Механика гидро - и пневмоприводов
Расчет нагрузок на выходные звенья гидро — и пневмоприводов
При взаимодействии с объектом выходное звено привода нагружено силами и моментами сил, возникающими из-за инерции перемещаемого устройства объекта, а также вызванными приложенными к этому устройству силами и моментами сил со стороны окружающей среды и других устройств. В зависимости от вызывающих нагрузку причин ее называют позиционной, трением и инерционной. Позиционную нагрузку создают силы и моменты сил, значения которых изменяются при изменении положения перемещаемого приводом устройства. Трение подразделяют на сухое, гидро - или газодинамическое и смешанное.
Для расчета инерционной нагрузки предварительно вычисляют приведенные к выходному звену значения массы или момента инерции перемещаемого устройства так, чтобы соблюдалось равенство кинетических энергий перемещаемых и приведенных масс. Другие виды нагрузки находят исходя из равенства работ сил или моментов сил, приложенных к выходному звену и перемещаемому приводом устройству.
Если выходное звено привода и перемещаемое устройство соединены посредством какого-либо механизма (зубчатого или рычажного), то параметры нагрузок являются функциями передаточного числа г механизма. Для примера рассмотрим зубчатый механизм (рис. 2.2), состоящий из шестерни 1, которая закреплена на валу исполнительного гидро - или пневмодвигателя, и шестерни 2, вал которой непосредственно соединен с перемещаемым устройством. Передаточное число г такого механизма определяется отношением угловых скоростей вала исполнительного двигателя и вала перемещаемого устройства. Значение г можно также вычислить с помощью отношения 7*2/п радиусов делительных окружностей или отношения количества зубьев у шестерен 2 и 1. Приравнивая кинетические
Рис. 2.2. Соединение выходного звена исполнительного двигателя с управляемым объектом |
Энергии и работы без учета диссипации энергии в зубчатом механизме, получаем
Т _ J2' и _ ^тр2 и _ &поз2
^1 — *2 ! *тр1 — ^2~’ ^поз1 — *2 >
% % % где — отнесенный к валу 1 исполнительного двигателя момент инерции; 3^ — момент инерции вращаемого валом 2 устройства; &хр 1, &хр2, &по31 и кпо32 — коэффициенты трения и позиционных нагрузок, отнесенные к валу 1 (отмечены индексом 1) и к валу 2 (отмечены индексом 2).
Аналогично можно найти параметры нагрузок, действующих на выходное звено с возвратно-поступательным перемещением. Отличие состоит только в том, что в этом случае вместо моментов инерции необходимо пересчитать значения поступательно перемещающихся масс и нагрузки представить приложенными к выходному звену силами, а не моментами сил.
Нагрузки на выходное звено привода можно описать функциями, связывающими угловую скорость П выходного звена или скорость V его поступательного перемещения с моментом М сил или суммарным значением сил, равным Р Такие функции описывают состояние нагрузки на выходном звене при происходящих в приводе динамических процессах. По ним при из
Вестном законе движения выходного звена могут быть построены графики нагрузок. Исходными для определения состояния нагрузки служат уравнения движения выходного звена, которые в линейном приближении записывают в виде
(2.1)
(2.2)
Где а, у — угловое и поступательное перемещения выходного звена привода соответственно; «/, т — момент инерции и масса, отнесенные к выходному звену привода; &тр — коэффициенты трения, возникающего при вращательном или поступательном движении выходного звена привода; кпоз — коэффициенты позиционной нагрузки, действующей на выходное звено привода.
При гармонических колебаниях выходного звена
|
|
||
Где аа и ау — амплитуды колебаний выходного звена; и — угловая частота колебаний.
Поскольку каждое из уравнений (2.1) и (2.2) с учетом соответствующих им соотношений (2.3) и (2.4) по форме являются одинаковыми, достаточно найти функцию, описывающую состояние нагрузки, для одного из двух выходных звеньев, например для звена с поступательным перемещением. Используя формулу (2.4), получаем
(2.5)
Уравнение (2.2) в случае гармонических колебаний выходного звена принимает вид
(2.6) |
О •
Р = —тауи втсЛ + кТ^у + кпозау вто;/.
Из уравнений (2.5) и (2.6) нетрудно найти
V
---- = совиЛ;
Ауи
TOC o "1-5" h z Р к'Тт/1) . .
——------ 2—^ = ипа;*. (2.8)
Ау{кпоз - гтш*)
Просуммировав взятые в квадрат соотношения (2.7) и (2.8), получим
(Р — ктт>у)2 у2 , ч
--- ^-------- ±Е__'------ 1______ — 1 (О О')
ау(кпоз - гпи2)2 (ауи)2
Если в уравнении (2.9) Р заменить на М, V — на П, т — на 7, ау — на аа, то будем иметь уравнение состояния нагрузки на выходное звено с угловым перемещением.
Рис. 2.3. График нагрузки при гармонических колебаниях выходного звена привода |
Графиком, построенным в координатах РОу или МОП по уравнению вида (2.9), является эллипс, часть которого показана на рис. 2.3.
Гармонические колебания выходного звена имеют место, например, в приводах испытательных установок, или при исследовании динамических характеристик привода. В тех случаях, когда по условиям использования привода законы движения его выходного звена значительно отличаются от гармонических, может быть построен график нагрузки с учетом заданной циклограммы работы привода и требуемого вида переходных процессов при смене выполняемых приводом операций.
Рис. 2.4. Характерные точки для определения нагрузок на выходное звено привода
Часто вместо графика нагрузки для расчета привода задают значение скорости движения выходного звена, которое необходимо обеспечить при действующей на него нагрузке. Такая рабочая точка (РТ) показана на рис. 2.4. Кроме того, могут быть заданы скорость движения выходного звена в отсутствие нагрузки (точка холостого хода ТХХ) и максимальная нагрузка при полном торможении выходного звена (точка ТПТ).