Базовые навыки и ресурсный подход
Одним из последних направлений исследования природы корпорации был подход «базовых навыков», развитый, в частности, Г. Хэмелом и К. Прахаладом (Hamel and Prahalad, 1991).
Они критиковали роль маркетинга в организации: невозможность высшего руководства развивать предвидение представлений о еще не существующих рынках. Основное внимание они уделяли расширенному изучению рынка, быстрому развитию товара и быстрому приспособлению к реакциям рынка. Большинство примеров, которые они исследовали, имели отношение к глобальному рынку: домашнее цифровое телевидение, CD, плоский монитор, электронное музыкальное оборудование, беспроводные коммуникации, электронное изображение, аппараты по медицинской диагностике, видеокамеры, факс-аппараты, электронные записные книжки, компьютерная графика, видеомагнитофоны и, конечно же, компьютеры и автомобили.
И возможно, что данный подход может быть применен только к рынкам развитых передовых технологий.
Более широкий подход был развит под общим названием «ресурсный подход» (Grant, 1991). Основные положения ресурсного подхода были разработаны Б. Вер - нефилдом (Wemerfeld, 1984), который в своих недавних работах утверждал, что эта теория все более и более востребована, однако отчасти она является тавтологией: «Стратегии, основывающейся на различиях между фирмами, не должно уделяться внимания, это должно происходить автоматически» (Wemefeld, 1995). В общем, основной упор делается на понимание базовых стратегий фирмы как результата эксплуатации специфических и частных активов, титулами собственности на которые обладает каждая конкретная фирма. Имеющий юридическую окраску термин «титул» используется здесь намеренно, ибо существо понятия «собственность» весьма ограниченно в условиях долгосрочной ситуации на рынках. В самом деле, значительный интерес представляет рассмотрение фирмы с точки зрения сети ее отношений и иных контрактов.