Перспективность рынка, на котором выступает предприятие
В качестве исходного положения принимаем, что эффективность бизнеса какого-либо предприятия может быть количественно представлена в трехмерной системе координат с осями:
1. Перспективность рынка.
2. Конкурентоспособность предприятия.
3. Конкурентоспособность товара, производимого предприятием.
В связи с этим определяются индексы перспективности рынка, конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности товара, ориентируясь на их основные факторы. Градация этих факторов может производиться в соответствии со следующими соображениями. Количественная оценка индексов производится на шкалах с градацией от 0 (худший показатель) до 100 (лучший показатель).
Списки возможных наборов факторов перспективности рынка R приведены в табл. 3.1. Оценка его изменяется от 0 (худшая) до 100 (лучшая). Рядом с каждым из них указаны весовые коэффициенты значимости этих факторов - yR. Сумма весовых коэффициентов должна быть равной 1,0. Ценность по каждому фактору определяется как произведение оценки фактора на его вес. Индекс перспективности рынка определяется как:
Ir =100* Ія *vR I=1 Таблица 3.1. Факторы перспективности рынка.
|
Весовые коэффициенты yR определяются, сообразно рассматриваемой рыночной ситуации, и в первом приближении могут быть приняты следующими :
У =0,15; у =0,20; у =0,25; у =0,15; у =0,10; у =0,10; уу =0,05.
Очень важна количественная градация приведенных факторов привлекательности рынка на шкале от 0 до 100. Приведем возможные варианты такой градации.
Показатель объема рынка R1 определяет, насколько рынок, в рассматриваемое время, соответствует предложению товара, который производит предприятие. При значительном объеме рынка он становится привлекательным для развития бизнеса. Для объективной оценки рынка необходимо прогнозировать его объем [8]. Объем реализации товара на рынке в фиксированный момент времени равен :
M
К z = i кj,
J=1
Где kj - доля j-го продавца товара,
M-количество продавцов на рынке.
Абсолютный объем рынка (объем реализации) в случае отсутствия информации по kj может быть определен исходя из анализа потоков товаров в регионе.
K £ = K1 + K2 + K3 — K4
Где K1 - запасы товара на расчетный момент;
K2 - объем производства товара в анализируемом регионе,
K3 - объем импортного товара на рынке,
K4 - объем экспортируемого из региона товара.
Объем рынка так же, как и его доли, охватываемые производителями товара, дает первичное представление о его роли на рынке и возможностях оказывать доминирующее влияние на его развитие. Дополнительно учитывается тот факт, что предприятия могут выступать на рынке в составе финансовых групп, что может исказить результаты определения рыночных долей. Наличие значительных товарных запасов у какого-либо предприятия может существенно повлиять на его вес и значимость в вопросах рыночного регулирования.
Градации шкалы объема рынка имеют следующий вид:
/ 100, если объем рынка очень большой, 75, если объем рынка большой, 50, если объем рынка средний, 25, если объем рынка малый,
10, если объем рынка очень малый.
Интенсивность конкуренции (степень концентрации) характеризует степень неравномерности объемов производства (продаж) товара между субъектами рынка, а также степень его монополизации. Количественная оценка степени конкуренции производится с помощью ряда коэффициентов (коэффициент концентрации, коэффициент Херфиндала, коэффициент относительной концентрации, коэффициенты Джини, Лернера и др.). Для дальнейших расчетов принимаем наиболее популярный из них - коэффициент Хер - финдала, который определяется следующим образом:
In = 2a2, 0— ai — 1 , где ai - доля i-го конкурента.
I=1
Интерпретация количественных значений индекса Херфиндала следующая :
0 - Конкуренция отсутствует ввиду отсутствия продавцов на данном рынке.
0 - 0,2 - Чистая конкуренция. 0,2 - 0,4 - Монополистическая конкуренция. 0,4 - до 1,0 - Олигополистическая конкуренция. 1,0 - Чистая монополия. Численное значение R2 определяется следующим образом:
/ 100, если, In = 0 - 0,2, т. е. имеет место чистая конкуренция,
70, если In = 0,2 - 0,4, т. е. имеет место монополистиче - R2 = ская конкуренция,
30, если In = 0,4...1,0, т. е. имеет место олигополистиче - ская конкуренция, 0, если In = 1, т. е. имеет место чистая монополия. Темпы роста рынка, численно оцениваемые показателем R3 по имеющимся данным, имеют следующие значения:
( 100, если темпы роста рынка Т > 15%, 75, если 15 >Т > 10 %, R3 = ( 50, если 10 >Т > 7,5 %, 25, если 7,5 >Т > 2,5 %,
10, если 2,5 % >Т,
Где Т - темпы роста рынка в год.
Наличие и высота барьеров входа на рынок оценивается показателем R4 . Под барьерами входа на рынок подразумеваются любые факторы экономического, правового, организационного, технологического или финансового характера, которые препятствуют новым субъектам вступить на рынок и вести там свою хозяйственную деятельность, наряду с его другими субъектами. Структурные барьеры рынка, обусловленные особенностями отрасли и рынка, включают в себя следующие элементы :
•Стартовые затраты, связанные с организацией бизнеса. Если для организации бизнеса требуются большие стартовые затраты при ограниченных финансовых возможностях предприятия, то это может стать непреодолимой преградой для проникновения на рынок.
