Стратегия восстановления для кризисных ситуаций
Стратегии восстановления используются в том случае, когда направление деятельности, которое надо сохранить и развивать, находится в кризисном положении; их целями являются как можно более быстрое обнаружение и ликвидация источников конкурентной и финансовой слабости фирмы. Первой задачей управления в этом случае является диагностика причин неудовлетворительного функционирования фирмы. Является ли такое положение результатом неожиданного падения объема продаж из-за ухудшения экономической конъюнктуры? Неудачно выбранной конкурентной стратегии? Плохой реализации хорошо разработанной стратегии? Слишком большого размера долга? В данном случае необходимо определить, можно ли спасти бизнес или ситуация безнадежна. Очень важно понять, какие существуют сложности и насколько серьезны стратегические проблемы, так как разные диагнозы ведут к выбору разных восстановительных стратегий. Наиболее распространенными причинами возникновения кризисных ситуаций являются следующие:
Слишком большой размер долга;
Переоценка перспектив роста продаж;
Игнорирование отрицательного воздействия на прибыль агрессивных попыток "купить" долю рынка за счет значительного снижения цен;
Высокий уровень постоянных издержек из-за неспособности рационально использовать производственные мощности;
Ставка на технологический прорыв в долгосрочной перспективе (через длительный период времени);
Ставка на исследования и разработки (большие вложения) для укрепления конкурентной позиции и прибыльности и неудача в разработке эффективных новых товаров;
Частая смена стратегий (так как предыдущие стратегии не работают);
Уступка конкурентных преимуществ более удачливым соперникам.
Разрешение данных проблем и успешное восстановление бизнеса может включать следующие действия:
1. Пересмотр текущей стратегии.
2. Принятие мер для увеличения доходов.
3. Последовательное снижение издержек.
4. Продажа части активов с целью увеличения наличных средств для сохранения оставшейся части бизнеса.
5. Использование комбинации всех перечисленных действий.
Пересмотр стратегии. Если фирма терпит неудачу вследствие неверной стратегии, то задача пересмотра стратегии может быть решена посредством: 1) сдвига в сторону нового конкурентного подхода для восстановления позиции фирмы на рынке; 2) пересмотра внутренних операций и функциональных стратегий (т. е. стратегий в разных областях деятельности) для обеспечения лучшей поддержки общей деловой стратегии; 3) слияния с другой отраслевой компанией и следования пересмотренной стратегии, базирующейся на общем потенциале; 4) сокращения числа продуктов и круга клиентов до уровня идеально подходящего нынешним возможностям фирмы. Наиболее подходящий вариант действий зависит от превалирующих условий отрасли, сильных и слабых сторон фирмы, ее конкурентных возможностей по отношению к соперникам и от серьезности кризиса. Пересмотру стратегии предшествует анализ положения в отрасли, основных конкурентов, собственной конкурентной позиции фирмы и ее опыта и ресурсов. Как правило, пересмотр торговой стратегии должен быть увязан с сильными сторонами компании и ее конкурентными возможностями и направлен на укрепление рыночных позиций.
Увеличение доходов. Усилия стратегии восстановления по увеличению доходов нацелены на обеспечение роста объема продаж. Существует несколько возможностей увеличения доходов: снижение цен, усиление продвижения товаров на рынок, увеличение усилий по сбыту, расширение перечня услуг потребителям, быстрое совершенствование товара. Предпринимать шаги к увеличению доходов и объема продаж необходимо, когда в бюджете не предусмотрены сокращение расходов и стабилизация точки безубыточности и средством для восстановления прибыльности является увеличение использования имеющихся мощностей. Наиболее быстрым путем увеличения краткосрочных доходов в случае, когда эластичность спроса по цене невелика, является повышение цен, а не увеличение объема продаж при снижении цен.
Снижение издержек. Стратегии восстановления, направленные на снижение издержек, наиболее эффективны в ситуациях: когда несовершенна цепочка ценностей фирмы и ее структура издержек достаточно гибка для принятия радикальных мер по их выправлению; когда неэффективность действий поддается оценке и корректировке; когда расходы фирмы раздуты и существует много источников экономии, которая может быть быстро достигнута; когда фирма близка к своей точке безубыточности. "Затягивание пояса" сопровождается сокращением административных расходов (чему уделяется особое внимание), исключением из цепочки ценностей фирмы не основных и низко доходных сфер деятельности, модернизацией существующих заводов и оборудования в целях увеличения производительности, а также приостановкой не основных капитальных расходов и реструктуризацией долгов с целью увеличения сроков их выплат и сокращения расходов по выплате процентов.
