Брендинг в сфере услуг
Выше мы намеренно говорили только о марках потребительских товаров, поскольку теория брендинга в основном развивалась в этой области. В сфере услуг исторически сложившийся подход заключался в том, чтобы положиться на корпоративную марку и простые описания услуг. Однако приобретение компаниями ряда торговых марок для обозначения услуг, таких как ВЕТ в области промышленных услуг и Sears в товаре, заставило владельцев торговых марок более серьезно отнестись к вопросам брендинга. Компания Sears владеет рядом торговых марок (включая четыре в Великобритании лишь в области женской одежды), которые необходимо позиционировать и развивать. Кроме того, в рамках марок, обозначающих услуги, так же как и для потребительских товаров, используются дочерние марки, необходимые для того, чтобы нацеливать услуги на определенные сегменты потребителей, например «Happy Meals» или «McPizza» от McDonald’s.
Брендинг в сфере услуг отличается от товарного брендинга двумя ключевыми моментами. Во-первых, микс торговой марки в этом случае намного сложнее. В торговле положение торговой марки определяется целым рядом факторов, таких как обстановка в магазине, ассортимент предлагаемых товаров, политика возвратов, витрины, часы работы и многих других. Во-вторых, важность различных элементов и иерархия информации часто абсолютно другие. Реклама является важной частью брендинга потребительских товаров как способ передачи информации о ценностях, присущих торговой марке, и стимулирования первичной покупки. Однако в торговле она менее важна, поскольку потребители могут почувствовать предложение, просто войдя в магазин. Возможно, наиболее важным элементом в миксе торговой марки для любого предприятия сферы услуг является персонал. В большинстве случаев для потребителей он и является торговой маркой и, таким образом, единственным важным способом передачи информации о ценностях компании. Интересно то, что компания Marks & Spencer создала одну из наиболее преуспевающих в мире марок розничной торговли, не прибегая к рекламе, одной лишь поразительной лояльностью персонала.
Таким образом, разработка торговой марки в сфере услуг во многом оказывается сложнее, чем для потребительских товаров. Эта задача часто усложняется тем, что отдел маркетинга играет здесь менее значительную роль, которая ограничивается проведением исследований и продвижением, тогда как разработка товара, ключевая часть маркетинга, переносится на плечи других подразделений.