Функции розничной торговли
Учитывая разнообразную деятельность, осуществляемую розничной торговлей, можно предоставить только беглый перечень ее основных функций. Более общий подход, а также описание конкретных случаев можно найти в работах П. Мак-Гол - дрика (McGoldrick, 1990; 1994). Акцент здесь ставится на:
1. Указание значимости каждой функции в рамках всего процесса сбыта потребительских товаров.
2. Описание значимости каждой функции в рамках стратегического комплекса, а также в рамках цепочки ценностей розничных продавцов.
Каждый элемент цепочки ценностей может способствовать увеличению ценности, реальной или воспринимаемой. Многие элементы приводят к затратам, но также вносят вклад в процесс дифференциации продукта. Для всеобъемлющего обсуж-
Таблица 8 Продуктовые дискаунты в Европе
|
Источник: Nieben, 1988; Institute of Grocery Distribution, 1997. |
дения стратегического планирования в розничной торговле см. Johnson,1987.0 стратегии изменений и обновления в розничной торговле см. McKinsey Quarterly, 1997.
Заключение о месторасположении магазина, вероятно, является единственным решающим элементом маркетинговой стратегии розничной торговли. Оно включает решение о долгосрочных инвестициях, которые, если осуществлены неудачно, очень сложно изменить. Хотя хорошее расположение не может само по себе компенсировать пробелы в слабой общей стратегии, неудачное расположение все же является трудноустранимым недостатком. Решение о неудачном месторасположении также подрывает ценность активов розничной организации: такие магазины сложно продать другому собственнику.
Решение о расположении точки розничной торговли должно учитывать как макро-, так и микропроблемы, и они зачастую описываются на трех стадиях (Brown, 1992):
1. Поиск — определение географических зон, которые, возможно, обладают маркетинговым потенциалом.
2. Жизнеспособность — оценка потенциала товарооборота лучших имеющихся в наличии мест.
3. Микропроблемы — подробное изучение специфики перечисленных мест.
Ясно, что не все решения о месторасположении проходят через данную последовательность, также применяются интуиция и обоснованное мнение руководства. Можно предложить ряд методов в помощь тем, кто принимает решения.
1. Контрольные списки — разработанные и широко применяемые весьма подробные перечни факторов, относящихся к оценке месторасположения. Данные факторы включают многие характеристики населения внутри охватываемой зоны, конкуренцию (существующую и потенциальную), доступность как для автотранспорта, так и пешеходов, а также специфические затраты на устройство магазина в данной точке.
2. Территориальные информационные системы — могут предоставить подробный анализ многих факторов, перечисленных в контрольных списках, таких как уровень дохода, занятость и структуру расходования средств населения рассматриваемых территорий.
3. Методы составления аналогий — позволяют экстраполировать характеристики аналогичных мест, где торговые точки уже функционируют, на рассматриваемую территорию.
4. Регрессионные модели — помогают прогнозировать товарооборот посредством моделирования влияния факторов месторасположения, содействующих или уменьшающих товарооборот существующих магазинов.
Функция обеспечения покупки представляет собой главное взаимодействие между розничным продавцом и другими членами цепочки поставок. Соответственно многие поставщики создают специализированные торговые группы для обслуживания ключевых позиций розничной торговли, накапливая подробную информацию об организации и задействованных лицах. В некоторых организациях розничной торговли значительная самостоятельность выбора в рамках специфичной товарной категории предоставляется отдельным лицам; в других — закупочная команда является нормой, которая, как правило, включает специалистов по отбору товаров, специалистов по сбыту, технологов и контролеров качества.
Представители розничной торговли должны принимать во внимание разнообразные критерии, непоследними из которых являются прогнозы продаж и рентабельности. Выбор товара также становится ключевым элементом дифференциации, и розничные продавцы проявляют все большую активность в поиске продуктов, дающих конкурентное преимущество. Они также должны проанализировать возможности поставщика с точки зрения объема, гибкости и надежности.
В США Robinson Potman Act законодательно ограничивает свободу действий крупных розничных торговцев для того, чтобы обеспечить лучшие условия, преимущественно на основании их покупательской мощи. Такое законодательство было рассмотрено, но не реализовано в Великобритании. Следовательно, крупные розничные торговцы могут изыскать широкий круг дополнительных выгод, как было проанализировано Office of Fair Trading, 1985.