Продажа активов. Стратегии продаж активов, сокращения деятельности применяются в тех случаях, когда движение наличности требует особого внимания и когда наиболее приемлемыми путями генерирования наличных средств являются: 1) продажа части активов фирмы (заводов и оборудования, земли, патентов, материально-производственных запасов, дочерних компаний); 2) сокращение деятельности (снятие с производства части продукции, находящейся в стадии спада, закрытие или продажа старых предприятий, сокращение численности работающих, уход с отдаленных рынков; сокращение услуг, предоставляемых клиентам, и т. д.). Иногда фирмы, находящиеся в кризисном состоянии, продают активы не для того чтобы избавиться от части операций и приостановить отток наличности, а чтобы накопить фонды для сохранения и укрепления остающихся у фирмы направлений деятельности. В таких случаях обычно освобождаются от активов, связанных с не основной деятельностью фирмы, чтобы поддержать стратегическое обновление в ключевых видах деятельности.
Комбинированные усилия. Комбинации восстановительных стратегий обычно применяются в кризисных ситуациях, требующих быстрых решений по широким направлениям. Также комбинированные действия часто используются при приходе на работу новых менеджеров, которым предоставляется свобода в проведении необходимых с их точки зрения изменений. Чем сложнее задача, тем вероятней использование для ее решения комплекса стратегических инициатив.
Усилия фирм по восстановлению — это действия с высокой степенью риска, которые часто заканчиваются провалом. Исследование 64 компаний показало, что попытки восстановления не принесли успеха большинству неблагополучных компаний в восьми базовых отраслях. Многие компании слишком долго ждут, прежде чем начать восстановление. У других нет достаточных средств и предпринимательского таланта, что необходимо для конкуренции в медленно растущих отраслях, характеризующихся жестокой борьбой за долю рынка. Конкуренты, имеющие лучшие позиции, просто оказываются слишком сильны для того, чтобы их можно было победить в длительной борьбе один на один. Даже в случае успеха неблагополучные компании должны предпринять целый ряд попыток по восстановлению и изменениям в управлении, прежде чем будет окончательно восстановлена долгосрочная конкурентная жизнеспособность фирмы и ее прибыльность.
Механизм вывода предприятия из кризисного состояния путем управления его конкурентоспособностью показан в виде алгоритма (рис 4.6). Он представляет собой упорядоченную последовательность действий предприятия, стремящегося выйти из кризисного состояния, путем достижения следующих целей :
• изменения функционирования хозяйственно-экономических механизмов,
• изменения процедур и критериев принятия управленческих решений,
•эффективного использования вновь открывающихся возможностей
Управления,
Диагност ика причин несост оят ельност и предприят ия. Рн ={Ро, Рт, Ри }, где Ро - общие, Рт - т иповые, Ри - индивидуальные причины.
2
Анализ крит ериев выбора мет одов финансового оздоровления предприят ия : Сн={К1, К2, К3 }, где К, - первая группа крит ериев, выт екающая из законодат ельст ва о банкрот - ст ве, К2 - вт орая группа, характ еризующая эффект ив - ност ь управления предприят ием, К3 - т рет ья группа, характ еризующая производст венный и рыночный пот енциал.
3
Выбор мет ода финансового оздоровления предприят ия : Мозд ={М,, М2, М3 }, где М1 - операт ивные мет оды, М2 - долгосрочные мет оды оздоровления, М3 - долгосочные инвест иционные мет оды. (К=К1)=>М1 ; (К=К2)=>М2 ; (К=К3)=>М3 .
4
Моделирование конкурент ной среды предприят ия :
1. Ст рат егическое моделирование работ ы с т овар - ным рынком.
2. Ст рат егическое моделирование эффект ивност и - управления конкурент оспособност ью т овара.
3. Ст рат егическое моделирование эффект ивност и управления конкурент оспособност ью предприят ия.
4. Ранжирование факт оров, способст вующих развит ию предприят ия с определением благоприят ных факт оров V.
