Механика гидро - и пневмоприводов
Применение общих принципов механики в расчетах гидро — и пневмоприводов
Современные гидро - и пневмоприводы в общем случае представляют собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих механических, гидравлических, пневматических, электромеханических и электронных устройств. Эти достаточно сложные системы являются составными частями более крупных технических систем, в которые входят различные управляемые объекты. Примерами таких объектов могут служить роботы и манипуляторы, технологические и транспортные машины, энергетические установки, летательные аппараты и др.
При проектировании и использовании гидро - и пневмоприводов их выделяют из всей технической системы с учетом тех требований, которые должны быть выполнены для осуществления управления заданными объектами. Чтобы иметь возможность рассматривать гидро - и пневмоприводы в значительной мере независимо от особенностей того или иного объекта, в дальнейшем будем придерживаться схемы, изображенной на рис. 2.1. На схеме показаны: канал управляющих и воздействий на гидропривод (ГП) или пневмопривод (ПП), канал наблюдения за величинами У описывающими движение выходного звена привода, канал поступления энергии Е в привод и канал возмущающих Р воздействий. Вне границы Г в управляемом объекте или в системе более высокого иерархического уровня указанные каналы могут взаимодействовать, что отражается в математическом описании 17, ^ и
Рис. 2.1. Гидро - или пневмопривод как часть технической системы |
При формулировании требований к гидро - или пневмоприводу. По физическому содержанию и соответствует либо электрическим, либо механическим величинам в зависимости от схемы и конструкции привода; Е — мощность потока рабочей среды, поступающей к приводу от источника энергопитания; У — перемещения (поступательные или угловые) штока или вала исполнительного двигателя; Р — может быть вызвано различными причинами (действием сил реакций в местах крепления элементов приводов, действием электромагнитных полей в окружающем привод пространстве, вибрациями и переносным движением конструкции, с которой связан привод, колебаниями давления рабочей среды и т. п.).
Заметим, что граница Г в значительной мере условна. Например, приток энергии Е можно характеризовать не мощностью рабочей среды, а мощностью, подводимой к двигателю, вращающему вал насоса или компрессора источника энергопитания привода. В таком случае при расчете процессов, протекающих в приводе, необходимо учитывать процессы в двигателе, если частота вращения его вала зависит от мощности, потребляемой насосом или компрессором. Вид закономерностей управляющих воздействий зависит от назначения привода и способов управления объектом, которые необходимо осуществить с помощью привода.
С точки зрения теоретической механики гидро- и пневмоприводы являются системами материальных тел с неголо - номными нестационарными связями. Такие связи обусловлены наличием в приводе сжимаемой рабочей среды и упругих механических звеньев, соединяющих отдельные детали привода. Применяя принцип освобождаемости от связей, их действие заменяют силами, приложенными к деталям привода со стороны рабочей среды и упругих механических звеньев. После этого используют с той или иной степенью полноты уравнения движения твердых тел, уравнения движения, энергии, неразрывности и состояния рабочей среды, а также уравнения, определяющие силы в упругих звеньях. Кроме того, могут потребоваться уравнения, описывающие тепловые процессы в приводе. Перечисленные уравнения образуют основу математической модели привода, которую необходимо дополнить уравнениями и функциями, характеризующими физические свойства рабочих сред, конструктивные параметры элементов приводов и указанные выше воздействия на привод.
Элементы гидро - и пневмоприводов часто достаточно произвольно расположены один относительно другого, что несколько усложняет выбор координат, определяющих перемещения элементов в пространстве. С целью упрощения математических моделей приводов равновесие и движение отдельных элементов рассматривают обычно в своих координатах, начало которых выбирают так, чтобы ему соответствовало одно из равновесных состояний привода. Связь между координатами всех элементов получается в результате решения системы уравнений, составляющих математическую модель привода. Чтобы согласовать направления перемещений элементов, измеренных в своих координатах, положительными можно принять направления, при которых движение выходного звена привода происходит в принятом для него положительном направлении. В некоторых случаях положительным считают такое направление перемещения выходного звена привода, которое вызывает увеличение параметров управляемого объекта. Независимый выбор систем координат для каждого элемента позволяет в математическом описании протекающих в них процессов пользоваться как декартовыми, так и цилиндрическими или сферическими координатами. При этом обязательно выполнять все положения теоретической механики об использовании инерциальной системы координат и координат, связанных с движущимся объектом, если в нем размещен привод.