ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
НАНЕСЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАЗРУШЕННЫХ И ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ
Восстановление деталей наплавкой
Одним из тепловых способов воздействия на материал детали является наплавка металла на ее изношенные поверхности. В практике ремонта используются следующие способы: дуговая наплавка под флюсом, наплавка в среде углекислого газа, электродуговая наплавка вольфрамовым электродом в среде аргона, вибродуговая наплавка, широкослойная наплавка, плазменно-дуговая и лазерная наплавка.
Дуговая наплавка под флюсом
Дуговая наплавка под флюсом широко применяется для восстановления цилиндрических и плоских поверхностей деталей. При этом механизированном способе наплавки совмещены два основных движения электрода: перемещение вдоль сварочного шва и его подача по мере оплавления детали.
Сущность процесса наплавки показана на рис. 9.1. Деталь 5, установленная на токарном станке, контактирует через наплавочную го-
ловку 1 с электродной проволокой 2. Флюс 4 подается автоматически из бункера 3. Сварочный ток от преобразователя и выпрямителя обеспечивает горение дуги. Под действием высокой температуры образуется газовый пузырь, в котором существует дуга, расплавляющая металл. Часть флюса плавится, образуя вокруг дуги эластичную оболочку из жидкого флюса, защищающая металл от окисления, уменьшающая разбрызгивание и угар. После кристаллизации металла на детали образуется сварочный шов.
Наплавка под флюсом обеспечивает: легирование металла через проволоку и флюс с получением покрытия, равномерного по химическому составу и свойствам; защиту сварочной дуги и ванны жидкого металла от окисления воздухом; выделение растворенных газов и шлаковых включений из сварочной ванны в результате медленной кристаллизации жидкого металла под флюсом; возможность повышения производительности труда в 6.8 раз за счет увеличения скорости сварки (из-за повышенных сварочных токов). Кроме того, это наименее энергоемкий и наиболее экономичный (по расходу электродного материала) способ наплавки, позволяющий получить слой наплавленного металла большой толщины (1,5... 5 мм и более).
К недостаткам способа следует отнести: значительный нагрев детали; невозможность наплавки изделий диаметром менее 40 мм из - за стекания наплавленного металла и трудности удержания флюса на поверхности детали; определенная трудность удаления шлаковой корки и возможность возникновения трещин и образования пор в наплавленном металле.
Режимы наплавки зависят от таких параметров, как сила тока, напряжение, скорость наплавки, материал электродной проволоки, её диаметр и скорость подачи, марка флюса, шаг наплавки. Сила сварочного тока равна:
где: йэ - диаметр электродной проволоки, мм
Наплавку обычно ведут постоянным током обратной полярности с напряжением сварочной дуги в пределах 25. 35В, скоростью подачи проволоки 75.180 м/мин при скорости наплавки 20..25 м/ч. Вылет электрода и шаг наплавки зависят от диаметра проволоки:
5 = (10.12) d3; S = (2,0...2,5) 4, где 5 - вылет электрода в мм; S - шаг наплавки в мм.
Процесс наплавки плоских поверхностей осуществляется путем перемещения наплавочной головки вдоль детали со смещением электродной проволоки на 3.5 мм поперек движения после наложения шва заданной длины. Основные параметры наплавки плоских поверхностей приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Основные параметры наплавки плоских поверхностей
|
Характеристики наплавленного слоя (твердость и износостойкость) в основном зависят от марки применяемой электродной проволоки и флюса. В случае наплавки деталей с большим износом обычно применяют автоматическую наплавку порошковой проволокой, в состав которой входят феррохром, ферротитан, ферромарганец, графитовый и железные порошки. При этом используют два типа порошковой проволоки: для наплавки под флюсом и для открытой дуги без дополнительной защиты. Режим наплавки в этом случае зависит от
марки проволоки и диаметра детали. Для уменьшения разбрызгивания электродного материала во время наплавки используют постоянный ток низкого напряжения (20...21В).
В условиях сервиса при ремонтном восстановлении деталей автомобилей наплавку под флюсом применяют для восстановления шеек коленчатых валов, шлицевых поверхностей на различных валах и других деталей.