Границы сетевой структуры
Поскольку взаимозависимость взаимоотношений обмена является результатом как замещения, так и дополнения существующих и потенциальных отношений зависимости, то определение границ сети (т. е. рынка) для конкретного анализа — это чисто субъективная задача. На деле включение или исключение взаимоотношений является творческим процессом аналитика. Начальной точкой может быть одна или несколько определенных фирм, определенная географическая территория, технология, функция в цепочке добавленной стоимости, проект, продукт или услуга с точки зрения пользователя или сочетание этих критериев. Взаимоотношения обмена, которые предполагают важную существующую или будущую взаимозависимость, выявленные в процессе анализа, затем включаются в сеть. Исследования сетей, например, касались выхода фирмы на новый рынок, структурных изменений в секторе какой-либо услуги, развития процесса в данной отрасли промышленности, стратегических альянсов в двух связанных отраслях, развития инфраструктурного проекта и эволюции новой технологии. Очевидно, что определение соответствующих границ сетей по-разному даются в работах, посвященных таким различным вопросам.
От взаимоотношений к сетевым структурам
После этого введения в теорию сетей мы можем вернуться к рассмотрению отдельных обменных взаимоотношений, начав его с ответа на вопрос: что нам дает исследование контекста отдельных взаимоотношений, т. е. ряда пересекающихся взаимоотношений, для понимания маркетинга и рынков? Я буду использовать те же самые четыре параметра, что и в рассмотрении взаимоотношений.
Неоднородность — это важное свойство и на уровне сетей. Количество различных комбинаций, возможных в сетевой структуре, безгранично. Однако поскольку координация должна охватывать несколько взаимоотношений, то чем их больше, тем труднее изменить какой-либо конкретный случай или ситуацию, не затрагивая другие. Поэтому в сетевой структуре существуют важные косвенные результативные воздействия, предусмотренные на случай изменения одной из ситуаций. Например, с тех пор, как некая технология стала общепринятой нормой («доминирующий дизайн»), трудно ввести любое крупное изменение в какой-либо вид деятельности, потому что другие виды, скоординированные с ним через другие взаимоотношения, также должны быть изменены.
Тем не менее неоднородность сетей открывает серьезные возможности для новых, ранее непредвиденных соединений ресурсов, ведущих к нововведениям. Конкурирующие фирмы одной и той же отрасли в условиях рынка не всегда с точки зрения покупателя могут замещать друг друга. С другой стороны, фирмы, принадлежащие к различным отраслям, могут благодаря неоднородности конкурирующих технологий оказаться потенциальными конкурентами.
Другой аспект неоднородности состоит в том, что распределение видов деятельности между различными участниками в конкретной цепи производства добавленной стоимости индивидуально и подвержено изменениям. Поставщики и покупатели могут обращаться к посредникам, а могут и не обращаться; один покупатель может покупать на стороне конкретный компонент, в то время как другой изготавливает его для себя сам; один продавец может иметь стратегию системных продаж, а другой — нет. Изменения в распределении видов деятельности между участниками являются существенным аспектом изменения сетей.
Адаптации только одного случая взаимоотношений обмена может оказаться недостаточно, чтобы управлять потоками эффективно. Связанные между собой виды деятельности, нуждающиеся в координации, охватывают несколько фирм, например в канале распределения или системе снабжения производства и распределения запасных частей изготовителя оборудования. Координируются не только производственные и дистрибьюторские структуры, но также обслуживающие организации, такие как транспрртные фирмы.
Третий аспект — это склонность или способность к новаторству. Взаимная зависимость ресурсов и видов деятельности, контролируемая отдельными фирмами в сетевой структуре, актуализирует мобилизацию ресурсов нескольких фирм для нововведений. Некоторые из этих ресурсов доступны через сеть фирмы-новатора, а некоторые требуют установления соответствующих отношений в других частях сетей. Главное внимание в теоретических исследованиях сетей уделялось взаимозависимости сетевой структуры от инновационных процессов, затрагивающих технические и организационные изменения.
Наконец, уменьшение неопределенности — вопрос не только отдельного случая взаимоотношений обмена. Неопределенность можно снизить, если координация охватит несколько обменных взаимоотношений. Одним из примеров может служить ситуация, когда несколько дополняющих друг друга поставщиков объединяются в проект продажи систем, вместо того чтобы представлять покупателям нескоординированные предложения отдельных компонентов. Другой пример раскрывает доступ к информации о поставщике поставщика или клиенте покупателя благодаря взаимоотношениям.
С другой стороны, непрямая сетевая структура ведет к тому, что одна конкретная ситуация взаимоотношений обмена вполне может существенно увеличить степень неопределенности. Примерами этого могут служить выход на рынок новых конкурентов, разработка новой технологии, изменения спроса со стороны других фирм в цепи добавленной стоимости. Явные или подразумеваемые соглашения между конкурентами, например через профсоюзные организации, стратегические альянсы, включающие несколько ситуаций обменных взаимоотношений, новшества в поведенческих и правовых нормах, охватывающих рынок или отрасль промышленности, являются способами уменьшения неопределенности в сетях.
