Механика гидро - и пневмоприводов
Оптимальное передаточное число механизма, соединяющего выходное звено гидро — или пневмопривода с управляемым объектом
Выбор передаточного числа г механизма для соединения выходного звена привода с управляемым объектом зависит от условий, при которых будет работать привод. В одних случаях значение г предопределено местом установки привода и конструкцией устройства, которым он должен управлять. В других — значение i можно выбрать так, чтобы обеспечить наилучшие показатели, характеризующие привод. Однако эти требования часто оказываются противоречивыми и тогда приходится искать компромиссное решение. Например, для уменьшения материалоемкости привода желательно минимизировать размеры и массу его элементов, в то же время, согласно условию высокой надежности привода, необходимо предусмотреть резервирование отдельных узлов, что потребует увеличения размеров и массы привода. Среди ряда
Рис. 2.5. К вычислению передаточного числа механизма, соединяющего вал исполнительного двигателя с управляемым объектом
О М, Р |
Параметров силовые факторы и скорости, развиваемые исполнительным двигателем, являются основными и в значительной степени влияющими на характеристики привода.
Оптимальное передаточное число г0 можно найти следующим образом. Сначала вычислить максимальное значение мощности, затрачиваемой на управление связанным с выходным звеном привода устройством. Затем по этой мощности при разных значениях г определить моменты М сил или силы Р, а также линейные V или угловые П скорости, которые должен развивать исполнительный двигатель. Полученные в результате этих вычислений величины определяют координаты точек на плоскости М, П или Р, V, через которые проходит показанная на рис. 2.5 кривая 1. Там же построена внешняя характеристика (кривая 2) исполнительного двигателя. Заштрихованной на рис. 2.5 области соответствуют допустимые значения г, которые лежат в диапазоне гб < г < га. Оптимальное в этих пределах передаточное число может быть выбрано по разным критериям.
При соизмеримых значениях отнесенного к выходному звену привода момента инерции 7 управляемого устройства и момента инерции рабочего органа самого исполнительного двигателя оптимальным будет такое значение г, которое позволяет получить минимальный момент инерции зубчатого механизма. Это обеспечивает уменьшение динамических нагрузок на выходное звено привода и несколько повышает его быстродействие. В более общем случае рассматриваются дополнительные условия, к которым, например, относится стоимость
зубчатой передачи. Выбирая близкое к нижнему пределу значение г, можно сократить количество пар зацепления и тем самым снизить стоимость зубчатого механизма. Но при большем передаточном числе улучшается равномерность движения управляемого устройства с малыми скоростями. Кроме того, при большом передаточном числе возрастает сопротивляемость привода возмущениям, действующим на управляемое устройство, что обеспечивает малые перемещения выходного звена привода при изменениях нагрузки на управляемое устройство. Благодаря такой повышенной с помощью передаточного механизма “жесткости” внешней характеристики исполнительного двигателя повышается точность управления объектом. Диапазоны допустимых значений передаточного числа могут быть расширены путем замены исполнительного двигателя на двигатель с большим рабочим объемом или путем увеличения рабочего давления в пределах допустимых для данного двигателя значений (см. рис. 2.5, кривая 3).
Различное влияние нескольких факторов на выбор передаточного числа в предварительно вычисленном диапазоне указывает на целесообразность решения в таких случаях многокритериальной задачи проектирования оптимального передаточного механизма, соединяющего выходное звено привода с управляемым устройством.
Если оптимизация передаточного числа по какому-либо одному критерию позволяет улучшить наиболее существенные показатели системы с приводом и незначительно ухудшает менее значимые показатели, то выбор передаточного числа упрощается. Например, в роботах и строительно-дорожных машинах широко применяют гидро - и пневмоприводы с возвратнопоступательными перемещениями выходных звеньев, соединенных рычажными механизмами с управляемыми устройствами (рис. 2.6). Минимизация максимального значения силы Ртах? развиваемой приводом при разных положениях выходного звена, обеспечивает снижение стоимости привода, которая может составить значительную часть стоимости всей машины. Задачу выбора оптимальных параметров механизма формулируют так, чтобы найти величины а, 6, /? = а + 7, при которых целевой функции (критерию)
Ртах = Р{Ч>) ПРИ Утт < V5 < <?тах
Рис. 2.6. Схема для расчета оптимальных параметров механизма
Тд |
Х |
Доставляется минимум (Шуп Т. Решение инженерных задач на ЭВМ. Практическое руководство: Пер. с англ. М.: Мир, 1982.) Целевую функцию необходимо дополнить ограничениями, которые следуют из определяемой по теореме косинусов связи между линейными размерами и углами. Эти ограничения можно представить равенствами
|
Где гт[п и гтах — смещения конца штока исполнительного двигателя (выходного звена привода) относительно опоры цилиндра при </?ппП и </?тах соответственно.
Функцию Р((р) можно найти исходя из условия равновесия груза массой га при разных положениях выходного звена привода:
+ Ь2) - 2аЬсов(/? + </>) соБ<р аЬзт(/3 + (р)
В указанной выше монографии описаны алгоритм и программа расчета оптимальных параметров механизма.
При выборе оптимальных размеров механизма необходимо также иметь в виду, что от хода штока гидро - или пневмоцилиндра зависит его диаметр, влияющий на размеры цилиндра. Диаметр штока, прежде всего, должен удовлетворять условию устойчивости стержня по Эйлеру. Согласно этому условию критическое значение силы Рк равно:
Где Хк — длина стержня, заменяющего в расчетной схеме гидро - или пневмоцилиндр с полностью выдвинутым штоком (рис. 2.7); /шт — момент инерции поперечного сечения штока, при сплошном штоке Jшт = 7Г(/щТ/64; Е — модуль упругости стали, из которой изготовлен шток.
|
|
|
|||
|
|||||
|
|
||||
|
|||||
& |
Л |
//мщъг
Рис. 2.7. Расчетные варианты при определении критического значения нагрузки на шток гидро - или пневмоцилиндра
Максимальное допустимое значение силы назначают в 2,5-3,5 раза меньше значения Рк. После расчета штока на устойчивость проверяют прочность соединения его с управляемым устройством и выбирают наибольшее из полученных при этих расчетах сечение штока.