5
Ст рат егическое моделирование развит ия предприя - т ия в конкурент ной среде :
1. Разработ ка ст рат егий Sr возможного развит ия предприят ия, исходя из выбранного мет ода финансового оздоровления предприят ия М :
Sr={Sr}(j=1, 2, ..., b ) |(M, v М2 v Мз )&V;
2. Планирование реинжиниринга бизнес-процессов для сформированных ст рат егий Sr ант икризисного развит ия предприят ия, исходя из факт оров повышения конкурент оспособност и.
6 |
|
Опт имальное моделирование инвест иций для реализации программ реинжиниринга. |
|
7 |
|
Прогнозирование результ ат ов выполнения программ реинжиниринга по ст рат егиям развит ия предприят ия. Выбор опт имальной программы реинжиниринга Порт. |
|
8 |
Выбор опт имальной ст рат егии развит ия предприят ия по результ ат ам экспресс-анализа эффект ивност и программ реинжиниринга. = S I (Z => max) & Qjj
Рис. 4.6. Алгоритм вывода предприятия из кризисного состояния. |
• формирования и реализации стратегических и тактических решений, адекватных новым условиям,
•активного хозяйственного маневрирования в пределах правовых норм.
В условиях рыночной экономики вывод из кризисного состояния и последующее стабильное развитие возможны только в том случае, когда обеспечивается возможность управления не только внутренними, но и внешними по отношению к предприятию факторами.
Для этого менеджер по антикризисному управлению должен обладать соответствующей информацией, иметь соответствующие информационные технологии для ее обработки и анализа, иметь отработанную систему принятия управленческих решений. Мониторинг и прогнозирование состояния внешней среды на основе постоянно обновляющейся информации являются основными средствами снижения риска.
Рассмотрим более детально операторы алгоритма (рис. 4.6.), каждый из которых представляет собой процедуру или набор процедур, реализация которых позволяет достичь поставленных целей.
Оператор 1. Диагностика причин несостоятельности предприятия осуществляется поэтапно :
□ Оценка состояния производства и реализации продукции предполагает анализ структуры товарной номенклатуры и динамики ее изменения. Неудовлетворительное значение этих показателей является следствием плохого маркетинга и сбытовой политики, а также низкой конкурентоспособности товара и предприятия в целом.
□ Оценка обеспеченности производственными ресурсами производится на основе анализа динамики персонала, заработной платы и производительности труда; структуры внеоборотных активов с анализом их износа и фондоотдачи; структуры оборотных активов с анализом оборачиваемости и запасов готовой продукции. Причиной отклонения от требуемых значений этих показателей является дополнительная нагрузка в виде незавершенного производства и строительства, избыточные запасы готовой продукции и убыточность производства всей или части товарной номенклатуры.
□ Анализ финансовых результатов по прибыльности от реализации и хозяйственной деятельности, по динамике и структуре балансовой прибыли.
□ Анализ финансового состояния с определением структуры имущества и источников его формирования, показателей финансовой устойчивости и финансового состояния, вытекающих из законодательства о банкротстве. Типовыми причинами неудовлетворительного состояния этих показателей являются рост просроченных обязательств и низкая ликвидность имущества.
□ Оценка эффективности финансово-экономической деятельности с определение показателей рентабельности активов, собственных средств и продукции. Основной причиной отклонений по этим показателям является неудовлетворительный финансовый менеджмент.
В целом, причины попадания предприятий в кризисное состояние образуют следующее множество :
Рн {^ь Ри }
Ро - общие причины (нестабильное политическое и экономическое положение, неотработанность и нестабильность налоговой политики, высокий уровень инфляции и др.);
Рт - типовые причины (неудовлетворительный финансовый менеджмент, неконкурентоспособная продукция, общий учет затрат на производство различной номенклатуры продукции, который не позволяет выделить нерентабельную ее часть, неэффективное управление имущественным комплексом предприятия и др.);
Ри - индивидуальные причины (неудовлетворительное состояние маркетинговой и сбытовой деятельности, неправильный выбор рыночного сегмента или ниши, неправильные арендные отношения и др.).
По результатам диагностики определяется, какие причины несостоятельности наиболее свойственны рассматриваемому предприятию.
Оператор 2. Из показателей финансово-экономического состояния образуются группы критериев для последующего определения методов экономического оздоровления предприятия, соответствующие вышеприведенным причинам. Группы критериев образуют множество:
Gn ={Ко, Кт, Ки },
Где Ко - группа критериев, вытекающая из законодательства о банкротстве,
Кт - группа критериев, характеризующая эффективность управления производством,
Кт - группа критериев, характеризующая производственный и рыночный потенциал.