•Текущие затраты, идущие на поддержание бизнеса. Так же, как и в предыдущем случае, необходимость в значительных текущих издержках при ограниченных финансовых возможностях может стать большим препятствием для проникновения на рынок.
•Технология производства, определяющая возможности обеспечения необходимого уровня качества, уровня издержек. При низком уровне технологии нельзя обеспечить требуемый уровень товара, что делает бизнес бесперспективным.
•Развитость рынка предполагает, что новому субъекту труднее проникнуть на рынок высокоорганизованный, с установившейся структурой и налаженными связями между его членами.
•Объем спроса, незначительная или малая величина которого препятствует проникновению на рынок. При ограниченном спросе степень конкуренции, как правило, высокая и преодолеть ее новому субъекту рынка затруднительно.
Наряду с этим существуют поведенческие барьеры входа на рынок:
•Согласованное поведение уже имеющихся субъектов рынка, которые сообща препятствуют новому предприятию проникнуть на него.
•Вертикальная интеграция рынка, когда действующие субъекты рынка находятся в отношении подчинения друг другу и ведут хорошо скоординированные действия по препятствованию появления новых субъектов на рынке.
•Горизонтальная интеграция, когда независимые действующие субъекты рынка связаны друг с другом финансовыми, технологическими и другими видами соглашений. Исходя из корпоративных интересов, они сообща ведут согласованную политику препятствования появления новых конкурентов на данном рынке.
Чем ниже барьеры входа на рынок, тем более успешно может развиваться вновь организованный бизнес.
Численное значение показателя R4 можно определить как : / 100, если барьеры входа на рынок отсутствуют,
75, если барьеры входа имеются, но они легко преодолимы,
50, если барьеры входа имеются, но они преодолеваются R4 = [ с определенными усилиями,
25, если барьеры входа имеются и они тяжело преодолимы,
0, если имеются непреодолимые барьеры входа на рынок.
Степень открытости рынка, численно определяемая показателем R5, выражает возможность входа на товарный рынок продавцов из других стран или регионов, что позволяет существенно снизить степень конкуренции на рынке. Открытый рынок создает все предпосылки для успешной организации и развития бизнеса [8]. Степень открытости рынка можно определить по формуле:
U =----- —----- 100%,
Т в + Т им Т э
Где Тим - объем импортируемого товара на рынок;
Тв - объем внутреннего производства данного товара;
Тэ -объем экспортируемого товара.
Объем внутреннего производства, импорта и экспорта определяется за определенный фиксированный промежуток времени. Численное значение показателя R5 определяется следующим образом: / 100, если U= 100%,
75, если U= 80%, > 50, если U= 60%, Я5 = 25, если U= 40%,
10, если 40% >U > 10, 0, если U = 0.
Уровень технологических требований, определяемый показателем R6, играет большую роль, как при организации, так и при ведении бизнеса. Существует ряд товарных рынков, на которых продается высокотехнологичная продукция. Это, например, рынки аудио - и видеотехники, компьютерной техники, робототехники и т. д. Успешность бизнеса при ее изготовлении во многом зависит от того, на какой уровень технологии ориентированы товаропроизводители. Многие элементы высоких технологий являются ноу-хау и не все из них доступны товаропроизводителям. Поэтому субъектами рынка таких высокотехнологичных товаров могут быть те, кто имеет доступ к таким технологиям или кто в состоянии приобрести соответствующие лицензии и освоить эти новшества. Успешное использование высоких технологий ставит перед товаропроизводителями ряд дополнительных требований:
•Наличие значительных финансовых ресурсов для приобретения или повседневного использования этих технологий. Специальное оборудование, на котором базируются эти технологии, очень дорогостоящее и требует значительных затрат на эксплуатацию и ремонт.
•Наличие квалифицированного персонала, который обеспечивает эффективное использование оборудования и всех возможностей этих технологий.
