Количественные методы в маркетинге
1. Маркетинговое моделирование
2. Проверка достоверности результатов исследования
3. Анализ рынка
4. Количественные методы с использованием компьютера
5. Резюме
Количественные методы ведут маркетинг от искусства к науке, от догадки к точности. Они представляют три основные задачи:
1. Моделирование рынка.
2. Проверка достоверности результатов исследования.
3. Анализ рынка.
Рыночные модели описывают поведение рынка в математической форме. Например, уравнение может охарактеризовать взаимосвязь между продажами и рекламой. Менеджеры, манипулируя нарисованными на бумаге схемами, задают вопросы типа: «Что будет, если?..», например: «Каковы будут продажи, если поднять затраты на рекламу до £100 ООО?». Если добавить в модель финансовые параметры, то уравнение поможет выявить рентабельность рекламных затрат или показать их оптимум.
Проверка достоверности результатов исследования позволяет уточнить их значимость. Специалисты по исследованию рынка часто проводят опросы, чтобы выяснить, как клиенты реагируют на различные варианты предложения, например должна ли обертка на плитке шоколада быть желтой или голубой. Результаты могут показать, что по заявлениям 32% они купили бы шоколад в голубой обертке, тогда как 29% — за желтую обертку. Применяя статистические методы, можно выяснить, значима ли разница между 32 и 29%. Проверка достоверности поможет ответить на вопрос, является ли разница между результатами значимой, или, возможно, она возникла случайно.
В процессе исследования рынка статистические методы используют также для анализа. Иногда это способ взглянуть математически на то, что можно увидеть и без математики. Менеджер, сравнив объем продаж и цены, может усмотреть между ними взаимосвязь. В качестве альтернативы применяются статистические методы, чтобы исследовать схему процесса и на его основе построить маркетинго - вую модель. Ценность количественных методов в анализе рынка растет, когда рынки становятся более сложными и число влияющих факторов возрастает. Рынок испытывает влияние многих факторов, поэтому простое сопоставление объема продаж и цены часто выявляет немного, поскольку игнорирует воздействие на данный процесс стимулирования сбыта, рекламы, конкуренции или экономических переменных (см.: РЕКЛАМА; АНАЛИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ; СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА). Количественные методы помогают распутать это сложное переплетение. С помощью этих методик можно просмотреть тысячи случаев, в которых присутствует много факторов, оказывающих влияние, и выделить схемы, которые невозможно выявить невооруженным глазом.
Методы анализа рынка моїут больше, чем просто автоматизация ручной работы и изучение комплексных моделей. Сейчас доступны методики, которые предлагают новый взгляд на рынки. Их роль похожа на роль рентгеновских лучей или ультразвукового сканирования в медицине. Врач мог посмотреть на пациента снаружи или даже разрезать его, чтобы посмотреть изнутри, но рентгеновские лучи дают новый взгляд. То же самое верно для моделей рыночного анализа. Рынки показываются в таком виде, в каком их невозможно увидеть традиционными способами.
По всем трем типам количественных методов в маркетинге есть много литературы, она быстро пополняется. В некоторых исследованиях авторы разработали собственные концепции. П. Грин и др. (Green et al., 1988), Г. Лилиен и др. (Lilien et al., 1992) представляют обзор основных направлений, упомянутых здесь. Далее в этой статье будут представлены элементы процесса рыночного моделирования, статистические методы проверки достоверности результатов исследования, методы рыночного анализа и некоторые из новых методов анализа рыночных данных с использованием компьютера.