Каждой из трех групп критериев поставлены в соответствие комплексы локальных показателей:
1-я группа критериев: Определяется показателями, характеризующими внешние признаки несостоятельности и вытекающие из законодательства о банкротстве. Это коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и коэффициент тяжести просроченных обязательств.
2- Я группа критериев: Определяется показателями, характеризующими эффективность управления предприятием. К ним относятся рентабельность продукции, активов, собственного капитала и наличие убытков.
3- Я группа критериев: Показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциал. Это показатели состояния и использования производственных ресурсов, состояния и реализации продукции.
3 оператор. Выбор метода финансового оздоровления предприятия. Методы финансового оздоровления Мозд ={М1, М2, М3} зависят от того, какая группа соответствующих критериев в наибольшей степени подходит к рассматриваемому предприятию.
Если предприятию свойственна 1-я группа критериев К1, то выбираются оперативные методы восстановления платежеспособности М1, включающие : регулирование величины незавершенного производства, переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную, совершенствование платежного календаря, перевод низкооборотных активов в высокооборотные и др.
Если предприятию свойственна 2-я группа критериев К2, то выбирается метод М2 проведения локальных мероприятий по улучшению финансового состояния. При этом требуется обеспечить устойчивое экономическое положение предприятия в среднесрочной перспективе, которое характеризуется стабилизацией получения выручки, обеспечением приемлемого уровня ликвидности и рентабельности продукции. Учитываются возможности приостановления штрафных санкций, возможности привлечения дополнительных внутренних источников финансирования.
Если предприятию свойственна 3-я группа критериев К3, то выбирается долгосрочные методы финансового оздоровления М3, целью которых является обеспечение устойчивого финансового положения в долгосрочной перспективе, выражающееся в достижении оптимальной структуры баланса, обеспечении экономической устойчивости предприятия к внешним неблагоприятным воздействиям. При реализации М3 необходимо привлечение дополнительных инвестиций. Для М3 характерен активный маркетинг с определением прибыльных сегментов и оптимальным позиционированием товара, привлечение стратегических инвестиций и сменой активов под продукцию. Методы финансового оздоровления М3 целесообразны для крупных предприятий с уникальными основными фондами, градообразующих предприятий, которые могут оказать значительное влияние на социальный и экономический климат в регионе.
Оператор 4. Моделирование конкурентной среды предприятия. Значимыми факторами вывода предприятия из кризисного состояния является ограниченность ресурсов и времени на проведение реорганизации. Исходя из этого вытекает целесообразность моделирования эффективности работы с товарным рынком и управления конкурентоспособностью производимого товара и предприятия в системе координат : экономическая отдача (эффективность) от работы с рынком или от повышения конкурентоспособности и инвестиции в рыночную деятельность или в повышение конкурентоспособности. Соответствующее стратегическое моделирование позволит определить наиболее эффективные точки вложения инвестиций в приведенные направления деятельности предприятия, что будет способствовать улучшению его экономического положения с учетом имеющихся ресурсов и времени. Один из возможных вариантов стратегической матрицы эффективности работы с рынком показан на рис. 4.7. Ri, R2 - R7 - это факторы перспективности работы с рынком. Их расположение по квадрантам матрицы зависит от экономического состояния предприятия, активности работы с рынком и параметров рынка.
R6 |
R R R5 |
R3
R4
Низкая средняя высокая Инвестиции в рыночную деятельность
Рис. 4.7. Моделирование эффективности работы с рынком.
Для показанного варианта матрицы ранжированный ряд благоприятных факторов работы с рынком имеет вид кортежа: R— <R1, R3, R2, R4>. Для приведенного варианта наиболее эффективным является фактор работы с рынком большой емкости.
Вариант стратегической матрицы моделирования эффективности управления конкурентоспособностью товара показан на рис. 4.8. Факторами конкурентоспособности товара, к примеру, в данном случае отобраны :
Шс - широта потребительских и функциональных свойств товара,
Фк - уровень качества по потребительским и функциональным свойствам,
Ц - цена товара,
Н - степень новизны и перспективности товара,
Ск - уровень качества сервиса,
Ик - имидж товара.
Ранжированный ряд благоприятных факторов моделирования представляется кортежем : К= <Ск, Фк, Ик>. Для данного случая наиболее значимым является фактор качества сервиса.
