Рынок автомашин
Этот рынок уже существует немало лет и, можно сказать, почти полностью исчерпал возможность развития в направлении, очерченном ситуативными моделями. Пожалуй, неохваченными остались только узкие ниши вроде объединения моделей «передвигаться по дороге и по воде», то есть машины-амфибии. Также свободны ниши, заполнить которые не позволяет уровень развития технологий, – автомобиль, который может летать. Все прочие ситуативные модели, более или менее часто встречающиеся, достаточно плотно охвачены и заполнены. Притом не одним игроком, а многими. Нахождение этих ситуативных моделей определило типы и классы автомобилей.
• Передвижение всей семьей – мини-вэны и универсалы;
• Быстрое передвижение – спортивные автомобили;
• Передвижение по бездорожью – внедорожники;
• Представительские выезды – представительский класс автомобилей;
• Поездка вдвоем – купе и двухместные авто;
• Перевозка крупногабаритных предметов – пикапы;
• Передвижение по тесному городу – гольф-класс и малолитражные машины;
• Выезды за город + езда по городу – SUV.
Даже достаточно некрупные ниши, созданные ситуативными моделями, также охватываются некоторыми автопроизводителями, создающими автомобили только для пляжного отдыха, например. Незанятыми остаются совсем узкие ниши, соответствующие, например, ситуации передвижения по пустыне. Их задействовать не позволяет малый объем рынка, впрочем, рано или поздно произойдет и это.
Однако данный рынок все равно позволяет движение в направлении развития ситуативных моделей, другое дело, что раскладываться на составляющие уже должна не общая ситуативная модель «передвижение», а более частная, которая определила тип кузова. То есть поиск новых идей уже может осуществляться внутри категории, определенной типом кузова. Это даст новые ниши, пусть не очень большие. Например, такая ситуативная модель, как «передвигаться большой семьей или группой», послужила основой для создания мини-вэна. Передвигаться большой группой можно по бездорожью – такой ситуации будет соответствовать гибрид мини-вэна и внедорожника. А можно ездить достаточно помпезно – то есть мы получим мини-вэн представительского класса. А можно еще и перевозить большое количество вещей или несколько домашних животных. В результате получим комбинацию из мини-вэна и универсала. Но эти ниши достаточно невелики и смысл их освоения под вопросом.
В целом свободных и при этом достаточно крупных ниш на рынке автомобилей нет. Это относится к варианту, когда мы рассматриваем этот рынок в разрезе ситуативных моделей, конечно же. Этот рынок достаточно давно развивается уже в другой плоскости. И все перспективные рыночные ниши располагаются уже там.