движения товара от поставщиков через цепочку создания ценности до конечных потребителей. В среднем, логистика
Таблица 1
Определения модели логистики мирового уровня
Сфера квалификации — позиционирование: выбор стратегических и структурных
подходов для руководства действиями
Способности
♦ Стратегия: идентификация финансовых, сбытовых целей, целей потребителей, а также средств их достижения
♦ Цепь поставок: объединение логистических ресурсов в рамках распределительных альянсов
♦ Сеть: структура и размещение материальных ресурсов
♦ Организация: структура и размещение человеческих ресурсов
Сфера квалификации — интеграция: решение о том, что и как надо сделать Способности
♦ Объединение цепи поставок: активность в рамках канала распределения
♦ Информационные технологии: инвестиции в компьютерное и программное обеспечение, а также в создание информационной сети и планов упрощения обмена и обработки информации
♦ Обмен информацией: готовность обменяться ключевыми техническими, финансовыми, операционными и стратегическими данными
♦ Связь: способность обмениваться данными в своевременном, доступном и удобном формате
♦ Стандартизация: установление единой политики и процедур для упрощения операций по логистике
♦ Упрощение: установление определенного режима в целях повышения эффективности и результативности
♦ Дисциплина: подчинение общей операционной политике и процедурам
Сфера квалификации — скорость реакции: достижение и поддержание конкурентоспособности и успеха у заказчиков Способности
♦ Релевантность: способность сосредоточиваться на изменяющихся нуждах заказчиков
♦ Приспособляемость: умение отвечать на уникальные запросы потребителей
♦ Гибкость: умение адаптироваться в неожиданных ситуациях
Сфера квалификации — оценка: внутренний и внешний мониторинг операций Способности
♦ Оценка функций: развитие способности измерять исполняемые функции
♦ Оценка процесса: развитие способности к системному измерению внутренних и внешних логистических процессов
♦ Бенчмаркинг: сравнение полученных показателей и процессов с лучшими примерами в данной области
поглощает 11% валового национального продукта и вовлекает приблизительно 20% национальной рабочей силы. Хотя такие затраты и масштаб операций по логистике значительны, уровень логистической деятельности в наиболее развитых странах впечатляет намного больше.
Во-вторых, растущий спрос и глобализация экономики будут ужесточать требования к отдельным операциям и управлению логистикой в целом. Заказчики запрашивают более специфические товары и услуги от более широкого спектра источников, что приводит к требованию расширять способности в логистике, которые позволят работать с большим ассортиментом товаров в альтернативных форматах. Такой спрос усугубляет сложность системы логистики, поскольку заказчики все менее желают приобретать стандартизованные товары.
Способности в логистике должны обеспечивать предложение расширенного ассортимента в различных конфигурациях упаковки продукта. В разных ситуациях завершающая стадия в формировании облика товара и его упаковки может быть отложена до тех пор, пока товар не окажется в системе физического распространения. Такое нововведение уменьшает товарные запасы, но оно также драматичным образом усложняет логистику в целом. Мировая логистика должна поддерживать систему снабжения товарами в глобальном масштабе и маркетинг в различных географических зонах. Такая поддержка расширяет разнообразие товаров, удлиняет расстояние и усложняет требования к документации, что, в свою очередь, усложняет логистику.
В-третьих, оценка логистического процесса способствует получению значительного конкурентного преимущества для фирм, отличающихся высоким уровнем исполнения. Такие стратегии, как интеграция цепочки ценности, улучшение исполнения, информационное сотрудничество, могут заставить фирмы уделять больше времени или предоставлять выгоды в обслуживании в рамках цепи поставок при низких общих затратах. Поскольку данные стратегии не могут быть скопированы конкурентами, логистика может обеспечить постоянный источник конкурентных преимуществ.
DonaldJ. Bowersox DavidJ. Closs Michigan State University