Виды и степень конкуренции
Конкурентная борьба - деятельность предприятия, направленная на приобретение конкурентных преимуществ, на завоевание прочных позиций на рынке и на вытеснение с рынка конкурента. Цель конкурентной борьбы - достигнуть конкурентного преимущества, т. е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке, (что проявляется, как правило, в захвате большей доли рынка) за счет предложения товаров более высокого качества либо более простых и дешевых или, же за счет более высокого уровня обслуживания потребителей. Иногда в целях обеспечения конкурентного преимущества и вытеснения конкурента с рынка практикуется снижение цен на товары высокого качества, пионерные товары и т. п.
Конкурентная позиция - сравнительная характеристика основных параметров предприятия относительно конкурента. Американский маркетолог А. Литтл следующим образом распределил конкурентные позиции: доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная. Инструментами конкурентной борьбы являются сегментирование рынка, методы стимулирования сбыта и продажи, гибкое регулирование цен, сервис, технологическое, экономическое и маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара.
На рис. 3.1. показана схема действия основных конкурентных сил (по Портеру), действующих на рынке [13, 12]. Ее стратегический смысл состоит в том, что она помогает определить структуру этих сил. Для того чтобы проанализировать конкурентное окружение, руководителям следует оценить возможности каждой из пяти конкурирующих сил. Коллективное воздействие этих сил определяет характер конкурентной борьбы на данном рынке. Как правило, чем сильнее силы конкуренции, тем ниже коллективная рентабельность участвующих в соревновании фирм. Наиболее острая конкуренция возникает в том случае, когда эти пять сил создают жесткие условия на рынке, обеспечивая на перспективу субпаритетную прибыльность или равную убыточность для преобладающего числа фирм. Структура конкуренции в отрасли явно непривлекательна с точки зрения прибыльности, если соперничество между продавцами очень сильное, барьеры выхода на рынок низкие, конкуренция со стороны продуктов-заменителей высока, и как продавцы, так и покупатели могут получать значительные выгоды от участия в сделках. Но если конкурентные силы в целом не оказывают значительного влияния на положение в отрасли, то эта отрасль становится благополучной и привлекательной с точки зрения получения сверхприбыли.
Идеальная конкурентная среда в отношении получения прибыли — это такая среда, в которой и поставщики, и покупатели имеют слабую позицию на торговых переговорах, когда нет хороших заменителей, входные барьеры выхода на рынок относительно высоки и конкуренция между существующими продавцами довольно умеренная. Однако, если хотя бы некоторые из пяти конкурентных сил достаточно сильны, отрасль может быть привлекательной с точки зрения конкуренции только для тех фирм, чье положение на рынке и рыночная стратегия обеспечивают достаточно хорошую защиту против давления конкуренции, чтобы обеспечить себе возможность получать прибыль, превышающую средний уровень.
Для того чтобы успешно выступать на рынке, не подвергая предприятие отрицательному воздействию конкурентных сил, менеджеры должны разработать стратегии, которые учитывают ряд факторов. Основными факторами являются следующие:
1) изоляция предприятия настолько, насколько это возможно, от пяти сил конкуренции;
2) сделать попытку повлиять на законы конкуренции в отрасли в выгодном для предприятия направлении;
3) обеспечить сильную надежную позицию, гарантирующую успех в конкурентной "игре", охватившей данную отрасль промышленности.
Менеджеры вряд ли смогут справиться с этой задачей, не представляя себе, какова конкуренция в отрасли и каковы перспективы ее развития. Модель пяти сил конкуренции — это тот инструмент, который поможет менеджерам решить поставленную задачу.
