Кто должен проводить аудит?
Важно отметить, что, кто бы ни проводил аудит, он должен быть абсолютно непредвзятым и нейтральным. Вряд ли можно требовать объективности от человека, когда он делает доклад, который может отразиться на нем самом или на его отделе. Конечно, нет технических причин, по которым сотрудник фирмы не должен проводить аудит, если он этого пожелает. Использование внутреннего персонала имеет огромное преимущество: служащие много знают о компании, ее организации, сотрудниках, рынках, системах, возможностях и угрозах, таким образом можно избежать затрат на обучение. Это знание может вызвать невольную предвзятость, которую нужно преодолевать, как бы сложно это ни было.
Использование услуг внешнего консультанта для большинства мероприятий дает необходимую объективность, но при этом теряется преимущество знакомства с компанией. Однако если эти факторы могут уравновесить друг друга, то одно преимущество внешнего консультанта неоспоримо: он может предложить идеи и решения, возникшие в отрасли, очень далекой от той, в которой работает данная фирма. К примеру, рекомендация, успешно внедренная в туристическом агентстве, была применена с модификациями в ведущей фирме электронного дизайна.
Невозможно определить, какое решение лучше — оба имеют свои преимущества и недостатки. Один приемлемый компромисс состоит в том, чтобы на практике обучить штат сотрудников с помощью опытного внешнего консультанта. Первый аудит проводит консультант, объясняя и продумывая вопросы, показывая, как возникают рекомендации, а сотрудник компании работает как ассистент. Второй аудит консультант и собственный сотрудник проводят как партнеры, работая на одних этапах вместе, на других — раздельно. Консультант проверяет, поправляет и расширяет разделы, отведенные сотруднику, опять же объясняя любые изменения. Третий аудит сотрудник проводит самостоятельно, а консультант выступает его помощником, лишь иногда направляя процесс. Консультант также редактирует окончательный отчет и снова объясняет все принятые изменения.
Такая последовательность придаст внутреннему аудитору уверенности, поможет ему распознать собственные предубеждения и субъективные моменты, а также ясно продемонстрировать как технику, так и широкое мышление, необходимые для выработки действительно творческих рекомендаций.
Отчет, скорее всего, будет устрашающих размеров, но он должен составляться так, чтобы с ним можно было быстро и легко работать. Формат должен соответствовать направлениям, по которым проводился аудит, а каждый пункт должен включать:
♦ Анализ ситуации — понимание аудитором деятельности и исполнения.
♦ Рекомендации для направления действий.
♦ Обоснование сделанных рекомендаций.
Чтобы ускорить процесс, полезно выделить рекомендации и заново сформулировать их в краткой форме в отдельном документе или в приложении. Они должны иметь перекрестные ссылки на содержимое самого отчета, чтобы можно было рассмотреть ситуацию и обоснования, не давая им при этом заслонить рекомендации.
Последний этап аудита — определение даты начала и завершения каждого действия и людей, ответственных за их осуществление, а также тех, кто должен следить за ходом и успешным завершением работы. Этот пункт требует особого внимания. Проведенный аудит не означает, что будут автоматически предприняты соответствующие действия. Чтобы быть уверенным, что маркетинговые ресурсы будут задействованы полностью, важно убедиться в том, что каждое запланированное действие закреплено за человеком или группой, что назначено и оглашено время его завершения и что кто-то следит за тем, чтобы задача была удовлетворительно выполнена к назначенному сроку. Назначение, график и мониторинг — ключевые слова, гарантирующие действие.
При этом хорошо соблюдать некоторые основные правила:
1. Групповой нажим лучше, чем инструкции. Если все знают, что и когда должен делать каждый, есть большая вероятность успешного завершения дела.
2. Добровольцы лучше призывников. Давая рекомендации (хотя их выполнение не входит в обязанности аудитора), будет полезно, если он создаст команду для их выполнения. Какой бы энтузиазм ни проявляли добровольцы, понятно, что у них должны быть соответствующие навыки.
3. Несмотря на важность рекомендаций, касающихся времени начала и окончания работы, успех сотрудничества будет больше, если те, кто принял на себя выполнение задач, представят собственные графики. В таком случае не возникнет вопросов о разумности требований.
Структура (см. рис. 2), разработанная для всех участников, дает уверенность, что весь план действий известен каждому.
Маркетинговый аудит не заменяет действия, он также не должен вызывать отсрочку решений. Аудитору надо помнить об этом, когда он берется за работу. Процесс аудита можно кратко изложить так:
1. Собирается документация.
2. Определяются сферы рассмотрения.
3. Вырабатывается или принимается список контрольных вопросов.
4. Вычеркиваются все посторонние вопросы.
5. Аудитор отвечает на все вопросы в области своей компетенции и рекомендует направление действий.
6. Перечисляются все, с кем нужно проконсультироваться, чтобы завершить аудит.
7. Определяется, принимать ли индивидуальные ответы или работать в группе.
8. Определяется, кто какие вопросы задает (для индивидуальных ответов).
9. Решается, как будут приниматься ответы — путем личного собеседования, предварительного уведомления о вопросах и личных собеседованиях, письменного запроса и письменного ответа (для индивидуальных ответов).
10. Проводятся собеседования.
11. Анализируются результаты.
12. Предлагаются направления действий с обоснованием, вытекающим из ответов.
13. Выделяются все вопросы, касающиеся действий, и классифицируются по срочности, затратам, легкости реализации.
14. Распределяются задачи, назначается дата или время выполнения, согласуется процедура отслеживания.
1. Маркетинговая стратегия и планирование.
2. Ассортимент товаров/услуг.
3. Дополнительные услуги.
4. Показатели компании.
5. Экспортный маркетинг.
6. Маркетинговая информация: системы и использование.
7. Размер и структура рынка.
8. Перспективный рынок.
Период Дата выпуска |
|||||||||||||||||
Целевая группа |
Цель |
Деятель ность/ средства |
Бюджет |
Ответст венность |
Конечный срок в плане |
Временной график |
|||||||||||
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
||||||
Итого |
Маркетинговый аудит 349 |
Рис. 2 . Стандарт плана действий
9. Торговый персонал и управление им.
10. Участие штата сотрудников в маркетинге.
11. Перекрестные продажи и внутренний маркетинг.
12. Представительская система.
13. Неличное стимулирование: методы и средства.
14. Система распределения.
15. Процесс закупок.
16. Анализ потерянного бизнеса.
17. Внедрение новых товаров или услуг.
18. Клиенты отрасли.
19. Ключевой потребительский маркетинг.
20. Конкурентный климат.
21. Физическое распределение и упаковка.
22. Промышленные контракты.
23. Ценообразование.
24. Имидж и восприятие.
25. Качество в маркетинге.
26. Недифференцированные товары и продукты.
27. Сервисное обслуживание.
28. Финансовая информация о товарах или услугах.
Aubrey Wilson Aubrey Wilson Associates
Wilson, Aubrey (1991) New Directions in Marketing, London: Kogan Page.