ОСНОВЫ АГЛОМЕРАЦИИ. ЖЕЛЕЗНЫХ РУД
Основные проектные решения главного корпуса
Проектное решение главного корпуса, определяющего генеральный план фабрики, зависит прежде всего от местонахождения фабрики.
На фабриках, расположенных при металлургических заводах, выдача с машины готового агломерата должна быть такова, чтобы обеспечить быструю и по возможности бесперегрузочную подачу агломерата на рудную эстакаду доменного цеха. Высота рудных эстакад обычно достигает 8—10 м, так что передача агломерата на эстакаду железнодорожными вагонами требует большой протяженности путей и маневренных заездов поездов для того, чтобы набрать необходимую высоту. Если уровень железнодорожных путей, предназначенных для погрузки агломерата с машин, поднять на отметку путей рудной эстакады, поезда с агломератом можно подавать непосредственно на эстакаду, минуя маневренные заезды.
Очевидно, что в этом случае агломерационные машины должны устанавливаться на отметке, обеспечивающей разгрузку агломерата в вагоны, поднятые на уровень эстакады рудного двора, а следовательно, и весь агломерационный корпус должен быть поднят на отметку эстакады. Такое решение вопроса подачи агломерата на рудную эстакаду создает так называемый высотный вариант главного корпуса. Удовлетворительно решая вопрос транспортировки агломерата к месту потребления, высотный вариант имеет в то же время ряд недостатков, из которых основными являются большой объем строительных работ и затруднения эксплуатационного порядка по обслуживанию и наблюдению за работой узлов и механизмов, расположенных в здании, верхняя отметка которого находится на высоте почти 50 м (49,7 м). При отсутствии пассажирского лифта систематический обход сменным и руководящим персоналом узловых рабочих мест становится крайне затруднительным.
Подача агломерата на эстакаду рудного двора может быть решена применением мостового грейферного крана. В этом случае разгрузка агломерата с машин производится не в вагоны, а в яму, из которой он грейферным краном поднимается в вагоны расположенные на высоте рудной эстакады.
Недостатком этого варианта является лишняя перегрузка агломерата грейфером, неизбежно связанная с дополнительным образованием мелочи, которая ухудшает качество агломерата.
Большинство фабрик, расположенных в составе южных металлургических заводов Союза, построено по варианту, который может быть назван средневысотным или обычным вариантом. По этому варианту агломерат разгружается в вагоны, расположенные на двух параллельных путях, проходящих под разгрузочными концами машин на уровне земли (нулевая отметка). Параллельные пути должны эксплуатироваться попеременно, т. е. на одних происходит загрузка 'вагонов, а с других в это время (вывозится груженый состав. Возможность передачи агломерата на оба пути требует применения специального перекидного желоба, меняющего направление движения агломерата, и соответственного повышения уровня расположения агломерационных машин, в результате чего верхняя отметка такого средневысотного корпуса с установкой дробилки для агломерата достигает 40 м. Иногда одновременно с возможностью разгрузки агломерата ® вагоны предусматривается разгрузка его в яму, из которой он грейфером грузится в вагоны и направляется на эстакаду доменного цеха. Так же как и разгрузка на два параллельных пути, возможность разгрузки агломерата в яму или в вагоны связана с необходимостью подъема агломерационных машин на большую высоту по сравнению с разгрузкой агломерата по одному какому-либо варианту, что неизбежно приводит к увеличению кубатуры и высоты главного корпуса, а следовательно, и к увеличению стоимости строительства. Проектирование и строительство двух взаимно заменяющих вариантов разгрузки и выдачи агломерата (вагоны и яма) вызывает помехи в нормальной работе железнодорожного транспорта: задержку с подачей паровозов и порожняка, отсутствие порожняка и т. д. Практика эксплуатации фабрик показала, что резервные варианты, как правило, иногда не эксплуатируются и средства, вложенные в строительство их, затрачиваются напрасно.
Низкий (упрощенный) вариант корпуса, разработанный Механобром в 1941 г. и осуществленный с некоторыми изменениями в годы Великой Отечественной войны на Бакальском и Высокогорском комбинатах, исключает установку дробилки для агломерата, что снижает высоту корпуса примерно на 2 м.
Он исходит из необходимости одностадиального смешивания шихты в смесителе, расположенном внизу, за шихтовыми бункерами, что дополнительно снижает высоту корпуса, предусматривает рассев агломерата на вибрационном грохоте, не требующем большой высоты, ^ разгрузку готового агломерата в вагоны на один путь, что дополнительно снижает высоту корпуса.
Общая высота главного корпуса, запроектированного с учетом перечисленных положений, снижается до 22 м, а кубатура здания, рассчитанного на установку четырех спекательных машин площадью по 50 м2 каждая, по сравнению с высотным кор
пусом уменьшается на 40% с удешевлением стоимости строительства корпуса на 32%.
На рис. 76 схематически представлено сравнение габаритов главного корпуса фабрики, запроектированного по трем вариантам.
Многолетняя эксплуатация Бакальской и Высокогорской агломерационных фабрик, построенных по низкому варианту с отступлением лишь в части рассева агломерата (на фабриках установлены стационарные колосниковые, а не вибрационные грохоты) и выделения постели (постель выделяется сегрегацией, а не рассевом шихты на грохоте), показала ряд серьезных
Рис. 76. Сравнение высот агломерационного корпуса при различных вариантах разгрузки агломерата: а — низкий; б — средний; в — высокий |
дефектов подобной схемы, и в послевоенных проектах она уже не находит применения.
При непосредственной близости расположения агломерационной фабрики от рудного двора доменного цеха передана агломерата в доменный цех наиболее просто решается ленточными конвейерами, представляющими самый дешевый вид транспорта. Но для использования ленточных конвейеров необходимо, чтобы агломерат выдавался холодным во избежание прогара лент. На рис. 77 представлен схематический разрез главного корпуса агломерационной фабрики Череповецкого завода с установкой ча - шевого охладителя и подачей агломерата в доменный цех ленточными конвейерами. Такое решение осуществлено впервые в Советском Союзе.
В проектах последних агломерационных фабрик предусматривается применение сборных железобетонных конструкций, что достигается наиболее легко в зданиях павильонного безэтажного типа. Безэтажная компоновка оборудования имеет значительные технологические преимушества, позволяет уменьшить объем зданий, лучше организовать сменно-узловой метод ремонта оборудования и ряд других преимуществ.
На рис. 78, а и б показан главный корпус агломерационной фабрики с двумя машинами площадью спекания 200 м2. Обычно
отделения бункеров готовой шихты, вторичного смешивания и окомкования, укладки шихты на машину требовали трехэтажного здания; в данном случае все перечисленные операции размещаются в одном этаже. В проекте фабрики с машинами 200 м2 осуществлены наиболее короткие транспортные тракты шихты, возврата, пыли, достигнута большая компактность сооружений с удобным размещением транспортных коммуникаций, предусмотрена возможность поочередной установки агломерационных машин и ряд других прогрессивных решений [13].