Основные конкуренты сильны, если : 1. Уровень конкуренции в отрасли высок(высоки барьеры входа ). 2. Трудно диверсифицироваться (не хватает средств). |
Действия поставщиков |
Они сильны, если : 1. Монополия поставщиков. 2. Поставляемый потребителю товар (сырье) уникален. 3. Предприятия-покупатель не очень важно пост авшцку (по объему закупок и др). |
Сила потребителей. Они сильны, если : 1. Потребитель - мнополист 2. Товары стандартны. Цены высокие и стоимость сырья и комплектующих в себестоимости велика. |
Угроза появления тда аров - заменителей. Они сильны, если : 1.Имеют хорошее качество при умеренной цене. 2. Товары досту пны, переход на них не сложен и не требует дополнительных издержек. |
Угр оз а появления новых конкурента. Они сильны, если : 1. Низкий стоимостной барьер входа в отрасль, нет защиты правительства. 2. Нет экономии на масштабах производства. 3. Нет различий между товарами. 4. Легко сменить поставщика. 5. Есть доступ к поставщикам. |
Рис. 3.1. Схема действия конкурентных сил.
Независимо от того, идет ли ожесточенная конкурентная борьба или уровень конкуренции невысок, для каждого предприятия необходимым является разработка успешной стратегии, которая обеспечит превосходство над конкурентами и укрепит позиции перед покупателями. Сложность в большинстве отраслей состоит в том, что любая стратегия предприятия зависит от стратегий, используемых конкурентами, и тех ресурсов, которыми эти стратегии подкреплены. Даже самая лучшая стратегия предприятия, направленная на достижение конкурентного преимущества, зависит от силы позиций фирм-конкурентов и их стратегии. Такая взаимозависимость означает, что
Какие бы меры ни предпринимало предприятие в стратегическом плане, предприятия-конкуренты отвечают на них своими контрмерами, наступательными или оборонительными. Таким образом, конкурентная борьба становится сходной со стратегической игрой, состоящей из мер и контрмер, и напоминает битву, развертывающуюся в соответствии с правилами предпринимательства и конкуренции.
В конкурентную борьбу вовлекаются не только продавцы, но и покупатели. По существу, конкурентным процессом является дистрибьюция, когда предпочтение отдается торговому посреднику, предлагающему наиболее выгодные условия реализации товара. Покупатели вступают между собой в конкурентную борьбу, если объект покупки ограничен и достается покупателю, предлагающему максимально высокую цену. Такая конкуренция наблюдается на аукционах, торгах, тендерах. Конкурентная борьба ведется между различными каналами товародвижения за рынок сбыта, но она не исключена и в пределах одного канала, когда участники канала (даже организованного - конвенционального) стремятся получить максимальную прибыль, несмотря на то, что их действия наносят вред другим участникам канала. Только вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы превращают участников канала товародвижения из потенциальных конкурентов в сотрудничающие на основе взаимной выгоды стороны.
Значительное влияние оказывает степень (интенсивность) конкуренции на рынках. Вид конкуренции может определяться, исходя из расчета индекса Херфиндала:
N 2
I„ = /La,, 0< aj < 1 , где a— доля j-го конкурента.
Интерпретация количественных значений индекса Херфиндала следующая;
0 - Конкуренция отсутствует ввиду отсутствия продавцов на данном рынке.
0-0,2 - Чистая конкуренция, когда на рынке выступает большое число предприятий, предлагающих массовую продукцию с однородными свойствами (зерно, нефтепродукты, некоторые виды сырья и т. п.), их соперничество принимает вид чистой (простой) конкуренции, где отсутствуют явные конкурентные преимущества (рис.3.2.).
Контроль над ценой отсутствует и продавцы схожего товарного ассортимента работают в узком диапазоне цен. Спрос очень эластичный. Неценовые методы конкуренции, как правило, не практикуются. Отсутствуют препятствия для организации бизнеса. Важным фактором конкурентной борьбы становится устойчивая, надежная репутация предприятия, сложившаяся в результате неизменно высокого качества и надежности товара, строго выдерживаемых сроков и условий поставки, системы сбытовых льгот и т. п. Как видно из рисунка, ни один продавец не в состоянии оказать заметного влияния на формирование цены спроса; равновесная цена Ц0 определяется совокупным спросом (С) и совокупным предложением (П) товара на рынке.