Социальное взаимодействие в сетях также может уменьшать неопределенность, открывая участникам доступ к информации о более широкой сети, возможно, сопровождающийся взаимными обязательствами и доверием, охватывающим несколько взаимозависимых случаев взаимоотношений, например в канале распределения. Таким образом, неопределенность в отдельной ситуации взаимоотношений возрастает, но в контексте других взаимоотношений управленческие действия в сетевой структуре могут послужить снижению неопределенности.
Каково значение партнерского и сетевого подходов для маркетинг-менеджмента?
Во-первых, маркетинг следует понимать как инвестиционный процесс, который определяет формирование, развитие и поддержание обменных взаимоотношений с клиентами и посредниками. С помощью него фирма развивает свою позицию в сетевой структуре. Такие взаимоотношения следует рассматривать как нематериальные активы продающей фирмы, поскольку они обеспечивают фирме доступ к ресурсам, которые покупатели готовы обменять на продукты и услуги. Тем самым, маркетинг должен иметь долгосрочную перспективу.
Во-вторых, маркетинг — это стратегическая деятельность, направленная на развитие фирмы на рынке и инновационных процессов в ней. Как во всех капиталовложениях, ключевой выбор менеджмента состоит в том, чтобы решить, какие клиентские взаимоотношения он хочет установить и развивать. Очевидно, что продавец должен ограничивать свои обязательства как в отношении партнеров, с которыми он хочет быть связан, так и в отношении степени прочности такого обязательства.
Существующая позиция в сетевой структуре — это основа для будущих маркетинговых действий. Позиция подразумевает как возможности, так и ограничения на будущее. Взаимоотношения с клиентом на внутреннем рынке моїут, например, помочь поставщику начать экспорт, когда клиент выйдет на международный рынок. Попытки создать новый стратегический альянс моїут быть ограничены уже существующими контактами между потенциальными партнерами по альянсу и конкурентами.
В-третьих, маркетинг нужно рассматривать как организационную проблему, затрагивающую всю фирму. Взаимодействие с покупателем включает в себя несколько функций, таких как изготовление продукта, логистика, НИОКР и закупка. Процессы адаптации в обменных взаимоотношениях влияют на все виды деятельности и ресурсов, а не только на те, которые традиционно принадлежат к переменным маркетинга-микс. Особо важно осуществление маркетинговой деятельности в отношении функции организации. Роль маркетинга сосредоточивается на отборе взаимоотношений и управлении ими и отдельными партнерами. Маркетинг также оказывает влияние на сотрудников-продавцов, определяя потребность взаимодействия между продавцом и покупателем, в котором задействовано много людей.
Поскольку фирма осуществляет взаимоотношения с различными типами взаимозависимости, с различными задачами развития взаимоотношений и т. п., с точки зрения организации важно видеть особенности в управлении различными случаями взаимоотношений.
В-четвертых, маркетинговые исследования, планирование и контроль должны сосредоточиваться на отдельных клиентах и их взаимоотношениях с центральной
фирмой и с другими деятелями в сетевой структуре во времени, а не на состоянии клиентов в один конкретный временной период. Большая часть рыночной информации, согласно взгляду на рынки как на сетевые структуры, приобретается в рамках обменных взаимоотношений, а не через изолированные проекты по исследованию рынка вне пределов происходящего коммерческого взаимодействия. Необходимо систематизировать такую информацию об отдельных ситуациях взаимоотношений с клиентами. Такой анализ чаще встречается в управлении взаимоотношениями с поставщиком, который осуществляет функции закупки.
Анализ рынка должен учитывать, каким образом фирмы связаны друг с другом и зависят от конкретных целей по разрушению традиционных границ рынков, основанных на географических и отраслевых факторах или категории продукта.
Маркетинговое планирование должно начинаться на уровне взаимоотношений. Взаимодействие с существующими и потенциальными покупателями является важным аспектом процесса планирования. Планирование должно включать задачи и виды деятельности, касающиеся развития взаимоотношений. Задачи не должны быть сформулированы только для обмена на уровне бизнеса (например, объем продаж или тип продуктов), они должны предусматривать социальный и информационный обмен, а также адаптацию продуктов, процессов и принятого порядка работы. Развитие отдельных ситуаций взаимоотношений не должно скрываться среди обобщенных данных по продажам, долям рынка, удовлетворенности клиентов и т. д. Инвестиционная природа маркетинга должна быть принята во внимание как в процессах планирования, так и контроля.
