Межличностные факторы
Покупательские решения организаций принимаются лично менеджерами, и в маркетинговой литературе значительное внимание уделялось исследованиям этих менеджеров и их обязанностей при покупке конкретных продуктов или услуг. С точки зрения маркетинга логично выявить, кто из них склонен влиять на окончательный выбор поставщика, каковы их потребности и как обеспечить их информацией, которая требуется им для принятия решения о покупке. Ряд исследований подтвердил, что степень участия различных менеджеров в покупательском решении может значительно различаться — даже в отношении одних и тех же продуктов или услуг в разных компаниях может быть принята разная практика (Woodside, 1992).
Ученые попытались составить схему, описывающую сущность закупочного центра для широкого ряда различных покупательских решений. В ситуациях прямой повторной покупки в нем будет участвовать, скорее всего, ограниченное число сотрудников, принадлежащих, вероятно, к сравнительно невысоким уровням иерархии. Как правило, основную роль здесь играет отдел закупок. В ситуациях модифицированной повторной покупки и первичной покупки в процесс вовлекается больше людей и они, как правило, занимают значительно более высокие посты в организации. В определении характеристик нужного продукта активнее участвуют проектные и производственные подразделения, отдел закупок берет на себя поиск поставщика, а высшее руководство имеет право окончательно санкционировать покупку.
Каждый из членов группы, осуществляющей покупки, имеет разные потребности. Менеджера по закупкам может в первую очередь волновать стоимость товара, поскольку он стремится обеспечить организации источник снабжения по наиболее низкой из возможных цен. Для технического отдела может быть важно техническое качество продукта. Менеджер производственного подразделения может быть заинтересован в том, чтобы поставленный продукт соответствовал спецификации. И наконец, маркетолога может интересовать, до какой степени данный продукт повышает привлекательность конечного товара, производимого организацией для клиентов, благодаря снижению цены или улучшенному качеству работы.
С учетом того, что в окончательный выбор поставщика вовлечено несколько членов организации, внимание должно быть сфокусировано на том, как делается выбор. Литература по экономике в этом отношении не вполне пригодна. Теория фирмы предполагает, что организации принимают обоснованные решения о выборе входящих продуктов на базе полной информации об альтернативных последствиях.* Хотя это стройная теория, она, тем не менее, не отражает влияния маркетинговых и покупательских решений организации.
Критерии, используемые при принятии покупательских решений, были достаточно глубоко исследованы (Moller and Laaksonen 1985). Эти исследования выявили широкий диапазон факторов, которые влияют на выбор. Они включают: соотношение цены и качества; техническую надежность; сервис; местоположение; репутацию; условия платежа; предыдущую историю торговца в отношении доставки или качества продукта и техническое качество. Понимание факторов, влияющих на окончательный выбор поставщика, непосредственно относится к маркетинговым решениям организации.
Покупательские решения организации — это также политический процесс с наличием конфликтов, политического убеждения и влияния. Относительная важность различных критериев отражает взаимодействие предпочтений и ощущений отдельных менеджеров. Решения часто принимают на основе неполной осведомленности об организации и ее окружении, и эти решения поэтому способствуют неполному разрешению проблемы. В связи с этим трудно сделать обобщенный вывод о покупательском решении применительно к конкретной ситуации.
Были сделаны некоторые попытки создать обобщенные описательные модели процесса покупки, которые придают значение способу, с помощью которого достигается принятие решения ( Woodside, 1992). В частности, исследователи изучали влияние силы конфликтов и методов их разрешения. Выявление роли лидера внутри организации также входило в круг исследований.
Было разработано несколько различных схем классификации для описания ролей, которые могут играть члены закупочного центра. В них входят: пользователи, личности, оказывающие влияние на принятие решения, наблюдатели, личности, принимающие решения, и, наконец, непосредственно покупатели ( Webster and Wind, 1972). Каждый из этих членов закупочного центра склонен играть различные роли в решении о покупке. Классификация напоминает поставщикам, что в организации есть ряд людей, у которых обычно различаются потребности и ожидания от покупки продукта или услуги и на которых необходимо оказать влияние.
Некоторые члены закупочного центра могут применить силу власти к другим членам в соответствии с более высоким статусом, или благодаря компетентности (неформальному лидерству), или благодаря доступу к специальной информации (информированности). В течение долгого времени информационные отделы многих организаций обладали значительной властью и влиянием в вопросах выбора
’Критерием обоснованности может служить показатель экономической эффективности, определяемый отношением обоснованного результата производства к затратам.
компьютерного оборудования. Со временем, когда менеджеры остальных отделов организации накопили собственные знания об этих системах, их власть разрушилась. Сегодня многие поставщики компьютеров осознали важность выявления конечного пользователя для продажи компьютерной техники и программного обеспечения. Многие персональные компьютеры сейчас выбираются в соответствии с потребностями и покупаются самими рядовыми менеджерами, а не центральным отделом по компьютерному обеспечению.