Механика гидро - и пневмоприводов
Корректирование характеристик гидро — и пневмоприводов
Устойчивость следящих гидро - и пневмоприводов зависит, как было показано ранее, от ряда факторов. К таким факторам относятся силы трения, утечки и перетечки рабочей среды в устройствах гидро - и пневмоприводов. Они могут существенно влиять на демпфирование приводов. При недостаточном демпфировании приводы могут быть неустойчивыми. В этих случаях приходится уменьшать коэффициенты усиления разомкнутого контура привода, т. е. уменьшать значения добротности 1)г, что снижает быстродействие привода и ухудшает тем самым управление объектом. Чтобы обеспечить выполнение противоречивых условий устойчивости и быстродействия приводов, применяют различные способы корректирования их характеристик.
Один из самых простых способов увеличения демпфирования исполнительных гидро - и пневмодвигателей состоит в соединении их камер каналом для перетечки рабочей среды.
Гидромеханический привод с дроссельным регулированием
Рассмотрим подробнее данный способ на примере гидромеханического следящего привода (см. рис. 5.7, а). Условие устойчивости такого привода определяется неравенством
(6.14) . Из неравенства следует, что если &тр = 0 и Кдр = 0, то привод неустойчив при любом значении добротности Бт. При таких значениях &тр и Кдр воспользуемся уравнениями (5.17), (5.21) (5.23) и (5.75) гидропривода. Для большей нагляд
Ности результата анализа примем дополнительно сн = 0. При
этих допущениях с учетом канала для перетечки жидкости получим уравнения
Х3 — Кхи. квх “■ ^о. сЗ/шт? |
Где Ец — приведенный модуль объемной упругости жидкости, находящейся в гидроцилиндре (формула для вычисления этой величины дана в пояснении к уравнению (5.24)); фПер — расход перетечки жидкости по каналу, соединяющему полости гидроцилиндра в обход золотника (например, отверстие в поршне гидроцилиндра).
Вследствие обычно малых значений фПер гидравлическое сопротивление канала можно считать квазистационарным и, пренебрегая в нем инерцией жидкости, записать
|
Где &пер — проводимость канала для перетечки жидкости между полостями гидроцилиндра.
Уравнения (6.92), (6.93) - (6.95), (6.96) сведем в одно дифференциальное уравнение третьего порядка
|
++ КосУшт = КхкК^ (6.97)
Лдх йъ
Все величины, от которых зависят коэффициенты уравнения (6.97), являются положительными, поэтому положительными будут и сами коэффициенты. Следовательно, условие, необходимое для применения критерия Гурвица, выполнено и, в соответствии с этим критерием, следящий гидропривод устойчив, если
|
&пер > ~2Е~' (6.99)
Неравенство (6.99) показывает, что при увеличении проводимости &пер обеспечивается устойчивость следящего гидропривода в случае увеличения его добротности Бт.
Значение &пер при круглом цилиндрическом канале длиной /к и диаметром <1К по известной из гидромеханики формуле Пуазейля определяется соотношением
_ 7Г^
Пер ” 128ц1к ’ где /х — динамическая вязкость жидкости.
При всей простоте осуществления рассмотренного способа повышения демпфирования гидропривода практическое его использование часто ограничивают два существенных недостатка. Первый связан с увеличением потребляемого от источника энергопитания расхода жидкости, второй — со снижением чувствительности гидропривода к малым сигналам управления.
Вследствие малых значений приращения разности давления в полостях гидроцилиндра, вызванных малыми отклонениями золотника от среднего положения, действующая на поршень гидроцилиндра сила давления может быть недостаточна для преодоления трения в контактных уплотнениях, и шток гидроцилиндра не будет перемещаться.
Указанных недостатков можно избежать, вводя в гидро - или пневмопривод корректирующие устройства, дополнительно регулирующие поступление энергии в исполнительные двигатели так, чтобы выполнялись условия устойчивости. Одним из таких устройств, применявшихся еще в ранних конструкциях следящих гидроприводов, является демпфер, установленный на золотнике. Схема следящего гидромеханического привода с корректирующим устройством в виде демпфера дана на рис. 6.12. Демпфер состоит из поршня 1, размещенного в цилиндре 2, полости которого сообщаются через дроссель 3. Шток поршня демпфера соединен с золотником гидропривода. Во избежание нарушения сплошности жидкости, находящейся
Рис. 6.12. Схема следящего гидромеханического привода с демпфером золотника |
В полостях демпфера, каждая полость через обратные клапаны подключена к сливной гидролинии, эти клапаны на схеме не показаны. При перемещении золотника вместе с поршнем демпфера жидкость из одной полости через дроссель поступает в другую полость. Вследствие гидравлического сопротивления дросселя в полостях демпфера возникает разность давлений, создающая приложенную к поршню силу, которая будет зависеть от скорости движения золотника гидропривода. Действие демпфера, как показано ниже, может влиять на устойчивость гидропривода только при наличии упругого звена с жесткостью сд, посредством которого перемещается точка А при управлении гидроприводом. Пренебрегая массой рычагов АО В и DOC и не учитывая трение в их шарнирах, уравнение моментов сил относительно оси, проходящей через точку О, запишем в виде
СЛ(Лвх - hA)AO = РаАОВ. (6.100)
Силу Рла> приложенную к золотнику со стороны поршня демпфера, определим с помощью следующих соотношений:
Фдр — ^дрРд> Фдр = 5 Рц, А — *$дРд>
Где Qдр — расход жидкости через дроссель демпфера при разности давлений в полостях, равной рд; А;др — проводимость дросселя; 5Д — рабочая площадь поршня демпфера; ХД — перемещение поршня демпфера вместе с золотником, вызванное смещением точки А рычага АО В.
З'д <1хд
Подставляя полученное значение силы Рдд в уравнение (6.100) и учитывая, что = хд(АО/ОВ), имеем
, 0В 5Д (ОВ2*х А
А вх АО СккарАо) Л’ ( ^
Смещение ж3 от среднего положения определяет разность перемещений и же, причем перемещение происходит за счет действия отрицательной обратной связи по положению штока гидроцилиндра (выходного звена), поэтому
ВО АВ О В.
- Ушт вс А0 Ьу А0, (6.102)
Где Лу — перемещение точки А рычага АО В при перемещении точки С рычага СОВ на величину ушт.
При таком перемещении рычагов сила, приложенная к золотнику со стороны поршня демпфера, равна
(6103)
С учетом соотношений (6.102) и (6.103) по уравнению моментов сил получим
ВО АВ £2 /ОВ2<1хс,„лплх
ХС — Ушт вс АО сккярАО) Л - ( }
Применяя формулы (6.101) и (6.104), перемещение х3 =
= ХД — хс представим в виде
ХЪ = ^О. сЗ/шТ ’ (6.105)
Где
К к _£ОАВ 5* (ОВ у
Хк АО’ 00 ПС АО’ д сккдрАО) постоянная времени демпфера.
После преобразования уравнения (6.105) по Лапласу при нулевых начальных условиях получим
(Тдб + 1 )ж3(б) = Кх}1квх(з) — 1£о. сЗ/шт(5)) (6.106)
Отсюда
®з(*) = 7Р, Т"7 [КхЛ^вх(5) ~ - Ко. с!/шт(5)]- (6.107)
1 д5 - I - 1
Обратившись к изображенной на рис. 5.3, а структурной схеме и пренебрегая обычно малым по сравнению с К0%с значением Кл, нетрудно составить структурную схему следящего гидромеханического привода, на золотнике которого установлен демпфер. Такая схема показывает, что применение демпфера золотника привело к появлению в контуре привода апериодического звена первого порядка (рис. 6.13). Влияние этого звена на устойчивость привода можно выяснить, построив ЛАХ и ЛФХ разомкнутого контура привода с демпфером сплошными линиями, без демпфера — пунктирными линиями (рис. 6.14, штриховые линии — характеристики отдельных звеньев). При наличии демпфера ЛАХ имеет несколько меньшую частоту среза, чем без демпфера, и благодаря этому достигаются необходимые для обеспечения устойчивости привода запасы по фазе и амплитуде. Однако такой результат корректирования динамических свойств привода возможен только при наличии у него собственного демпфирования, т. е. при
Сц>0.
-в- |
Ьвт(ь)
/ |
1 |
1 |
41 |
11г($) |
||
Т9$н |
7Г$ |
Т*в2 +2£цТц5+1 |
К(1£ |
||
Рис. 6.13. Структурная схема следящего гидромеханического привода с демпфером золотника |
Кроме того, уменьшение частоты среза снижает быстродействие привода. Необходимо также заметить, что демпфер влияет на устойчивость привода при наличии упругого звена, с помощью которого передается сигнал управления точке А
Зомкнутого контура гидро - механического привода
Рычажного механизма. В отсутствие упругого звена сд —► оо, постоянная времени Гд стремится к нулю, что равносильно отключению демпфера. Перечисленные особенности корректирования характеристик гидромеханического привода с помощью демпфера являются причиной ограниченного применения данного способа в современных конструкциях.
Электрогидравлические и электропневматические приводы
Для корректирования характеристик электрогидравличе - ских и электропневматических приводов применяют электрические и гидро - или пневмомеханические устройства. Выбор устройства зависит от назначения привода, условий его эксплуатации, требований, предъявляемых к надежности привода, и других факторов.
Одна из основных причин необходимости корректирования приводов с электрическим управлением связана, как и в случае гидромеханического привода, с недостаточным демпфированием исполнительных двигателей. Представленные в § 5.2, 5.3 структурные схемы силовых частей гидро - и пневмоприводов независимо от типа привода имеют в прямой цепи интегрирующее и колебательное звенья. При такой структуре коэффициент относительного демпфирования исполнительного
10* |
291
Двигателя можно увеличить, введя дополнительную обратную связь по ускорению выходного звена привода. Чтобы более подробно обсудить этот способ корректирования приводов с электрическим управлением, воспользуемся структурной схемой гидропривода с дроссельным регулированием (см. рис. 5.3, а) при Кк = 0. При этом предположим, что управление перемещением х3 золотника осуществляется с помощью электроги - дравлического усилителя, который пока не рассматриваем.
Если ввести обратную связь по ускорению штока, то уравнение, описывающее зависимость выходной величины от входного сигнала в изображениях по Лапласу, будет иметь вид
Ттз(Тцв + 2(цТцб -|- 1)з/шт(^) = я3(б) ■” КХа$ 3/шт(^)> (6.108)
Где Кха — коэффициент преобразования ускорения штока в перемещение золотника.
Уравнение (6.108) можно привести к виду
3/шт(^) — Х3(з). (6.109) |
Тц2*2+(2СцГц+^)*+1
Согласно (6.109), требуемое демпфирование гидроцилиндра достигается с помощью отрицательной обратной связи по ускорению штока, если назначить коэффициент Кха так> чтобы обеспечивалось требуемое значение скорректированного коэффициента относительного демпфирования
(Сц)к = Сц + 2^ у * (6.110)
Для формирования сигналов по ускорению штока привод необходимо снабдить либо соответствующими измерительными преобразователями, либо в контуре управления приводом предусмотреть выполнение операции дифференцирования сигналов, получаемых от электрического преобразователя перемещения штока. Это несколько усложняет всю схему электро - гидравлического привода, снижает его надежность и является причиной появления помех в контуре управления приводом.
Необходимость непосредственного измерения ускорения выходного звена исключена в гидроприводе, снабженном дополнительной обратной связью по скорости изменения давле
ния в полостях гидроцилиндра. При такой обратной связи создается сигнал х0шС, который изменяется в зависимости от разности рн давлений в полостях аналогично изменению выходной величины реального дифференцирующего звена:
■*Д. О.С5 I -I-
Где Кхр и Гд. о.с — коэффициент преобразования и постоянная времени дополнительной обратной связи.
В низкочастотной области при и < Т”* с обратная связь действует как дифференцирующее звено, поэтому даже при наличии позиционной нагрузки не возникает установившейся ошибки из-за того, что разность давлений в полостях гидроцилиндра изменяется в зависимости от положения штока.
При частотах и > Т”* с уравнение (6.111) приближается к уравнению пропорционального звена, входным сигналом которого является разность давлений рн, приближенно измеряющая ускорение штока гидроцилиндра:
Т (12уШТ
Схема электрогидравлического следящего привода с дополнительной обратной связью по скорости изменения разности давлений в полостях гидроцилиндра дана на рис. 6.15. В этом приводе применен электрогидравлический усилитель с золотником, нагруженным с двух сторон пружинами. Электромеханический преобразователь ЭМП подключен к электронному усилителю, на входе которого сравниваются управляющий электрический сигнал ивх и сигнал и0.с основной обратной связи, поступающий от датчика положения штока гидроцилиндра.
Дополнительная обратная связь осуществляется в данном приводе с помощью поршня 1, плунжеров 2 и дросселя 3. При смещении золотника влево от среднего положения поршень 1 под давлением р также перемещается влево, преодолевая силу от действия пружин 4. Вытесняемая поршнем жидкость частично перетекает через дроссель в канал, соединенный золотником со сливом, частично направляется в полость, в которой
Рис. 6.15. Схема электрогидравлического следящего привода с дополнительной обратной связью по скорости изменения давления в гидроцилиндре |
Расположен плунжер 2. Вследствие гидравлического сопротивления дросселя 3 давление р0тС возрастает и становится больше давления р2- Под действием разности давлений р0,с — р2 золотник начинает перемещаться в сторону среднего положения, при этом расход жидкости, обеспечивающий движение поршня гидроцилиндра, будет уменьшаться. При смещении золотника вправо давление р уменьшается. Теперь золотник возвращается к среднему положению силой, создаваемой разностью давлений р2—р0.с, причем уменьшение давления р0.с по-прежнему зависит от гидравлического сопротивления дросселя 3 и скорости движения поршня 1. Эту скорость при малой массе поршня можно считать пропорциональной скорости изменения разности давлений рн = Р1 - Р2 в полостях гидроцилиндра. После того как давления в полостях гидроцилиндра достигают установившихся значений, действие дополнительной обратной связи прекращается, поскольку выравниваются давления р0.с и р2 в результате перетока жидкости через дроссель 3. Устройство этой дополнительной обратной связи аналогично гидравлическим изодромным механизмам, применявшимся еще в первых регуляторах скорости различных двигателей энергетических установок.
Кроме обратных связей, обеспечивающих устойчивость привода, для улучшения согласованности внешней характеристики привода и характеристики нагрузки (см. § 2.2) применяют еще дополнительные обратные связи по скорости выходного звена привода. Такая обратная связь может быть электрической или гидромеханической. В последнем случае устройства, выполняющие функции регуляторов скорости выходного звена привода, устанавливают внутри электрогидравлического усилителя. При этом скорость выходного звена контролируется косвенно с помощью датчиков, реагирующих на изменение расхода жидкости, обеспечивающей работу исполнительного гидродвиг ателя.
Электрические обратные связи охватывают все устройства привода и позволяют непосредственно контролировать движение его выходного звена, что является их преимуществом по сравнению с гидромеханическими обратными связями. Однако они более уязвимы к действию электромагнитных и радиационных полей, ударным нагрузкам и могут генерировать помехи в контуре управления приводом, если сигнал по скорости получается в результате дифференцирования сигнала, поступающего от электрического преобразователя перемещения выходного звена привода.
Динамическая жесткость гидроприводов
При выборе параметров и корректировании гидроприводов, применяемых в ряде систем, например в системах управления самолетами, может возникнуть необходимость в обеспечении требуемой динамической жесткости привода.
Динамическую жесткость гидропривода характеризуют зависимостью перемещения выходного звена от времени при заданном законе изменения нагрузки и в отсутствие управляющего воздействия на систему. В изображениях по Лапласу динамическая жесткость определяется соотношением
Где Р(в) — изображение нагрузки (силы), приложенной к выходному звену; 2/(5) — изображение перемещения выходного звена гидропривода.
В случае следящего гидромеханического привода (см. рис. 5.7, а) динамическую жесткость можно найти по записанным в изображениях уравнениям (см. § 5.2)
<2з(з) = Кдхх3(в) - КЯррн(а);
Яз(*) = ЯпЗУшт^) + 5Рн(5);
^х!/ц
5пРн(5) = - Р(5)>
®з(*) =: ^хЛ^вх(5) ” К0,с Ушт(5)*
Из этих уравнений при ЛВх(5) = 0 находим
УУр (а) = Р{з) = Сг(1 + а/£>г)
У Ушт(^) 1 + (сг^/с ц/?г) ’
О г» с»2 /Т7 ЗцКдхК0'С
Где Сц — 2£ц5п/Уо, Сг — —: .
ЛЯР
Величину сг называют статической жесткостью следящего гидропривода; определяющее ее соотношение показывает, что с увеличением утечек в золотниковом распределителе (увеличение коэффициента - Й"др) значение сг уменьшается. Это означает увеличение перемещения выходного звена при действии на него постоянной силы Р.
Подставив в = Зи в Уру(з), можно рассчитать частотные характеристики динамической жесткости гидропривода, которые, например, служат для исследования причин возникновения флаттера рулевых поверхностей самолетов.