•Постоянство использования технологий независимо от изменения номенклатуры выпускаемых товаров. Как правило процесс освоения и доводки этих технологий очень длительный. Поэтому в товарной номенклатуре предприятия должен соблюдаться принцип преемственности высоких технологий. Товарная номенклатура может и должна изменяться, но и в новых товарных единицах должна быть используема та или иная высокая технология, которая постоянно совершенствуется. Это одно из важнейших требований обеспечения высокого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
I 100, если УТХ определяется широким применением высоких технологий, 75, если УТХ определяется фрагментарным применением
Высоких технологий, 50, если УТХ определяется не комплексным применением современного оборудования,
25, если УТХ определяется применением обычного уни-
Версального оборудования, 10, если УТХ определяется широким применением устаревшего технологического оборудования, 0, если УТХ определяется применением устаревшего технологического оборудования, за пределами сроков его списания,
Где УТХ - технологический уровень
Показатель R7 определяет уровень экологических требований к товарам рассматриваемого рынка. Целесообразность введения этого показателя в состав основных характеристик рынка объясняется многими факторами и, в первую очередь, тем, что экологические требования к товарам, технологиям, применяемым для изготовления различных продуктов, постоянно растут. Эта тенденция роста требований к экологичности товаров и производств постоянна в долгосрочном плане. При изготовлении высокотехнологичных сложных товаров зачастую необходимы различные компоненты, экологически да
леко не безупречные. Поэтому для устранения вредных последствий необходимы дополнительные технические и финансовые ресурсы, которые усложняют производство и требуют дополнительных затрат. Это, в свою очередь, через цену продуктов оказывает отрицательное воздействие на их конкурентоспособность. С этой точки зрения наиболее перспективным является рынок таких товаров, уровень экологических требований к которым является наиболее низким, или рынок товаров, технология изготовления которых является «чистой».
/ |
Численное значение показателя R7 определяется экспертами, хорошо знающими отрасль производства данных товаров и знакомыми с применяемыми технологиями.
100, если к IZD не предъявляются требования по ЗОС,
75, если к IZD предъявляются умеренные требования по ЗОС,
50, если к IZD предъявляются высокие требования по ЗОС, без необходимости дополнительного финансирования,
25, если к IZD предъявляются очень высокие требования по ЗОС с необходимостью дополнительного финансирования,
0, если к IZD предъявляются очень жесткие требования по ЗОС с планированием специальных мер защиты и большим дополнительным финансированием,
Где IZD - вид производимого изделия, ЗОС - защита окружающей среды. В качестве примера определяем перспективность рынка, на котором реализуются зернодробилки.
Абсолютный объем рынка равен:
K Е = K1 + K 2 + K 3 - K4 =1000+2000+500-600=2900 шт.
Где ^=1000- запасы товара на расчетный момент,
K2=2000 тыс. / год - объем производства товара в анализируемом регионе,
K3=500- объем импортного товара на рынке;
K4 =600- объем экспортируемого с региона товара.
Годовая потребность в зернодробилках по расчетному региону составляет 4000 шт. Исходя из полученных результатов считаем, что имеет место средний объем рынка и R1 =50.
Определяем интенсивность конкуренции. На региональном рынке зернодробилок действуют три товаропроизводителя, которые следующим образом поделили рынок продаж (в долях к общему объему):
J1 - «Лира» |
J2 -«Орион» |
J3 -«Стрелец» |
0,4 |
0,35 |
0,25 |
Определяем индекс Херфиндала In = 2 a2, 0< ai < 1 , где a— доля i-го
I=1
Конкурента.
N 2 2 2 2 In = 2 a2 =^0,4 +0,35 +0,25 = 0,345, т. е. имеет место монополистиче-
I=1
Ская конкуренция, и R2 = 70.
Определяем темпы роста рынка. Результаты маркетинговых исследований показали, что темпы роста рынка в рассматриваемый момент составляют Т = 8% и, соответственно, показатель R3 = 50
Определяем высоту барьеров входа на рынок исходя из следующих соображений. Производство зернодробилок является сравнительно несложным и не требующим применения дорогостоящего оборудования и оснащения. Поэтому стартовые затраты, а также текущие затраты, идущие на поддержание бизнеса по прогнозам не будут высокими. По этим причинам барьер входа будет невысокий. Производство зернодробилок не требует применения высоких технологий, что также понижает входной барьер. Рынок продажи зернодробилок является достаточно развитым, с установившейся системой связей между производителями и потребителями. Эта консервативность рынка несколько повышает барьер входа на него. Может сказаться согласованность действий между конкурирующими фирмами по препятствованию входа на рынок нового конкурента. Это повышает входной барьер. Поэтому считаем, что в данном случае барьеры входа имеются, но они преодолеваются с определенными усилиями, и показатель R4 = 50.
Определяем степень открытости рынка.
U =----- Т-им----- 100%=-------- 500----------- = 26,3%.
Т + Т - Т 2000 + 500 - 600
1 в 1 1 им 1 э
Где Тим = 500 - объем импортируемого товара на рынок;
Тв = 2000 - объем внутреннего производства данного товара,
Тэ = 600 - объем экспортируемого товара.
Следовательно показатель R5 = 10.
Определяем уровень технологических требований. В рассматриваемом случае он определяется путем применения обычного универсального оборудования, и показатель R6 = 25.
Определяем уровень экологических требований. К зернодробилкам предъявляются умеренные требования по защите окружающей среды, поэтому соответствующий показатель R7 = 75.
Определяем индекс рыночной привлекательности, приняв следующие весовые коэффициенты = 0,20; = 0,10; у3 = 0,20; у4 = 0,10; у5 = 0,10; у6 = 0,15; у7 = 0,15.
IR = ІЬЯ,=0,20*50+0,10*70+0,20*50+0,10*50+0,10*10+0,15*25+0,15*75
I=1
=69,75, т. е. в целом индекс рыночной привлекательности достаточно высокий.