В-пятых, маркетинговая деятельность во многом связана с техническими вопросами, поскольку обменные взаимоотношения относятся к нескольким фирмам с технически взаимозависимыми ресурсами и видами деятельности. Технические изменения в экономике предприятия и, естественно, в общей экономике зависят от обменных взаимоотношений так же, как и от маркетинговой деятельности. Важной задачей процесса взаимодействия между продавцом и покупателем является определение и решение технических проблем в том, что касается функционирования существующих систем (например, «послепродажное обслуживание») и развития будущих продуктов и систем. Стороны, возможно, иногда захотят изменить (увеличить или уменьшить) взаимную техническую зависимость. Часто продавец заинтересован в увеличении зависимости покупателя от своего конкретного технического решения и для этого предлагает ему узел вместо отдельных компонентов, а вместе с ним и контракт на долгосрочное сервисное обслуживание вместо гарантии. Покупатель может воспринять, а может и не воспринять такую адаптацию к продавцу, отвечающую собственным интересам. Результат существенным образом определяет техническая компетентность, которая вносится двумя сторонами во взаимодействие.
Расширяя подход взаимоотношений до сетевых, мы расширяем наши представления о том, насколько значимо для менеджмента рассмотрение технических взаимозависимостей в системах производства и распределения, включающих несколько фирм. Маркетинг новых продуктов и процессов, которые не адаптированы к существующим взаимозависимостям, становится гораздо более проблематичным, если эти взаимозависимости сильны, поскольку это требует изменения конфигурации сетевой структуры фундаментальным образом. С другой стороны, умеренная техническая перемена может послужить на пользу усилению существующей структуры сети.
Lars-Gunnar Mattsson Stockholm School of Economics
Axelsson, B. and Easton, G. (eds.) (1992) ‘Industrial Networks: A New View of Reality’, London: Routledge.
Blau, P. M. (1964) ‘Exchange and Power in Social Life’, London: John Wiley and Sons.
Cook, K. S. and Emerson, R. M. (1978) ‘Power, equity and commitment in exchange networks’, American Sociological Review 43: 712-39.
Dosi, G.; Freeman, C.; Nelson, R.; Silverberg, G. and Soete, L., (eds.) (1988) ‘Technical Change and Economic Theory’, London: Pintners Publishers.
Ford, D. (ed) (1997) ‘Understanding Business Markets: Interaction, Relationships, Networks’, 2nd edn, London: Dryden Press.
Gemunden, H. G.; Ritter, T. and Wlter, A. (eds.) (1997) ‘Relationships and Networks in International Markets’, Oxford: Pergamon.
Granovetter, M. (1985) ‘Economic action and social structure: the problem of embeddedness’, American Journal of Sociology 91:481-510.
Gronroos, C. (1990) ‘Relationship approach to the marketing function in service contexts: the marketing and organizational behaviour interface’, Journal of Business Research 20: 3-12.
Hakansson, H. (ed.) (1982) ‘International Marketing and Purchasing of Industrial Goods-An Interaction Approach’, London: John Wiley and Sons.
Hakansson, H. and Snehota, I. (1995) ‘Developing Relationships in Business Networks’, London: Routledge.
Haugland, S. and Reve, T. (1994) ‘Price authority and trust in international distribution channel relationships’, Scandinavian Journal of Management 10:3.
Hodgson, G. M. (1994) ‘The return to institutional economics’, in Smelser, N. J. and Swedberg, R., (eds.), ‘The Handbook of Economic Sociology’, Princeton: Princeton University Press, 58-76.
Iacobucci, D. (ed) (1996) ‘Networks in Marketing’, Thousand Oaks: Sage Publications.
Johanson, J. and Mattsson, L.-G. (1987) ‘Interorganizational relations in industrial systems — a network approach compared with the transaction cost approach’, International Studies of Management and Organization 17:34-48.
Johanson, J. and Mattsson, L.-G. (1994) ‘The markets-as-networks tradition in Sweden’, in Laurent, G., Lilien, G. L. and Pras, B. (eds.), Research Traditions in Marketing, Kluwer Academic Publishers, 321-42.
Journal of Marketing Management: Special Issue on Relationship Marketing (1997) 13: No. 5.
Kotler, P. (1997) ‘Marketing Management, 9th edn’, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Macneil, I. R. (1989) ‘The New Social Contract. An Inquiry Into Modern Contractual Relations’, New Haven, CT: Yale University Press.
Mattsson, L-G. (1997) ‘Relationship marketing and the markets as networks approach - a comparative analysis of two evolving streams of research’, Journal of Marketing Management 13:447-61.
Nohria, N. and Eccles, R. G. (eds.) (1992) ‘Networks and Organizations. Structure, Form and Action’, Boston: MA: Harvard Business School Press.
Pfeffer, J. and Salancik, G. (1978) ‘The External Control of Organizations’, New York: Harper&Row.
Powell, W. W. and Smith-Doerr, L. (1994) ‘Networks and economic life’, in Smelser, N. J. and Swedberg, R. (eds.), The Handbook of Economic Sociology, Princeton: Princeton University Press, 368-402.
Sheth, J., Gardner, D. M. and Garrett, D. E. (1988) ‘Marketing Theory: Evolution and Evaluation’, New York: John Wiley and Sons.
Smelser, N. J. and Swedberg, R. (eds.) (1994) ‘The Handbook of Economic Sociology’, Princeton: Princeton University Press.
Williamson, О. E. (1985) ‘The Economic Institutions of Capitalism’, New York: The Free Press.