Значительным проявлением силы розничной торговли стала способность крупных розничных торговцев разрабатывать свои собственные торговые марки. Они определяются как товары, продаваемые под торговой маркой розничной организации только через торговые точки данной организации. Торговая марка может обозначаться так же, как и сама компания, занимающаяся розничной торговлей, например «Tesco», или она может быть тесно связана с именем компании, например торговая марка «Marks & Spencer’s St. Michael». Время от времени розничные торговцы бакалейными товарами также предлагают ряд «общих», более дешевых, вариантов с незамысловатыми этикетками в рамках собственной концепции бренда.
Бренды розничной торговли стали особенно важны в рамках отрасли бакалейных товаров. Три ведущие бакалейные компании в Великобритании — Tesco, J. Sain - sbury и Safeway — реализовывали 45%, 56 и 45% своего товарооборота соответственно через продажу под своими собственными торговыми марками в 1997 г. (.Retail Review, 1998). Таблица 9 отражает ситуацию с собственными брендами розничной торговли во всей Европе. Такие бренды не сводятся только к бакалейным секторам; при 100% количестве собственных торговых марок фирма Marks & Spencer была описана как «производитель без фабрики». Данная компания полностью вовлечена в процессы составления спецификации, разработки дизайна и контроля качества (см. БРЕНДИНГ И УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМИ МАРКАМИ).
Мотивы для введения розничных торговых марок различны, как и позиционирование в данной сфере. В целом, розничные торговцы стараются укрепить свой
Таблица 9 Доля собственных брендов розничной торговли в Европе
|
Источник: Samways, 1996. |
имидж, увеличить объем прибыли и укрепить конкурентные преимущества с точки зрения цены и/или дифференциации продукта.
С момента отмены поддержки перепродажных цен на многих территориях контроль над розничными ценами сместился главным образом от производителей к розничным продавцам. Сейчас он представляет один их самых сложных элементов управления розничной торговлей. В то время как 100 наименований товаров могут представлять достаточно большой ассортимент для производителя, розничный торговец может нести ответственность за ценообразование для 10 ООО или более наименований. Результатом такой сложности является тот факт, что многие торговцы назначают разные цены на товары одной и той же отрасли. Поскольку каждый розничный магазин обслуживает свой рынок, почему бы ему не приспособиться к условиям локального рынка?
Розничные торговцы проводят сравнение цен конкурентов для того, чтобы облегчить определение своих собственных ценовых уровней. В розничной торговле товарами широкого ассортимента, такими как бакалея, цены, устанавливаемые на основе восприятия потребителями, имеют решающее значение. Розничные продавцы способны определить, какие продукты являются «товарами признанной ценности», продукты, по ценам которых у потребителей высокий уровень осведомленности, и уверенно установить конкурентоспособные цены на данные продукты. В других сферах розничной торговли, особенно сбыте одежды и обуви, высокой популярностью пользуются такие цены, как $49,95, призванные создать впечатление о заниженной цене. Напротив, если цена предназначена для сигнализации о престижном товаре, предпочтительны округленные числа, такие как $220.
Ценообразование широко используется в роли инструмента продвижения, обычно в комбинации с рекламой и внутримагазинными методами стимулирования спроса. Кратковременные специальные мероприятия, зачастую полностью субсидируемые производителями, являются характерной чертой многих сфер розничной торговли. «Сезонные распродажи» также используются очень часто для избавления от партии товара, обеспечения дополнительного товарооборота, а также в качестве ответа на стимулирующие мероприятия других фирм. Ряд стран имеют законы, ограничивающие использование позиции «убыточного лидера» или занижение цен. С 1997 г. Loi Galland запретил французским розничным торговцам использовать «чрезмерно низкие» цены. Схожие ограничения были наложены в Испании с 1996 г. в сочетании с разрешением, допускающим только две •«сезонные распродажи» в год (NatWest Securities, 1997) (см. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ).
Реклама является темой другой статьи (см. РЕКЛАМА), здесь достаточно подчеркнуть финансовую и стратегическую важность рекламы для розничных продавцов. Расходы розничных торговцев в Великобритании возросли с $285 млн в 1985 г. до $1079 млн в 1996 г. (Nielsen, 1998). Таблица 10 показывает несколько компаний, несущих самые большие рекламные расходы, хотя нужно признать, что
Таблица 10 Расходование средств на рекламу в сфере розничной торговли
|
некоторые из данных расходов субсидируются производителями в форме «корпоративных рекламных» акций.
Розничные торговцы используют множество средств коммуникации со своими собственными постоянными заказчиками как во внутримагазинном пространстве, так и посредством почтовых отправлений, направляемых владельцам открытых счетов или магазинных карт. Основные цели рекламы в средствах массовой информации, следовательно, направлены на привлечение новых заказчиков или на увеличение частоты посещений и расходования средств более состоятельными потребителями. Некоторые розничные торговцы также извлекают выгоду из спонсорства как механизма продвижения, помогающего избежать «суеты» в традиционной рекламе в средствах массовой информации.
