КАК ЖИДКИЙ КИСЛОРОД СНОВА ПРЕВРАЩАЮТ В ГАЗ
ДДы рассмотрели несколько примеров применения *** жидкого кислорода. Однако ещё больше промышленность нуждается в газообразном кислороде.
Газообразный кислород можно получать непосредственно на установках глубокого холода. Но не во всех случаях это бывает выгодно. Часто потребители предпочитают привозить жидкий кислород с кислородного завода и уже на месте потребления превращать его в газ.
Возьмём, например, весьма распространённую в промышленности сварку и резку металлов. Газообразный кислород поступает к месту сварочных работ в специальных баллонах. Объём такого баллона не превышает обычно 40—60 литров. Чтобы поместить в баллоне возможно больше газообразного кислорода, последний сжимают до 150 атмосфер. При таком давлении 40-литровый баллон вмешает уже шесть кубических метров газообразного кислорода.
Баллоны для перевозки сжатых газов должны быть очень прочными. Они делаются из массивных стальных труб, изготовленных без шва. Сталь для труб должна быть высокого качества, и баллоны эти обходятся очень дорого. Пустой 40-лит]повый баллон весит около 80 килограммов— в 9 рае больше, чем помещаемый в него газ. Представьте себе, что кислооод нужно перечоз-ить на значительные расстояния Здесь-то и скажутся преимущества жидкого кислорода.
Тысяча кубометров газообразного кислорода весит менее полутора тонн. Чтобы вместить столько газа, потребуется 167 баллонов общим весом в... 13 тонн. Для перевозки их придётся занять целую железнодорожную платформу или 9 грузовиков-полуторатоннок.
Другое дело — перевозка жидкого кислорода. Полторы тонны его свободно помещаются в лёгком резервуаре объёмом всего в 1300 литров й перевозятся одним грузовиком.
Однако экономией на перевозке преимущества жидкого кислорода не ограничиваются. Жидкий кислород не содержит влаги, которая обычно есть в газе. Отсутствие влаги значительно улучшает качество сварочных работ, для которых используется кислород.
Правда, перевозка жидкого кислорода тоже не свободна от недостатков. Жидкий кислород непрерывно испаряется. Однако с этим недостатком можно бороться. Цистерны для жидкого кислорода снабжаются компрессорами, которые накачивают испаряющийся газ в баллоны. Но даже в тех случаях, когда жидкий кислород просто испаряется в атмосферу, перевозить его на дальние расстояния гораздо выгоднее, чем газообразный.
Как же жидкий кислород снова превращают в газ? Для этого применяются особые аппараты — газификаторы. Жидкий кислород, налитый в резервуар такого аппарата, быстро испаряется и под давлением в 10—15 атмосфер идёт по трубам к месту сварки.
Существуют специальные газификаторы, в которых давление испаряющегося газа повышается до 150 атмосфер. Эти газификаторы служат для быстрого наполнения кислородом знакомых нам баллонов.