Цели цепочки ценности
При построении и управлении процессом логистики каждая фирма и сотрудники цепочки ценности должны одновременно стараться сбалансировать шесть в некотором роде противоречивых целей. Данные цели являются первостепенными детерминантами деятельности по добавлению ценности и включают:
1. Быстрый ответ.
2. Минимальные отклонения.
3. Минимальный запас товарно-материальных ценностей.
4. Укрупнение объемов перевозок.
5. Всеобщее качество.
6. Поддержку на протяжении всего жизненного цикла.
Быстрый ответ касается способности цепочки ценности своевременно удовлетворять требования потребителей. Запросы могут выступать в форме особых требований к продукции, быстрой доставке или информации о престиже товара. Информационные технологии повышают потенциал логистов в случае отказа потребителя в самый последний момент и в иных случаях, помогают обеспечить быструю доставку затребованного товара. Примеры использования таких информационных технологий включают использование данных о торговых терминалах для того, чтобы ускорить пополнение товаров, продающихся в розницу. В прошлом обеспечение розничных товарно-материальных запасов базировалось на прогнозах, которые включали значительную долю непредсказуемости, что приводило к накоплению огромного резервного запаса. Способность отслеживать ежедневные продажи и быстро реагировать посредством своевременного пополнения ассортимента сокращает потребность в резервном запасе (см. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАРКЕТИНГ). Быстрый ответ обеспечивает способность смещать акцент с предварительного планирования, основанного на прогнозах, на отклик, основанный на реальных продажах. Данное смещение акцентов может значительно снизить общие инвестиции в создание запасов товарно-материальных ценностей в цепочке создания ценности.
Такое создание запасов в системе, базирующейся на отклике, обычно не осуществляется до тех пор, пока не будут известны требования потребителей, и существует меньший риск провала операции. Быстрый ответ устраняет резервные запасы, требующиеся для удовлетворения предполагаемых требований потребителя.
Минимальные отклонения — это вторая цель. Отклонения выражаются в любом непредвиденном несоответствии желаемому состоянию в системе логистики. Например, задержки в получении заявки, сбои в производстве, испорченные товары или «сбои» в спросе ведут к отклонениям в процессах, которые должны быть устранены. Отклонения в логистике могут привести к отсутствию запасов, и требуется создание чрезмерных запасов для того, чтобы избежать таких отклонений. Отклонения на предприятии могут быть как внутренними, так и внешними. Примером внутренних отклонений является непоследовательность в обработке заказа по причине задержек в корректировке или утверждении информации о заказе. Внешние отклонения сложнее определить, и, как правило, их разрешение обходится очень дорого. Серьезной формой внешних отклонений является изменение времени доставки, когда грузовые машины задерживаются в транспортной пробке, отстают от графика по причине плохой погоды или поломки.
Все аспекты системы логистики подвержены возникновению отклонений. Традиционный способ устранить влияние отклонений состоял в поддержании дорогостоящего резервного запаса или в использовании дорогостоящей транспортировки. Использование таких дорогостоящих способов было заменено четкими формами контроля над процессом логистики. Вместо того чтобы поддерживать резервный запас на случай сбоя, было принято лучшее решение — распознавать и устранять источник неопределенности. Чем меньше становилось отклонений, тем более повышалась эффективность логистики. Таким образом, вторая цель деятельности логистики состоит в минимизации таких отклонений.