І І I & ■е - ї g S В; |
З |
|І|І s|| а І Is ° SH * 5 о 2 2 |
Б £ 8§ |
S £
Ск |
Ф |
Ц н |
И К |
Ш С |
|
Низкие средние высокие Инвестиции в повышение конк/ренто - способности товара |
Рис. 4.8. Моделирование эффективности управления конкурентоспособностью товара.
Вариант матрицы моделирования эффективностью управления конкурентоспособностью предприятия показан на рис. 4.9.
Е6 |
Еі Е5 |
Е4 |
Ез |
Е2 |
|
J0 о И ^ о S ® № S ^ s & Ее Э с Ю ї ю Є " о |
Низкие |
Средние высокие |
Инвестиции в повышение конкурентоспособности предприятия |
К О о 3 со |
£ |
Рис.4.9. Моделирование эффективности управления конкурентоспособностью предприятия.
Кортеж благоприятных факторов имеет вид : Е— <Е6, Е1, Е5>.
Общее множество благоприятных факторов состоит факторов эффективности рынка, конкурентоспособности товара и предприятия :
V— {R1, R3, R2, R4, Ск, Фк, Ик, Еб, Е1, Е5
Эти факторы для рассмотренного случая являются переменными управления конкурентоспособностью. Путем их регулирования осуществляется воздействие на экономическое состояние предприятия с целью его вывода из кризисного состояния. Зная взаимосвязи показателей экономического состояния предприятия с показателями конкурентоспособности определяются оптимальные возможности улучшения конкурентных позиций предприятия, которые будут способствовать быстрому выводу предприятия из кризисного состояния. Состав факторов управления не остается постоянным, а изменяется в зависимости состояния внешней и внутренней среды предприятия.
Оператор 5. Стратегическое моделирование развития предприятия в конкурентной среде. Следует иметь ввиду, что ресурсы внешней среды небезграничны. Кроме того, на них претендуют другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Поэтому существует потенциальная опасность, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Задача стратегического моделирования состоит в том, чтобы обеспечить такое взаимодействие фирмы с внешней средой, которое позволяло бы поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для вывода из кризисного состояния, последующего нормального функционирования и развития. В связи с этим для формирования и реализации эффективной стратегии предприятия высшее руководство должно иметь углублённое представление о внешней среде и тенденциях её развития. При этом внешняя среда исследуется, в первую очередь, для того, чтобы выявить возможности и угрозы, которые необходимо учитывать при постановке своих целей и их достижении. Стратегия антикризисного управления кроме учета факторов внешней и внутренней среды должна дополнительно учитывать следующие ограничения :
1. Ограничение, определяемое выбранным методом финансового оздоровления Мозд. Выбранный метод оздоровления (оператор 3) учитывает вид предприятия и сложность его экономического состояния.
2. Ограничение, вытекающее из моделирования конкурентной среды предприятия. Стратегическое моделирование должно осуществляться с учетом благоприятных факторов развития.
Учитывая многообразие действующих факторов и их неопределенность, повышающих риск, разрабатывается несколько вариантов Sr стратегий антикризисного развития :
SR = {Srj} (j— 1, 2,..., b) I (M1 V M2 V M3)&V,
Где {Srj}- множество вариантов стратегий,
M1 V M2 V M3 - ограничения по методам оздоровления,
V - ограничения, учитывающие благоприятные факторы развития,
« v » - логический знак «ИЛИ».
Необходимость множественного стратегического моделирования определяется тем, что количество показателей среды значительно, несмотря на ограничения, и имеет место рассеяние их величин. Это повышает степень неопределенности, что влечет увеличение риска. При разработке нескольких стратегий можно предусмотреть различные сочетания факторов внешней и внутренней среды и это позволит в последующем выйти на оптимальную стратегию. Разработка нескольких стратегий усложняет общий план вывода предприятия из кризиса, так как увеличивается объем работ.
Однако при использовании соответствующих информационных технологий и прикладных компьютерных программ такое увеличение работ можно свести к минимуму.
Применительно к каждой стратегии разрабатывается план реинжирин - га бизнес-процессов. Эти планы могут отличаться друг от друга следующим :
□Степенью «мягкости» реинжиниринга, подразумевая под этим глубину реорганизации бизнес-процессов.
□Количеством реорганизуемых бизнес-процессов в разрезе каждой стратегии.
