ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Основные виды сварок, применяемые при сборке-сварке кабин, кузовов и платформ
В отечественном и зарубежном автомобилестроении для сварки кузовов, кабин и платформ в основном применяются следующие виды сварки: точечная, рельефная и контактно-шовная.
Наиболее распространенной является точечная сварка, которая в основном используются для сварки кузовных деталей из тонколистовой малоуглеродистой стали.
Рельефная сварка высокую производительность, так как рельефную сварку можно выполнять в нескольких рельефах одновременно. При рельефной сварке на одной из свариваемых деталей выдавливаются выступы специальной формы (рельефы). В зависимости от формы последних, она может быть следующей: С отдельными рельефами, расположенными на значительном расстоянии один от другого, как, например, на держателях пластин дверных стоек, гайкодержате - лях и других деталях. С круговым рельефом, когда на одной из деталей выполняют круглый выступ (рельеф), так, например, при приварке штуцеров, болтов, гаек.
Для деталей, требующих герметичности (брызговиков, крыльев и пр.) применяют шовную сварку, которую ведут в полуавтоматическом режиме в среде углекислого газа. Такая сварка обеспечивает высокую производительность труда, хорошее качество и прочность сварных соединений и высокую культуру производства при условии выбора оптимальных её режимов, под которыми понимают оптимальные параметры усилия, сварочного тока, времени сварки.
К технологическим режимам точечной и рельефной сварок относятся: максимальный диаметр d контактной поверхности электродов, мм; усилие на электродах Рс, в Н; продолжительность импульса сварочного тока ісв, в с; сила сварочного тока 1св, в А
На отечественных автозаводах применяют четыре режима точечной сварки (табл. 11.1.11.4).
Таблица 11.1.
Режим «А» точечной сварки
|
Таблица 11.2. |
Режим «Б» точечной сварки
|
Режим «А» является основным и применяется при сварке чис |
тых хорошо прилегающих свариваемых кромок двух деталей толщиной до 1,5 мм. Режимы «Б» и «В» используют при сварке деталей с максимальными зазорами, с недостаточно хорошо подготовленной под сварку поверхностью. Эти режимы применяют при сварке деталей толщиной не более 1,5 мм. Режим «Г» рекомендован для скоростных методов сварки на подвесных и стационарных точечных машинах, укомплектованных современной электро-пневмоаппаратурой с точными отсчетами параметров.
Режим «В» точечной сварки
|
Таблица 11.4. |
Режим «Г» точечной сварки
|
Все параметры режимов сварки выбираются исходя из класса |
шероховатости и сопрягаемости свариваемых кромок, а также толщины свариваемых листов. Свариваемые кромки должны быть чистыми и хорошо прилегать одна к другой. При сварке деталей разной толщины режимы принимают по минимальной толщине.
В случае если отношение толщин свариваемых деталей более 1:2, при трех толщинах, при бесследной сварке через медную пластину с одной стороны режимы сварки подбирают опытным путем в процессе наладки производства.
Параметры режимов сварки выдерживаются со следующими допусками: сила сварочного тока +10. -5%; сварочное усилие на электродах ± 10%; время сварки +1 период, 0,02с.
В условиях производства режимы сварки периодически контролируют, так как в течение рабочей смены может измениться сила тока и напряжение в первичной сети, давление воздуха и охлаждающей воды. Изменение указанных параметров существенно влияет на стабильность сварки.
Параметры режимов рельефной сварки можно подсчитать по тем же формулам, что и для точечной.
Режимы шовной сварки приведены в табл. 11.5.
Таблица 11.5. Ориентировочные режимы шовной сварки
|