0,2-0,4 - Монополистическая конкуренция, когда множество предприятий реализуют дифференцированную продукцию [4]. Диапазон контроля цен узкий. Имеет место эластичный спрос, используются неценовые методы конкуренции. Входной барьер в отрасль незначительный. Монополисты - производители товара соперничают между собой за более выгодные условия сбыта продукции. Как правило, инструментом этого вида конкурентной борьбы являются качество товара и тактика маркетинговой деятельности
Рис. 3.3. Особенности формирования цены в условиях монополистической конкуренции
В условиях монополистической конкуренции предприятие может получать прибыль при равенстве предельных затрат (МС) и предельного дохода (MR). Однако при появлении на рынке новых предприятий сокращается спрос и кривая С понижается [4].
0,4-1,0 - Олигополистическая конкуренция является особой формой предметной конкуренции, когда имеются несколько продавцов, чутко реагирующих на изменение цен. Производимая продукция может быть стандартизированной (промышленные товары) или дифференцированной (потребительские продукты). Диапазон цен зависит от согласованности действий предприятий, которые взаимозависимы. Используются неценовые методы конкуренции. Имеются существенные препятствия для организации бизнеса. Эффективность работы предопределяет необходимость соответствия мощности предприятия значительной доле рынка. Это требует высокой концентрации производства так, чтобы суммарная доля 4-8 предприятий была не ниже 60% общего объема рынка данного продукта. Крупное предприятие старается вести себя как монополия, ограниченная мощью конкурентов. Так как успех одного из них возможен за счет другого, то это приводит к ожесточенным столкновениям.
(рис. 3.3.). |
Кривая предельных затрат (МС) |
К |
Кривая среднихх затрат (АС) |
К |
На практике важную роль играет переговорный процесс с целью прийти к соглашению (картелю) и устранить возможность ценовой войны. Обычно достигается договоренность о единых ценах и квотах продаж. Конкуренция
проявляется в форме укрепления марки товара, дифференциации потребительских свойств товара, организации сбыта и поставки, сервиса и т. п. (рис. 3.4.).
Рис. 3.4. Особенности формирования цены в условиях олигополии
В результате предприятия-олигополии фактически действуют как чистая монополия в условиях оговоренных квот. Как видно из рисунка, если существует рынок чистой конкуренции с равновесной ценой Цо и объемом реализации Ко, то предприятие будет получать нормальную прибыль. Удельные издержки всех предприятий равны и их кривая совпадает с кривой - предложения. Если достигнуто картельное соглашение, то предприятие будет вести себя, как монополист. Так как максимальная прибыль монополиста достигается при равенстве предельных издержек (МС) и предельного дохода (MR), то объем выпуска олигополии, скорее всего, сократится до Кі, а цена будет повышена до Ц1 . Для каждого предприятия будут установлены квоты реализации, в сумме составляющие Кі, что меньше первоначального объема Ко. Если в условиях олигополии предприятия получают прибыль, превышающую альтернативную стоимость, то они ведут себя как чистая монополия. Если они такой прибыли не получают - то ведут себя как предприятие на рынке монополистической конкуренции.
1,0 - Чистая монополия, когда товарная конкуренция отсутствует ввиду наличия только одного продавца. Это предприятие выпускающее уникальную продукцию. Не имеется эффективных заменителей. Контроль над ценами значительный (рис. 3.5.). Спрос неэластичный. Вход в отрасль для других предприятий заблокирован.
Для успешной работы на рынке предприятия должны определять степень конкуренции, тенденции ее изменения и факторы, влияющие на интенсивность конкуренции [13]. Можно выделить некоторые из них:
1. Конкуренция усиливается с увеличением числа соперничающих фирм, по мере того как выравниваются их размеры и объемы производства. К тому же, чем большее число соперников, тем больше вероятность появления; новых, творческих стратегических инициатив. Суть в том, что когда фирмы - конкуренты примерно равны по своим размерам и объемам производства, они находятся примерно в равных условиях, и одной или двум фирмам сложно выиграть конкурентную "битву" и занять лидирующее положение на рынке.
2. Обычно конкуренция сильна, когда спрос на продукцию растет медленно. На быстрорастущем рынке места хватает всем. На самом деле предприятие может расходовать все свои финансовые и управленческие ресурсы лишь на то, чтобы; поспевать за растущим спросом, а не на то, чтобы перехватывать покупателей у конкурентов. Однако, когда рост замедляется или покупательский спрос неожиданно падает, предприятия, ориентирующиеся на расширение производства, или предприятия с излишком производственных мощностей часто снижают цены и используют другие приемы наращивания объема продаж. Возникающая в результате, борьба за долю рынка может вытолкнуть с рынка более слабые и менее эффективные предприятия.
