ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Виды ремонта и последовательность ремонтного восстановления кузовов в организациях автосервиса
Ремонтно - восстановительные кузовные работы должны проводиться в определенной последовательности:
Перед приемкой автомобиля в кузовной ремонт производят его мойку, в том числе и снизу, чистку внутри и сушку. Для выполнения ремонтно-восстановительных работ по кузову могут приниматься как автомобиль в целом, так и кузов в отдельности. Сдача автомобиля в ремонт и приемка его представителем сервиса производится на основании технических условий на приемку, ремонт и выпуск из ремонта кузовов и кузовных деталей легковых автомобилей на предприятиях автотехобслуживания. Приемку кузова в ремонт выполняют только в присутствии заказчика с соблюдением всех юридических формальностей.
При контрольном осмотре проверяется комплектность кузова или автомобиля, определяется и согласуется с заказчиком объем работ, вид ремонта кузова, ориентировочная стоимость работ и сроков их выполнения. Все это документально оформляется в соответствии с порядком и формой заполнения приемочных документов на основании «Положения о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам».
В зависимости от вида ремонта разборку кузова для ремонта выполняют частично или полностью. Если кузов требует ремонта только отдельных его частей, поврежденных в результате небольшой аварии, или местного коррозионного разрушения, то производят только частичную разборку. Полная разборка выполняется, как правило, при значительных аварийных повреждениях кузова, требующих производства работ по правке на специальных стапелях.
Порядок разборки кузова регламентирован технологическим процессом и выполняется с соблюдением определенной технологической последовательности, исключающей повреждения деталей. Процесс разборки разрабатывают для каждого типа кузова отдельно с учетом специфики установки и закрепления деталей свойственной для данного типа кузова.
Полная разборка кузова определяется его конструкцией, но общая последовательность разборки сводится к снятию: сидений, внутреннего оборудования и обивки салона, стекол кузова, электропроводки, дверей и оперения. Разборка кузовов несущей конструкции тесно связана с разборкой автомобиля в целом, так как некоторые детали и узлы снимаются до отсоединения электрооборудования и агрегатов ходовой части автомобиля, а некоторые детали снимают с кузова только после снятия агрегатов.
Процесс дефектации, как составная часть технологического процесса восстановления кузова, производится как при приемке кузова в ремонт, так и непосредственно при выполнении каких-либо ремонтных воздействий. Дефектация кузова выполняется с целью обнаружения на нем дефектов (в том числе и скрытых), определения вида ремонта и способов устранения имеющихся повреждений. Для дефектации обычно используется пост, оснащенный подъемником автомобиля и контрольно-измерительными инструментами, необходимыми для определения технического состояния кузова.
При приемке в ремонт автомобилей, имеющих аварийные повреждения лонжеронов или основания кузова, производят проверку геометрии основания кузова по контрольным точкам на правочном стенде с использованием механической или электронной контрольноизмерительной системы.
После разборки, дефектации и определения вида необходимого ремонта (с учетом технического состояния кузова) применяются следующие способы ремонта:
o правка механическим воздействием (рихтовкой, вытяжкой) в холодном состоянии или с применением местного нагрева; о ремонт вырезкой разрушенной части детали с изготовлением ремонтной вставки и подгонкой её по месту, в том числе из запасных частей завода-изготовителя (частичная замена);
o ремонт с использованием бывших в употреблении деталей, или блоков таких деталей, или части деталей для замены поврежденного участка на выбракованных аварийных кузовах; о ремонт заменой поврежденной детали или блока деталей запасными частями из номенклатуры завода-изготовителя; о сварка кузовных элементов в зависимости от конструкции узла, выполняемая встык, внахлестку или с использованием промежуточной вставки.
После завершения ремонтно-восстановительных работ производится объективный контроль качества ремонта кузова перед окраской, выполняемый в соответствии с техническими требованиями по: геометрическим параметрам основания кузова, линейным размерам проемов кузова, величине зазоров дверей, капота и крышке багажника, несовпадению линий штамповки дверей и крыльев, качеству заделки трещин, разрывов металла, пробоин и прочих дефектов, связанных с подгонкой и сваркой ремонтных вставок и панелей.