Конкурентные позиции бизнеса

Конкурентные позиции бизнеса

Э. М. Коротков, Ю. Т.Шестопал, В. Д.Дорофеев.

Под конкуренцией понимается соперничество на рынке между отдель­ными физическими или юридическими лицами (конкурентами), заинтересо­ванными в достижении одной и той же цели. Классическая политическая экономика рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющее­ся, пронизывающее все отрасли экономики. Классическая школа экономики основное внимание уделяла ценовой конкуренции. А. Смит впервые дока­зал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Проблема качества и конкурентоспособ­ности является определяющей в промышленном развитии стран мира. Она имеет глобальный характер, так как с одной стороны определяет многие ас­пекты экономической и социальной политики стран, а с другой - задевает интересы всех их граждан, выступающих в роли потребителей. Конкуренто­способность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбы­вать товары и услуги. Под конкурентоспособностью подразумевается ком­плекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, оп­ределяющих его успех на рынке, т. е. преимущество именно этого товара над другим в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов. Поскольку за каждым из товаров стоят соответствующие произво­дители, то можно говорить о конкурентоспособности предприятий, фирм, а также стран, в которых они находятся.

Распределительная система в прежние годы не стимулировала произ­водство высококачественных конкурентоспособных товаров, так как все планово произведенное планово и распределялось: хорошее - хорошо, пло­хое - принудительно. На внешний рынок сейчас выходит очень ограничен­ный круг товаров. Критически оценить качество своей продукции многим предприятиям трудно по ряду причин. В их числе можно назвать отсутствие добротных механизмов оценки конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) находятся в отношении целого и его части. Конкурентоспособ­ность предприятия - это комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке (региональном, мировом), включающий ха­рактеристики товара и факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.

Конкурентоспособность товара - это комплекс его потребительских и стои­мостных характеристик, определяющих его преимущество на рынке над другими товарами в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов.

Конкурентоспособность показывает, насколько продуктивна и эффективна фирма по отношению к конкурентам, посредникам и в обслуживании заказчиков. Продуктивность связана с качеством выпускаемых изделий, занимаемой долей рынка и доходностью; эффективность - со скоростью ответной реакции и эконо­мией издержек. Эффективность и продуктивность, в конечном счете, зависят от конкурентной рациональности предприятия, т. е. силы ее соревновательного духа и умения принимать решения.

Итак, конкуренция характеризуется:

А) наличием нескольких соперников;

Б) одной и той же сферой деятельности;

В) совпадающей целью.

Понятие «конкурентоспособность» тесно связано с понятием «конку­ренция». Конкурентоспособность можно понимать как способность выдер­живать конкуренцию, противостоять конкуренции.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является от­носительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия кон­кретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Отсюда под конкурентоспособностью понимается комплекс потреби­тельских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпоч­тительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами дру­гих отечественных и зарубежных предприятий.

Конкуренцию, конкурентов и их стратегию изучают теми же методами, что и рынки. Для рыночного успеха важны все составляющие, но особо зна­чимыми являются следующие:

1. главные факторы конкурентоспособности чужих товаров;

2. деятельность в области рекламы и стимулирования сбыта;

3. практика в торговых марках товаров;

4. привлекательная сторона упаковки товаров;

5. организация гарантийного и послегарантийного сервиса;

6. сбыт и его организация;

7. каналы товародвижения.

Любой товар, реализуемый на рынке, должен рассматриваться только в комплекте, только в единстве с другими, дополняющими товарами и услу­гами, иначе он практически неконкурентоспособен.

Основополагающий труд М. Портера [1], посвященный конкурентной стратегии, сильно изменил представление многих компаний о своих конку­рентах. Портер выделил ряд факторов, которые определяют конкуренцию:

• текущие конкуренты;

•опасность появления новых конкурентов;

• опасность появления заменителей товара;

•способность потребителей идти на сделки;

•способность поставщиков идти на сделки.

Очень часто понятие конкурентоспособности подменяется понятием ка­чества продукции. Качество продукции является составной частью конкурен­тоспособности, причем наиболее существенной. В целом же, конкурентоспо­собность является критерием, не только показывающим возможности того или иного товара удовлетворять определенные потребности покупателей, но и важнейшей рыночной категорией, определяющей общественный статус то­варопроизводителя, его финансовые возможности, устойчивость, надежность, как партнера, и силу, как противника в рыночной борьбе.

Необходимо уточнить место стандартизации и сертификации в общей системе обеспечения требуемой конкурентоспособности товаров. Стандарти­зация практически проявляется в виде разработки, опубликования и примене­ния стандартов. Объект стандартизации - это продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и использования. Предполагается, что качественная продукция может быть получена только на тех предприятиях, где действуют жесткие правила обеспечения качества под­готовки производства изделий, начиная от создания конструкторской доку­ментации до их изготовления, контроля и сертификации. Таким образом, фактически сертифицируются все этапы производственного процесса на предприятии.

Кроме сертификации промышленных предприятий в целом, удостове­ряющей возможность выпуска на них качественной продукции, проводится сертификация самой продукции. Поэтому сертификация тоже может рассмат­риваться как один из важных инструментов обеспечения конкурентоспособ­ности товаров.

Конкурентоспособность в отличие от качества товара в наибольшей сте­пени материализуется непосредственно на рынке, где сталкиваются интересы товаропроизводителя и потребителей его продукции. В процессе подготовки и создания товара производитель как бы прогнозирует, какие потребительские свойства необходимо заложить в товар, ориентируясь на покупателя. Качество такого прогноза в очень большой мере зависит от степени определенности по­тенциального покупателя. Для многих видов промышленной продукции, изго­товляемой единичными образцами, имеет место полная определенность потре­бителя, что позволяет создавать изделия полностью по его требованиям. Он формирует совокупность требуемых свойств, наличие которых в изделии обеспечивает изготовитель, работая под заказчика. При производстве товаров широкого спроса имеет место иная картина. Потребитель в этом случае полно­стью обезличен, что ставит перед производителем вопрос о том, какие же по­требительские свойства необходимо закладывать в создаваемый товар. От то­го, насколько правильно отображены в товаре потребности, вкусы и привычки покупателей, во многом зависят общие результаты работы предприятия и, в частности, величина продаж товара.

На стадии реализации в наибольшей степени проявляется различие меж­ду качеством в "чистом виде" и конкурентоспособностью товара. Покупатель, приобретая товар для удовлетворения определенных потребностей, взвеши­вает как бы на своих весах качественные и экономические показатели товара.

В целом, качество, стандартизация и сертификация товаров являются важнейшими элементами сложного процесса обеспечения конкурентоспособ­ности товаров. Если качество является важнейшей составной частью конку­рентоспособности, то стандартизация и сертификация являются не менее важными инструментами ее обеспечения.

В целом, качество, стандартизация и сертификация товаров являются важнейшими элементами сложного процесса обеспечения конкурентоспособ­ности товаров. Если качество является важнейшей составной частью конку­рентоспособности, то стандартизация и сертификация являются не менее важными инструментами ее обеспечения.

Конкурентные позиции бизнеса

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.