Классификация респондентов
Первый шаг аудита — это определение тех, кто в организации может предоставить информацию. Схема структуры компании, а также все неофициальные рабочие сети, которые можно отследить, указывают, к кому обратиться за консультацией. По мере развития программы процесс можно улучшить. Необходимый персонал — это те, кто может предоставить информацию благодаря своим знаниям, опыту и работе. Важно, чтобы их список был составлен с точки зрения маркетинговых и торговых функций, но можно включить и другие отделы, например сервисный, НИОКР, производственный, кадровый и финансовый.
Как правило, респонденты представляют высшее и среднее руководство, а также по мере необходимости торговый персонал, сервисных инженеров, штат отдела заказов и даже телефонных операторов. Ценность вклада последнего звена на первый взгляд неочевидна, но обнаружилась в профессиональной сервисной фирме, где беседа с телефонисткой выявила проблему устойчивых негативных впечатлений. Телефонистка жаловалась, что в большом и запутанном здании сложно определить местонахождение специалистов, которым не хватало дисциплины известить ее о том, когда они отсутствуют на рабочем месте и где их можно найти. Клиентам приходилось ждать, пока она их найдет, и это вызывало раздражение, направленное на оператора и на отсутствующего сотрудника. Помимо очевидного воздействия на клиентов проблема также обострила межличностные отношения, что, в свою очередь, привело к последующему ухудшению обслуживания. Решение было простым. Учитывая, что такая дисциплина не может производить хорошее впечатление, ввели систему персонального радиопоиска. Интересно, что высшее руководство вообще не знало, что есть такая проблема.
2. Подход, использующий список контрольных вопросов
Лучший способ провести маркетинговый аудит — разработать или взять готовый специальный список контрольных вопросов. Перечень ссылок на литературу дает подробности о некоторых опубликованных контрольных списках. Контрольный список гарантирует, что одна и та же область изучается одним и тем же способом, если при каждой проверке для сравнения используется аудит.
Поскольку список является основным инструментом аудитора, контрольные вопросы должны быть структурированы и в то же время беспорядочны. Они должны охватывать каждый значимый аспект маркетинговой деятельности компании. Традиционно, но не обязательно, они включают порядка двадцати восьми позиций (см. Приложение). Однако отдельные компании могут иметь свои особенности.
Суть данного метода, в действительности являющегося одним из самых нужных навыков, состоит в отборе сфер, которые надо изучить, вопросов, которые надо поставить, а также разнообразных дополнительных нюансов, которые дадут требуемую информацию (или, наоборот, будут свидетельством нехватки какой - либо информации).
При использовании стандартного, готового контрольного списка надо сначала исключить разделы, которые к делу не относятся. Компании, производящие усовершенствованные технические товары, ни в коей мере не будут заинтересованы в недифференцированном маркетинге (Приложение, пункт 26). Компании, которые не занимаются экспортом, могут проигнорировать пункт об экспорте (Приложение, пункт 5). Компании, предоставляющие услуги, не заинтересованы в физическом распределении (Приложение, пункт 21). Из перечня, приведенного в Приложении, как правило, порядка десяти-пятнадцати позиций можно вычеркнуть сразу.
На следующем этапе необходимо изучить каждый из оставшихся разделов и опять убрать все вопросы, не относящиеся к делу. Задавать вопросы по поводу идентификации брендов для компании, которая не имеет торговых марок, по понятным причинам не надо (хотя вопрос о том, должна ли фирма иметь бренды, обязательно должен быть задан). Также не требуется проверки распределения ассигнований на рекламные кампании с непосредственным откликом, когда этот инструмент не используется как часть маркетинговых коммуникаций-микс; это устраняет и другие вопросы, связанные с прямой рассылкой. 30-40% вопросов в любом списке будут удалены, упростив окончательный вариант и сделав его более управляемым.
