Логистика цепочки ценности
Как обсуждалось ранее, цепочка ценности включает товарно-материальный, информационный и финансовый потоки. Участники, компоненты и виды деятельности, задействованные в таком потоке, обсуждаются более подробно.
Операции логистики касаются движения и хранения материалов и конечных продуктов. Операции логистики начинаются с первоначальной отгрузки материалов или составляющих частей от поставщика и заканчиваются, когда произведенный или обработанный товар поставляется конечному потребителю. После первоначальной покупки материалов или полуфабрикатов логистика порождает ценность посредством движения товарно-материальных ценностей ближе к рынку и обеспечения их доступности в ассортименте и количестве, желательном для конечного потребителя. Материал поглощает затраты и идеально добавляет ценность, когда он трансформируется в конечный продукт или движется ближе к рынку сбыта. Для фирм, применяющих процесс сборки, также должно быть предусмотрено создание внутрипроизводственных запасов для облегчения производственных операций. Расходы на каждый компонент и его транспортировку становятся частью процесса добавления ценности. Окончательная и единственно значимая ценность утверждается, когда владение передается конечному потребителю в конкретном месте и в конкретное время.
Для крупных производителей операции по логистике могут включать тысячи элементов, которые ведут к окончательной доставке произведенных товаров организационному потребителю, розничному продавцу, дилеру или иному потребителю. Для крупных розничных продавцов операции по логистике могут начаться с закупки продуктов для перепродажи и закончиться персональной продажей товара с доставкой товара на дом. Для больниц логистика начинается с обеспечения медикаментами и заканчивается поддержкой пациента на протяжении всего процесса лечения и выздоровления. Логистика также включает возврат и соответствующее уничтожение бывших в употреблении материалов. Важным моментом является то, что, независимо от размера и типа предприятия, логистика всегда значима и требует постоянного внимания руководства. Для наилучшего понимания полезно разделить операции по логистике на три сферы: физическое распространение, производственная поддержка и обеспечение.
Физическое распространение включает движение товара к конечному потребителю. Физическое распространение связывает цепочку ценности с потребителями посредством сочетания компонентов времени и места Все системы физического распространения имеют общие характеристики, заключающиеся в соединении производителей, оптовиков, розничных продавцов в процессе, который делает товар доступным внутри маркетингового канала.
Производственная поддержка сфокусирована на управлении работой в процессе создания запасов, поскольку оно предусмотрено между производственными стадиями. Первичная обязанность логистики производственного процесса состоит в поддержании главного графика производства и обеспечении своевременного наличия материалов и полуфабрикатов. Таким образом, общая забота логистики состоит не в том, как осуществляется производственный процесс, но в отслеживании того, чтобы материалы и полуфабрикаты доставлялись вовремя и чтобы конечные продукты были готовы к запланированному физическому распространению. Разница между производственной поддержкой и физическим распространением состоит в том, что первая служит созданию товара для потребителей и, следовательно, должна быть спроектирована для распознавания и принятия изменчивости рынка. Производственная поддержка, в общем, обеспечивает движение материалов под контролем предприятия. Нестабильность, вносимая случайными потребителями и неравномерным спросом, характеризующим физическое распространение, не является типичной для производственной поддержки.
Обеспечение включает закупку и организацию движения входных материалов, частей и/или завершенных товарно-материальных ценностей от поставщиков к производителю или на сборочные заводы, склады или магазины розничной торговли. В зависимости от ситуации процесс обеспечения, как правило, обозначается разными терминами. В производстве процесс обеспечения обычно называется закупкой; обеспечение государственных органов традиционно обозначалось как снабжение; розничные продавцы и оптовики зачастую используют термин «покупка» для того, чтобы описать данную работу; во многих кругах весь процесс называется входной логистикой. Признавая, что существуют различия, касающиеся условий приобретения, процесс обеспечения применяется здесь для описания всех типов закупки. Закупка связана с доступностью желаемого ассортимента товаров по мере надобности. Поскольку физическое распространение связано с отгрузкой товара, обеспечение включает составление расписания, сортировку и комплектование входящих материалов. В большинстве маркетинговых ситуаций, касающихся товаров широкого потребления, таких как производство бакалейных товаров, которые поставляются в розничную продовольственную цепочку, физическое распространение производителя напрямую связано с обеспечением розничного продавца. Хотя в процессе могут участвовать схожие или даже идентичные требования транспортировки, степень административного контроля и риск, связанный с провалом деятельности, значительно варьируются между теми, кто несет ответственность за физическое распространение и обеспечение.