Тогда отрасль консолидируется в малочисленную группу производителей, каждый из которых имеет сильные позиции.
3. Конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают предприятия на снижение цен или на применение других средств увеличения объемов продаж и объемов производства. Постоянные издержки в любом случае составляют значительную часть затрат на производство, но стоимость одной единицы продукции снижается при полной или почти полной загрузке производственных мощностей, так как в этом случае постоянные издержки делятся на большее число изделий. Незагруженные же мощности вызывают заметное увеличение стоимости одной единицы продукции, так как бремя постоянных издержек ложится на меньшее число изделий. В этом случае, если спрос сокращается и загрузка производственных мощностей падает, давление возрастающей себестоимости единицы продукции толкает фирмы на заключение секретных соглашений о снижении цен, на применение специальных скидок и других методов стимулирования продаж, что обостряет конкурентную борьбу.
4. Конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на потребление другой невелики. С одной стороны, низкие затраты на смену марки облегчают фирмам задачу переманивания потребителей продукции конкурирующих предприятий. С другой стороны, высокие затраты при смене марки защищают производителей от попыток соперников привлечь потребителей их продукции.
5. Конкуренция усиливается, когда одно или несколько предприятий не удовлетворены своей долей рынка и пытаются ее увеличить за счет доли конкурентов. Предприятия, позиции которых слабеют или которые испытывают финансовые трудности, часто действуют агрессивно, покупая более мелкие предприятия-конкуренты, внедряя новые продукты, увеличивая расходы на рекламу, устанавливая специальные цены и т. д. Такие действия могут обострить схватку за долю рынка.
6. Конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений. Чем выше потенциальная прибыль, тем больше вероятность того, что некоторые предприятия будут действовать в соответствии с данной стратегией для того, чтобы эту прибыль получить. Размер прибыли зависит от того, как скоро последует ответ конкурентов. Когда их ответные действия запаздывают (или их вообще нет), предприятие, первым применившее новую конкурентную стратегию, может извлекать доходы в течение определенного периода и, возможно, так уверенно захватить инициативу, что соперники будут обречены на отставание. Чем больше потенциальная прибыль для фирмы-первопроходца, тем больше шансов, что какое - нибудь предприятие рискнет сделать первый шаг.
7. Конкуренция становится интенсивной, когда затраты на то, чтобы покинуть рынок выше, чем на то, чтобы остаться на нем и принять участие в конкурентной борьбе. Чем выше барьеры на пути ухода с рынка (т. е. чем дороже покинуть рынок), тем больше решимость предприятий остаться и бороться изо всех сил, несмотря на то, что их доходы достаточно низки или они даже несут потери.
8. Динамика изменения конкуренции тем менее предсказуема, чем больше различаются приоритеты фирм, их стратегия, ресурсы, личные качества их руководителей и страны, где они зарегистрированы. Различия среди предприятий, действующих на рынке, приводят к тому, что становится очевидным, когда некоторые из них пытаются "раскачать" рынок, применяя нестандартные методы и подходы и делая тем самым конкурентную среду менее стабильной. Появление на рынке новых иностранных компаний с низкими производственными издержками, если они хотят захватить долю рынка, наверняка будет фактором, обостряющим соперничество.
9. Конкуренция усиливается, когда крупные предприятия, действующие в других отраслях, приобретают какое-либо разоряющееся предприятие в данной отрасли и приступают осуществлению решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению купленного ими предприятия в лидера рынка.
Определяя конкурентное давления на предприятие со стороны соперников по рынку, разработчик стратегии должен определить вид наиболее эффективных конкурентных инструментов, которые могут обеспечить успешность конкурентного противостояния, и определить как это повлияет на рост доходов. Степень конкуренции считается значительной, если действия предприятий-конкурентов снижают среднюю прибыль в отрасли. При средней степени конкуренции прибыль остается вполне приемлемой и при низкой - предприятия отрасли могут получать прибыль выше средней.