Маркетинговая организация и рыночная ориентация
Понятие маркетинга обычно рассматривают с двух позиций: маркетинг как философия и культура и маркетинг как процесс, состоящий из управляемых действий — стратегий, систем, программ. Часто утверждают, что маркетинговая стратегия не имеет отношения к первой концепции, а связана лишь со второй. Новая точка зрения полагает, что такой подход по многим причинам недооценивает важность организации маркетинга как части маркетинговой культуры компании.
А. Кохли и Б. Яворски (Kohli &Jaworski, 1990) разработали новую многостороннюю концепцию рыночной ориентации, опирающуюся на понятие о том, что рыночная ориентация включает в себя широкое распространение информации внутри фирмы и разработку необходимых действий, связанных с настоящими и будущими покупательскими предпочтениями. На самом деле, если быть кратким, единственное, что влияет на изменение сути, источника и объема информации, — это структура организации.
Параллельная работа Дж. Нарвера и С. Слейтера (Narver & Slater, 1990, 1992) в понятие рыночной ориентации включает ориентацию на потребителя и на конкурентов и межфункциональную координацию. Они делают вывод, что в рыноч - но ориентированной организации специалисты и отделы маркетинга менее необходимы, и отмечают, что во многих случаях переход может быть долгим. Другая школа связывает рыночную ориентацию с организационными аспектами более явно: «Степень рыночной ориентации сложно связана с организационными структурами, системами и процессами, которые ее поддерживают» (Ruekert, 1992). Например, процесс планирования новых товаров в уже знакомой нам компании Rubbermaid показывает тесную связь между организацией маркетинга и рыночной ориентацией.
Организация маркетинга и структура рынка
Организация маркетинга связана со структурой и характеристиками рынка. Дж. Говард (Hovard, 1968) утверждал, что то, как менеджеры представляют себе поведение потребителей, влияет на формирование структуры компании, в то время как Э. Кори и С. Стар (Corey &Star, 1971) изучали, как на структуру организации маркетинга воздействует сегментация рынка. Другие специалисты исследовали воздействие на организационную структуру маркетинга таких характеристик рынка, как неопределенность, неоднородность и взаимозависимость. И наоборот, утверждалось, что организационная структура может мешать стратегии сегментирования рынка, поскольку структура влияет на компетенцию отделов, собственность и обязательства, системы вознаграждений и поощрений, системы сбора и обработки информации и т. д. (Piercy & Morgan, 1993). Очевидно одно — для связи компании с рынками необходима соответствующая организация маркетинга.
Организация маркетинга и информационные процессы
Большинство этих аргументов основано на точке зрения, что организация маркетинга — это структура, обрабатывающая информацию. Такой взгляд важен по целому ряду причин. Сбор и обобщение информации отчасти определяется организационной структурой, так как внимание к каким-либо процессам в большинстве случаев зависит от структуры организации (Pfeffer &Salancik, 1978). Структура организации фокусирует внимание на тех или иных вопросах, формируя понимание ситуации на рынке (Weick, 1969). Возможность структуры перерабатывать информацию прямо воздействует на эффективность маркетинга, снижая рыночную неопределенность (Piercy, 1985).
Хороший пример того, как структура влияет на обработку рыночной информации, — Western Union Corporation. Специалисты по маркетингу и продажам в период всеобщих изменений в сфере телекоммуникаций сфокусировали внимание на традиционных услугах (таких как телеграммы). Факс-технология была последним вздохом компании, которая никогда не задавалась вопросом, как конкурировать на рынке телекоммуникаций.