Внутримагазинная атмосфера дает розничным продавцам многочисленные возможности воздействия на совершение покупок потребителями. Общий дизайн и атмосфера магазина создают/укрепляют имидж, а также оказывают воздействие на настроение и поведение покупателей. «Атмосфера» была определена как: «продуманный дизайн пространства для создания определенных эффектов в умах покупателей» (Kotler, 1973). Атмосфера включает многие визуальные аспекты магазина, звуки, запахи и художественное оформление. Эксперименты показали, как различные цвета или разнообразные типы музыки могут влиять на поведение потребителей. Запах свежего хлеба широко используется супермаркетами; некоторые розничные торговцы сейчас проводят эксперименты с использованием более утонченных ароматов.
Кроме того, многие точки розничной торговли предлагают самообслуживание, а подробное описание планировки торгового пространства стало важной наукой. Крупные компании по розничной торговле имеют тенденцию применять компьютерное моделирование как для оптимизации, так и для визуального представления планировки пространства. Они нацелены на достижение баланса между желанием довести до максимума покупательский импульс, потребностью предложить широкий ассортимент, необходимостью поддерживать соответствующий запас товаров, а также предлагать удобную и приятную атмосферу торговой точки.
При количестве 14 млн человек, работающих в сфере розничной торговли в Европе (Eurostat, 1997), 2,3 млн — в Великобритании, вполне очевидно, что розничная торговля является «бизнесом, имеющим дело с людьми». Розничные предприятия сталкиваются с проблемой, что их самый низкооплачиваемый персонал непосредственно общается с потребителями. Вообразите, как образы автомобилей или шоколада изменились бы, если бы покупатели имели дело непосредственно с рабочими конвейера, вместо того чтобы получать данные образы через тщательно спланированную рекламу.
В розничной торговле люди, занимающиеся заполнением полок, уборщики и контролеры являются ключевыми компонентами сервисного обслуживания. Это вызывает необходимость тщательного отбора и обучения, т. е. необходимость в эффективном функционировании человеческих ресурсов (см. Marchington, in McGoldrick, 1994). Крупные сети розничной торговли также сталкиваются с проблемой донесения своей миссии, ценностей и ожиданий огромному и территориально разрозненному персоналу.
Конечно, существует несколько сфер розничной торговли, в которых штат сотрудников исполняет высокотворческие торговые роли. При торговле модными товарами, автомобилями или другими товарами длительного пользования торговый персонал должен совмещать обширные знания о продукте с навыками личных продаж (см.: ЛИЧНЫЕ ПРОДАЖИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ).
Совокупность ключевых функций розничной торговли была бы неполной без компонента логистики (см.: ЛОГИСТИКА И СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТИ). Роль логистики, по большому счету, не видна многим потребителям, но она становится более очевидной, когда не справляется с поддержанием надлежащего товарного запаса. Дефицит товара может привести не только к немедленным потерям в продажах, но также и к подрыву доверия потребителя по причине необходимости покупки где-то в другом месте. Эффективное руководство цепочкой поставок, следовательно, является ключевой стратегической функцией.
Преимущества электронного сканирующего контрольного оборудования для обеспечения управления цепочкой поставок становятся все более очевидными. Разработки «эффективного отклика потребителя» включают обмен текущими данными с некоторыми крупными поставщиками в целях расширения выбора для потребителей, снижения уровня товарного запаса и активизации товарооборота. В компании Asda, например, средний показатель товарооборота вырос с 15 в 1992 г. до 23 в 1997 г.
Такие системы требуют большего количества экипированных сканирующим оборудованием магазинов. К1996 г. 7580 бакалейных магазинов в Великобритании использовали сканеры, отвечая за 88,6% оборота бакалейных товаров (Nielsen, 1998). Сканирование также предлагает ощутимые выгоды потребителям с точки зрения более быстрого обслуживания и предложения чеков с перечислением приобретенных товаров. Дальнейшее повышение уровня обслуживания обеспечивается посредством интеграции электронных систем оплаты, ведения кредита и дебета и, в последнем случае, предложения покупателям возможности отозвать наличные обратно. Те же самые системы включают и сведения о покупках, сделанных индивидуальным потребителем, посредством использования 50 млн доверительных карточек, которые должны были быть введены в оборот в Великобритании к 1998 г.