Оператор 6. Оптимальное моделирование инвестиций для реализации программ реинжиниринга [15, 16]. В зависимости от выбранного метода экономического восстановления для каждой программы реинжиниринга требуется внутреннее или внешнее инвестирование. Обеспечение достаточности денежных средств осуществляется путем планирования поступления денежных средств на предприятие, необходимых для производства и реализации продукции с учетом погашения текущих обязательств. Если из этих денежных потоков нельзя выделить средства для реорганизации, то встает вопрос о привлечении инвестиций, исходя из внутренних или внешних источников. Для оптимизации инвестиций под реорганизацию предприятия необходимо экономико-математическое моделирование. Оно позволяет в разработанной модели взаимоувязать наиболее значимые экономические показатели предприятия с показателями финансового состояния, по которым в соответствии с законом оценивается степень несостоятельности предприятия.
Оператор 7. Прогнозирование результатов выполнения программ реинжиниринга по стратегиям развития предприятия осуществляется путем имитационного моделирования принятых к разработке бизнес-процессов. В качестве программной основы такого моделирования могут быть использованы системы интеллектуального управления G2, G2 Disgnostic Assistant, системы реинжиниринга ReThink, BatchDesign_Kit. Моделирование выполняется по тем планам реинжиниринга, которые соответствуют разработанным множественным стратегиям {Srj}. Результаты имитационного моделирования в виде экспресс-анализа позволят достаточно объективно выбрать оптимальную программу реинжиниринга.
Оператор 8. Выбор оптимальной стратегии развития предприятия по результатам экспресс-анализа эффективности программ реинжиниринга. Критерием оптимальности стратегии является оптимизация показателей финансового состояния предприятия Zj —> max и оптимизация показателей экономической деятельности предприятия Qj^ , что в общем виде может быть записано как S^ — Srj I ( Zj —> max)& Qj^.
Таким образом для дальнейшей реализации выбирается та стратегия, результаты реинжиниринга по которой являются лучшими.
Оператор 9. Разработка практических мероприятий по реализации выбранной программы реинжиниринга. При разработке этих мероприятий в первую очередь учитывается «мягкость» реинжиниринга. «Жесткий» реинжиниринг может предусматривать полную реорганизацию организационной структуры предприятия, что влечет за собой изменения, касающиеся всего персонала. Создаются команды по реинжинирингу для практической реализации тех процессов, которые намечены в плане реинжиниринга. «Мягкий» реинжиниринг предусматривает изменения в пределах существующих структур. Объектом разработки могут быть существующие процессы, которые необходимо улучшить в дополнение которым создается ограниченное количество новых бизнес-процессов, реорганизуемых на базе существующих. Целью разработки практических мероприятий является определение целесообразных способов реализации планов реинжиниринга с учетом имеющихся ресурсов (материалы, финансы, персонал). Если план реинжиниринга отвечает на вопрос Что делать?, то практические мероприятия отвечают на вопрос Как делать?.
Оператор 10. РЕализация оптимальной программы реинжиниринга. Особое внимание обращается на создание команды по реинжинирингу, отвечающей за качество и сроки выполнения работ по реинжинирингу. В состав команды включают экспертов по используемым технологиям, менеджеров по качеству, менеджеров проекта, выполняющих координацию и документирование работ, ведущих специалистов по отдельным бизнес- процессам. В состав команды включаются специалисты предприятия и приглашенные лица по отдельным видам работ.
План работ по реинжинирингу предприятия оформляется в виде проекта, возглавляемого лидером из числа руководителей высшего звена. Он наделяется полномочиями, достаточными для достижения целей проекта. Так как в составе проекта может предусматриваться реализация или улучшение нескольких бизнес-процессов, то по каждому из них назначается ведущий специалист. Как уже подчеркивалось выше (раздел 2.3.), командам по реинжинирингу предоставляются широкие полномочия и высокая степень самостоятельности. В такой же мере повышается ответственность за конечные результаты выполнения проекта. В команде предусматривается четкое распределение ролей по видам работ, для повышения их качества могут привлекаться квалифицированные эксперты. Одной из целей проекта является получение осязаемых результатов при его реализации. Последовательная работа (step by step) по проекту должна подкрепляться конкретными результатами, которые показывают, что работа идет в правильном направлении и будет успешно завершена.
Проекту реинжиниринга планируется свой бюджет, так как работы по проекту не могут быть выполнены на условиях самофинансирования. Необходимо просчитывать риски, связанные с реализацией проектов реинжиниринга.