Внутри одного предприятия три операции по логистике совмещаются. Рассматривая каждую как неотъемлемую часть процесса добавления ценности, мы создаем возможности для извлечения выгоды из уникальных характеристик каждой из них, одновременно повышая эффективность общего процесса. Первостепенной задачей интегрированной логистики является координация движения для снижения излишков товара и затрат. Перспектива общей логистики должна обеспечивать интегрированное управление материалами, полуфабрикатами и готовыми продуктами, движущимися между поставщиками, производителями, оптовиками и конечными потребителями. В данном смысле логистика связана со стратегическим управлением общим движением и хранением.
Информация является вторым ключевым потоком процесса добавления ценности. Информация касается прогнозов, планирования требований потребителя о пополнении, изменения состояния заказов и инициирует физическую деятельность по обработке заказов. Заказы на пополнение относятся к доставке товаров оптовиками и дистрибьюторами от поставщиков или заводов-изготовителей. Низкие затраты на информационные технологии и спрос на снижение текущей нестабильности привели к акцентированию внимания на расширенном информационном потоке как первостепенном средстве увеличения эффективности. Объем созданной ценности увеличивается за счет точной, своевременной и адекватной информации, использование которой позволяет сократить персонал, капитальные и товарно-материальные ресурсы, требующиеся для выполнения миссии логистики.
Существуют два первостепенных информационных потока, которые управляют логистическими операциями: (1) требования по планированию и координации; (2) требования оперативного характера. Первый из них обеспечивает информацию относительно планирования и координации производственной мощности, товародвижения, производства и обеспечения. Основываясь на прогнозах о бизнесе и товарах, планирование и координация систематизируют временную составляющую (какие продукты, где и когда нужны). Точное и своевременное планирование и координация снижают нестабильность, таким образом уменьшая необходимость предварительного размещения товарно-материальных ценностей, а также создания резервного запаса. Резервный запас — это дополнительные товарно-материальные ценности, аккумулированные на случай увеличения спроса или удлинения времени поставки. Планирование и координация служат для того, чтобы предусмотреть возникновение таких случаев.
Информационный поток, обслуживающий оперативные требования, приводит в действие и контролирует текущие заказы от потребителей или заказы на пополнение. В то время как требования по планированию и координации сфокусированы на прогнозируемом спросе на товары, потоки оперативной информации координируют удовлетворение текущего спроса. Оперативные действия, составляющие оперативный процесс, охватывают прием заказа, операции по складированию, контроль товарно-материальных ценностей, транспортировку и оформление счетов. Данные действия представляют повседневную работу логистики. Оперативные системы информации являются остовом большинства информационных систем фирмы.
Комбинация двух систем составляет информационный поток логистики. Системы планирования и координации управляют производственными мощностями фирмы и созданием материальных запасов, в то время как системы оперативной деятельности служат для увязки с потребительским спросом. Когда фирма работает «под заказ», системы совпадают, поскольку нет необходимости поддерживать резервные товарно-материальные ценности. Когда фирма придерживается стратегии создания запасов товара, логистическая информационная система должна урегулировать несоответствия между производственными мощностями предприятия и оперативными возможностями, уровнем товарно-материальных запасов и запросами потребителей.
Финансовый поток включает обработку причитающихся сумм и выплаты участникам цепочки ценности за работу, которую каждый из них совершил. Характеристики финансового потока в цепи поставок включают электронную передачу денежных средств и обмен другими электронными данными, которые служат для снижения дублирования, облегчения переводов средств, уменьшения задержек и устранения ошибок. Скорость финансовых переводов является существенным аспектом эффективности, поскольку она служит для уменьшения суммы активов, задействованных в процессе создания ценности (см. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАРКЕТИНГ).