Механика гидро - и пневмоприводов
Источники энергопитания гидро — и пневмоприводов
Гидро - и пневмоприводы снабжают рабочей средой под давлением различными способами в зависимости от назначения и условий использования приводов. Основным устройством источника энергопитания привода является преобразователь какой-либо энергии в механическую энергию жидкости или газа. Такие устройства иногда называют генераторами рабочей среды под давлением. Ими могут служить насосы, компрессоры, пороховые заряды, предварительно заполненные газом под
давлением баллоны, газогидравлические аккумуляторы и аккумуляторы, в которых давление жидкости создает поршень, нагруженный пружиной.
Источники энергопитания гидро - и пневмоприводов могут быть составной частью энергосиловой установки объекта, в системе управления которым применен привод, или быть обособленным энергетическим агрегатом. Например, пневмоприводы общепромышленного назначения преимущественно питают воздухом под давлением от компрессорной станции, к которой подключены и другие потребители сжатого воздуха. Жидкость под давлением, подводимая к гидроприводам, можно также использовать в системах смазки узлов станков и машин. Но чаще гидроприводы имеют обособленные источники энергопитания, что вызвано повышенными требованиями к свойствам рабочих жидкостей для таких приводов и целесообразностью применения высоких давлений, позволяющих уменьшать габаритные размеры и массу всего гидрооборудования. Наиболее широко применяют источники энергопитания гидроприводов с шестеренными, пластинчатыми, аксиальнопоршневыми и радиально-поршневыми насосами.
Мощность 7ГИ<П потока жидкости на выходе из источника энергопитания определяется соотношением
^и. П — ФпРп - (1*16)
Здесь фп> Рп — расход и давление жидкости на выходе из источника энергопитания соответственно.
Мощность ТУдас необходимая для работы насоса,
'По'Пт
Где С}нас и рнас — расход и давление жидкости на выходе из
Насоса; рвх — давление на входе в насос; г]0 — объемный КПД
Насоса, учитывающий утечки и перетечки жидкости в насосе; т/г — гидромеханический КПД насоса, учитывающий потери энергии вследствие гидравлического сопротивления каналов и трения в насосе.
Давление рвх должно быть таким, чтобы в насосе не возникала кавитация из-за снижения давления в каком-либо месте потока жидкости до значения рк, при котором из жидкости
сначала выделяется растворенный в ней газ, а затем образуются насыщенные пары. При кавитации нарушается сплошность жидкости и возникают высокочастотные колебания давления, которые могут быть причиной разрушения деталей насоса. Допустимое значение рвх зависит от конструкции насоса, свойств жидкости, температуры и давления окружающей среды. Для гидроприводов, эксплуатируемых в заводских помещениях, значение рвх близко к атмосферному давлению. В летательных аппаратах давление в баке, из которого насос забирает жидкость, должно быть выше атмосферного, так как давление окружающей среды будет уменьшаться по мере увеличения высоты полета. Повышенное давление в баке создают, заполняя инертным газом полость над поверхностью жидкости. Баки с таким “наддувом” используют и в наземных установках, когда для для уменьшения массы источника энергопитания гидроприводов применяют высокооборотные насосы или установки, эксплуатируемые при низких температурах, вызывающих значительное увеличение вязкости жидкости. Примерами могут служить гидроприводы, применяемые в транспортных машинах.
Расход фнас связан с геометрической подачей насоса фг соотношением
Фнас — Фг?7о - (1-18)
Значение <3Т можно найти по формуле
= (1.19)
Где Унас — рабочий объем насоса, равный разности изменения объемов рабочих камер насоса за один оборот его вала.
Рис. 1.26. Схемы источников энергопитания с переливным клапаном (а), с устройством автоматической разгрузки насоса (б), с регулятором подачи насоса (в) |
В г д |
Наиболее распространенные варианты схем источников энергопитания гидроприводов даны на рис. 1.26, где 1 — бак, 2 — насос, 3 — двигатель (электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания и т. п.), 4 — фильтр для очистки рабочей |
Вследствие отмеченной ранее обратимости роторных гидромашин понятие “рабочий объем” и для насоса, и для гидромотора является общим, причем вычисленный при помощи этой величины расход будет иметь усредненное за время оборота вала значение. Мгновенные значения расхода отличаются от усредненного, что характеризуется степенью неравномерности подачи насоса. У большинства насосов она незначительна, в связи с чем при расчетах обычно используют формулы (1.18)
и (1.19). Однако из-за влияния процессов, протекающих внутри насоса, пульсации расхода на выходе насоса могут быть значительно больше расчетного значения неравномерности его подачи. Для уменьшения колебаний жидкости, вызванных такими пульсациями, применяют либо газогидравлические аккумуляторы, либо гасители колебаний, состоящие из полностью заполненных жидкостью объемов и дополнительных гидравлических сопротивлений.
Жидкости, 5 — переливной или предохранительный клапан, 6 — охладитель для поддержания температуры рабочей жидкости в допустимых пределах. Насос всасывает жидкость из бака и подает ее через фильтр в напорную магистраль. Источники энергопитания различаются способом регулирования давления в напорной магистрали. Согласно схеме, представленной на рис. 1.26, а, при фп = 0 вся жидкость, поступающая от насоса, возвращается через переливной клапан в бак. При потреблении жидкости из напорной магистрали переливной клапан частично или полностью (при фп = Фнас) закрыт. Значение давления рп в напорной магистрали поддерживается клапаном в соответствии с его характеристикой, устанавливающей зависимость ри от расхода жидкости через клапан. Недостаток этого достаточно простого способа стабилизации давления в напорной магистрали заключается в том, что при пропуске жидкости через клапан происходят необратимые затраты энергии.
Нецелесообразные затраты энергии несколько снижаются, если в начале напорной магистрали установлен газогидравлический аккумулятор 7 (рис. 1.26,6), в который насос подает жидкость через обратный клапан 8. Согласно этой схеме, клапан 5 действует как дискретный автомат разгрузки насоса, соединяя его выход с баком, при давлении в газогидравлическом аккумуляторе, равном заданному значению. Благодаря малому гидравлическому сопротивлению клапана вся подаваемая насосом жидкость поступает на слив при низком давлении, а обратный клапан удерживает жидкость в аккумуляторе. При падении давления в аккумуляторе клапан 5 закрывается и жидкость, которая подается насосом, открыв обратный клапан, поступает в аккумулятор. Эффективность рассмотренного способа уменьшения потерь энергии в значительной мере зависит от объема газогидравлического аккумулятора и графика работы гидропривода.
Следующим шагом в повышении эффективности источника энергопитания гидроприводов является применение насоса с автоматическим регулированием подачи (рис. 1.26, в). Схема показывает, что регулятор при отклонении давления на выходе из насоса от предварительно установленного значения изменяет подачу насоса так, чтобы с требуемой точностью восстанавливалось давление. Зависимость установившихся значений подачи фнас насоса от риас представлена на рис. 1.26, г. Участок характеристики, находящийся между значениями давлений Рнас 1 и Рнас 2 > соответствует зоне регулирования насоса, причем разность указанных давлений равна установившейся ошибке ер, с уменьшением которой возрастает точность регулирования давления. Наибольшая точность будет при ер = 0. В этом случае регулятор поддерживает постоянное давление на выходе из насоса при изменении его подачи от нулевого до максимального значений. Однако осуществлению такой точности регулирования может помешать неустойчивость системы, состоящей из регулятора и насоса с подключенным к нему гидроприводом. Чтобы устранить неустойчивость, в регулятор вводят дополнительные корректирующие устройства.
В ряде случаев требуется поддерживать не давление на выходе из насоса, а близкую к постоянной мощность насоса при различных значениях его подачи. Такое требование, например, возникает, когда насос приводится в действие от дизеля. Для поддержания постоянной мощности насоса зависимость его подачи от давления должна быть близка к гиперболической (рис. 1.26, д), так как необходимо, чтобы выполнялось соотношение
ФнасРнас — COnst.
При подключении нескольких гидроприводов к одному источнику энергопитания повышение его эффективности, как было отмечено ранее, может обеспечить чувствительная к нагрузке на гидроприводы система регулирования насоса. В такой системе автоматически изменяется настройка регулятора насоса в зависимости от действующих на выходные звенья гидроприводов нагрузок.
Известны различные конструкции регулируемых насосов, применяемых в источниках энергопитания гидроприводов. Регуляторы насосов также достаточно разнообразны; по виду
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.27. Схемы гидромеханических регуляторов прямого (а) и непрямого (б) действия
Основных устройств их подразделяют на гидромеханические и электрогидравлические.
Схема гидромеханического регулятора прямого действия, управляющего подачей аксиально-поршневого насоса 1, дана на рис. 1.27, а. Регулятор имеет поршень 2, на который с одной стороны действует давление ркас жидкости, подведенной из напорной камеры насоса. С противоположной стороны поршень нагружен пружиной 3 и посредством штока 4 соединен с наклонной шайбой 5 аксиально-поршневого насоса. При давлении рнас 1 сила пружины превышает силу от действия давления на поршень, поэтому он смещен в крайнее правое положение, при котором шайба наклонена на максимальный угол Тшах) соответствующий максимальной подаче насоса. По мере увеличения давления на выходе из насоса поршень, преодолевая силу пружины, смещается влево, уменьшая при этом угол наклона шайбы. Когда давление достигнет значения рНас2> поршень установит шайбу в положение, при котором угол 7 близок к нулю. Подача насоса в этом случае будет равна утечкам жидкости по зазорам в насосе и регуляторе. При падении давления рнас снова увеличивается угол 7 наклона шайбы, тем самым повышается подача насоса.
Зависимость установившихся значений подачи фНас насоса от давления ркас на выходе из насоса определяется статической характеристикой, которую найдем, воспользовавшись уравнением равновесия поршня регулятора
*$рРнас “ ^шт “ ^Опр спрУр — О? (1.20)
Где 5Р — площадь поршня регулятора, на которую действует
Давление Рнас; Ршт — сила, приложенная к штоку 4 со стороны шайбы 5 насоса; Ропр и спр — сила при начальном натяжении пружины 3 и ее жесткость; ур — перемещение поршня 2 регулятора, измеренное ОТ положения, при котором 7 = 7шах*
Для рассматриваемой схемы насоса
Фнас = ^о^п^н^п^ос ^5 7? (1*21)
Где гп — число плунжеров (поршней) насоса; пн — частота
Вращения вала насоса; 5П — площадь поперечного сечения одного плунжера насоса; Бос — диаметр окружности, на которой расположены оси плунжеров насоса.
В данном случае угол наклона шайбы связан с перемещением штока регулятора следующим соотношением:
Ур = ^8 7т« “ ^7) Гр, (1.22)
Где гр — расстояние от оси поворота шайбы до оси штока регулятора.
Предполагая, что Ршт мало по сравнению с Ропр и незначительно изменяется в зависимости от 7, с помощью формул (1.20)—(1.22) получаем уравнение статической характеристики в виде
Фнас = Фнас 1 ^р(Рнас “ Рнас 1)> (1.23)
Ропр + ^шт ^ 0 ~
Где Рнас 1 — г» ? Унас1 — г1о^пп^и^ос »»87тах*
Ор
Величины (?нас1 и Рнас 1 являются координатами начальной точки регулируемого участка характеристики насоса (см. рис. 1.26, г), поэтому в уравнении (1.23) рнас > РнасЬ а коэффициент Кр определяется соотношением
Гг '^рТ/о^пЯ'Н'З'п-^ОС Ар —
Спр^р
Согласно (1.24) при увеличении жесткости спр коэффициент Кр уменьшается, соответственно регулируемый участок характеристики насоса становится более пологим. С уменьшением жесткости пружины крутизна этого участка возрастает и значение установившейся ошибки ер регулирования давления на выходе из насоса также уменьшается. Однако при большом значении коэффициента Кр процесс регулирования может быть неустойчивым: возникают расходящиеся колебания поршня регулятора вместе с шайбой насоса, что приводит к колебаниям жидкости в напорной и сливной магистралях источника энергопитания.
Наличие в регуляторе прямого действия поршня, который выполняет функции чувствительного элемента, измеряющего отклонение давления от допустимых значений, и одновременно служит исполнительным устройством, управляющим углом наклона шайбы насоса, ограничивает возможности обеспечения высокоточного регулирования. В более совершенных регуляторах чувствительный элемент отделен от исполнительного устройства и управляет им с помощью вспомогательного гидравлического усилителя. Схема такого регулятора непрямого действия показана на рис. 1.27,6. Чувствительным элементом является золотник 6, нагруженный пружиной 7. Жидкость из напорной камеры насоса подводится в полость слева от золотника, а также поступает в кольцевое пространство между буртами золотника. На кромках среднего бурта сделаны прорези, через которые жидкость попадает в канал, соединенный со сливом. При смещении золотника от среднего положения проходное сечение одной прорези увеличивается, другой — уменьшается, что вызывает изменение давления ру в полости гидроцилиндра, управляющего положением шайбы насоса. Статическая характеристика регулятора зависит теперь не только от жесткости пружин, нагружающих золотник и поршень гидроцилиндра, но и от размеров прорезей на кромках золотника.
В электрогидравлическом регуляторе применяют датчик, преобразующий измеряемое на выходе из насоса давление в электрический сигнал, который через электронный усилитель передается на вход ЭГУ При смещении в соответствии с этим сигналом золотника ЭГУ изменяется давление в полостях ги- дроцилиндра и управляющий шайбой или каким-либо другим регулирующим органом насоса поршень перемещается. Жидкость под давлением поступает в ЭГУ от регулируемого насоса или от отдельного насоса, вал которого приводится во вращение от общего с регулируемым насосом двигателя. Элек - трогидравлический регулятор по сравнению с гидромеханическим позволяет в более широких пределах осуществлять его настройку и корректирование как статической, так и динамической характеристик. Электрические сигналы могут передаваться на вход ЭГУ не только от датчика давления, но и от ЭВМ, посредством которой обеспечивается оптимальное управление энергоснабжением системы гидроприводов. Управляемый с помощью ЭГУ насос может быть также составной частью гидропривода с объемным регулированием (см. рис. 1.2).
При описании источников энергопитания гидроприводов газогидравлический аккумулятор был показан только на рис. 1.26,6 в связи с тем, что без него нельзя поддерживать давление рп, если насос работает с автоматом разгрузки. Но необходимость в аккумуляторе (газогидравлическом или с нагруженным пружиной поршнем) возникает и в тех случаях, когда быстродействие переливного клапана или регулятора насоса недостаточно для поддержания давления рп при резких изменениях расхода (^п в напорной магистрали.
Для бесперебойного поступления жидкости в насос размеры бака должны быть такими, чтобы находящаяся в нем жидкость могла заполнить всю систему, а оставшееся количество жидкости равнялось приблизительно подаче насоса за одну минуту. Более точно объем бака определяют в результате теплового расчета системы гидроприводов вместе с источником энергопитания при наличии или в отсутствие охладителя жидкости.
Компрессорные установки, к которым подключают пневмоприводы на промышленных предприятиях, имеют свою регулирующую аппаратуру. В летательных аппаратах и транспортных машинах источниками энергопитания пневмоприводов могут быть автономные компрессоры, ступени компрессоров или турбин реактивных двигателей, работающие на твердом или жидком топливе генераторы газа. Регулирование таких источников энергопитания осуществляют преимущественно с помощью клапанных устройств, так как возможности использования золотников ограничены вследствие плохой смазывающей способности газов, которые к тому же могут содержать частицы продуктов сгорания топлива.
В некоторых системах управления источники энергопитания могут состоять из газового мотора и насоса. Это при необходимости позволяет уменьшить влияние сжимаемости рабочей среды на динамические харатеристики системы, применив в ней гидроприводы вместо пневмоприводов.