Оператор 11. Мониторинг результатов реализации оптимальной программы реинжиниринга выполняется таким же образом, как описано в операторе 7. Используются соответствующие информационные системы, которые позволяют ускорить получение требуемых результатов с достаточно высоким качеством. Целью проведения такого мониторинга является желание учесть два фактора :
1. Фактор доступных ресурсов.
2. Фактор времени выполнения проекта по реинжинирингу.
Фактор ресурсов определяется ситуацией на предприятии, когда по
Разным причинам те или иные ресурсы становятся недоступными для использования. Особенно болезненным является дефицит квалифицированного персонала, призванного решать ключевые задачи проекта по реинжинирингу. Не менее болезненным является дефицит денежных средств, что может тормозить работу над проектом. Часто возникают сложности с получением или освоением информационных технологий, без которых работа над проектом становится малопродуктивной.
Фактор времени связан с динамикой изменений во внешней и внутренней среде предприятия. Наибольший интерес представляют изменения, связанные с колебанием конъюнктуры рынка. В процессе работы над проектом может оказаться, что часть товарной номенклатуры, на которую делается ставка в проекте реинжиниринга, стала малопривлекательной и уходит с рынка. Это может быть вызвано появлением новых пионерных товаров-заменителей. Может возникнуть ситуация, когда ставка на существенное повышение конкурентоспособности своего товара не оправдывается. Объясняется это тем, что конкуренты повысили конкурентоспособность своих товаров до такого уровня, который не достижим нашему предприятию. Может возникать целый ряд других изменений, связанных с динамикой товарного рынка.
Оператор 12. Анализ результатов мониторинга плана реинжиниринга может привести к двум исходам :
1. Факторы ресурсов и времени не оказали существенного влияния на реализацию плана реинжиниринга. Этот план может выполняться дальше без каких-либо корректировок.
2. Факторы ресурсов и времени требуют корректировки плана реинжиниринга.
Во втором случае фатальным может быть исход, связанный с необходимостью отказаться от запланированной товарной номенклатуры, ориентироваться на которую практически невозможно по разным причинам. В этом случае возникает необходимость прекращения работ по проекту реинжиниринга. Конъюнктурное желание все-таки продолжить работы в этой ситуации могут привести к катастрофическим результатам.
В других случаях может возникнуть необходимость корректировки программ реинжиниринга, что выполняется специалистами.
Оператор 13. Корректировка программ реинжиниринга по результатам анализа результатов мониторинга (оператор 12).
Оператор 14. Завершение программы реинжиниринга. При этом определяются показатели, заложенные в план контроллинга. Дается оценка выполненному проекту с документированной фиксацией всех отклонений по проекту, выявленных недостатков и замечаний. Такой статистический материал полезен при проведении проектов реинжиниринга в будущем.
Оператор 15. Оценка конкурентности бизнеса предприятия по результатам выполнения программы реинжиниринга. По методике, изложенной в выше, определяются индексы привлекательности рынка, конкурентоспособности производимого товара и конкурентоспособности предприятия. Определяется интегральный индекс конкурентоспособности бизнеса предприятия, который отображается на 3-х мерной матрице. На эту же матрицу наносятся соответствующие индексы предприятий-конкурентов. На матрице отображены начальные (определенные до выполнения планов реинжиниринга) и конечные значения индексов конкурентоспособности предприятий, что наглядно показывает не только их взаимное положение на матрице, но показывает динамику их роста. Это предоставляет обширную информацию для анализа текущего состояния, эффективности применяемой стратегии развития, для выработки правил поведения с предприятиями на конкурентном рынке.
Оператор 16. КОмплексная внутренняя оценка финансово - экономического состояния предприятия с определением показателей, характеризующих степень его несостоятельности. .Эта оценка производится в соответствии с известными методиками. При этом определяются соответствующие показатели состояния предприятия.
Оператор 17. ВЫполняется анализ показателей финансово - экономического состояния предприятия, определенных ранее (оператор 16). Особое внимание обращается на показатели, характеризующие степень несостоятельности предприятия : коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления платежеспособности, коэффициент утраты платежеспособности.
В целом по всему комплексу показателей делается заключение о том, достигнуты ли цели экономического оздоровления предприятия.
Оператор 18. По результатам анализа, изложенного в операторе 17, вырабатываются рекомендации по дальнейшему развитию предприятия.