Не только основные, но и дополнительные вопросы, вытекающие из ответов на основные вопросы, могут быть важны. Следующие диалоги кратко излагают реальные собеседования.
В: В каких каталогах, ежегодниках и справочниках для покупателей мы фигурируем?
О: «Kompass», «Printers Year Book», «Printing Trades Directory», «Printing Portfolio» и приблизительно в шести изданиях «Yellow Pages».
В: Во что нам обходятся данные публикации?
О: Без проверки я бы сказал, что по региону это составляет £50 ООО в год.
Дополнительный вопрос: Можете ли вы отследить любую сферу бизнеса непосредственно по данным подшивкам?
О: Нет.
Дополнительный вопрос: Как вы обосновываете постоянное использование этих источников информации?
О: Все наши конкуренты фигурируют в них, и если мы не будем представлены, это может плохо отразиться на нашем бизнесе.
Дополнительный вопрос: Выбыл ли кто-либо из ваших конкурентов?
О: Я не уверен. Мы не отслеживаем это и не храним старые экземпляры.
Исходя из этого обмена информацией можно дать естественные рекомендации — подтвердить, что отсутствие публикаций приведет к убыткам, а также установить новых и прекративших печатать сообщения о себе конкурентов и результаты их рыночной деятельности, скажем за последние пять лет, а затем принять соответствующие решения.
Вот другой пример, ведущий к рекомендациям:
В: Сколько рабочих дней в году торговый персонал посещает клиентов?
О: В среднем (сверившись с записями) 152 дня.
Дополнительный вопрос: Если 222 — среднее количество рабочих дней, то что происходит в оставшиеся 70 дней?
О: Административные дела, назначение встреч, отслеживание выполнения заказа на заводе.
Дополнительный вопрос: Какие работы и кем могут быть выполнены за них?
О: Возможно, назначать встречи и отслеживать выполнение заказа может кто - нибудь из администрации.
Дополнительный вопрос: Каким образом один дополнительный запрос в неделю, выполняемый торговым сотрудником, увеличит ежегодные показатели?
О: Если брать торговый персонал в целом, то это будет 650 запросов в год.
Дополнительный вопрос: Основываясь на данной системе обслуживания запросов, можете ли вы дать представление о том, сколько дополнительных заказов образуют 650 добавочных запросов?
О: Если качество запросов останется прежним, эта цифра составит 125 заказов.
Дополнительный вопрос: Какова средняя ценность заказа?
О: Существуют большие расхождения, но в среднем — около £500.
Дополнительный вопрос: Если дополнительные заказы представляют, возможно, около полумиллиона дополнительного бизнеса, будет ли это компенсировать затраты на персонал, который возьмет на себя неторговую деятельность?
Рекомендация будет заключаться в ежедневном и еженедельном анализе среднего числа заказов и их ценности, чтобы проследить, оправдают ли такую политику дополнительные дни, полученные за счет другого персонала, занимающегося неторговой деятельностью.
Последний пример будет включать следующие вопросы по оценке демонстраций:
В: Каков уровень перехода запросов в заказы?
О: Около 1:6,5.
Дополнительный вопрос: Можете ли вы разбить эту цифру, чтобы показать уровень перехода запросов в заказы с проведением демонстраций и без них?
О (сверившись с записями): Демонстрации приводят к заказам в отношении 1:3.
Дополнительный вопрос: Если увеличить число демонстраций, сохранится ли данное соотношение?
О: Возможно, слегка уменьшится.
Дополнительный вопрос: Раз соотношение улучшается, не лучше ли «продавать» демонстрации вместо машин?
Рекомендацией стало изменение торговой платформы — увеличение числа демонстраций. Поскольку будущих клиентов привлечь на фабрику сложно, было рекомендовано оснастить демонстрационные фургоны и перемещаться поближе к клиентам.
Критический дополнительный вопрос после каждого ответа должен всегда быть «Откуда вы это знаете?». Ответ на него надо интерпретировать с точки зрения надежности и современности источника.