Определение индекса деловой активности предприятия
Приведенная методика определения индексов конкурентоспособности товара, предприятия и перспективности рынка позволяет применить ее не только к процедуре оценки, но и к процедуре улучшения этих индексов. Так например, после того как произведена оценка конкурентоспособности товара, могут быть определены его основные недостатки по всему спектру наличия или отсутствия нужных функциональных и потребительских свойств, по глубине качественной проработки этих свойств в товаре. Аналогично определяются возможности улучшения конкурентоспособности предприятия и перспективности рынка.
В результате можно конкретизировать стратегические цели предприятия. Результаты оценки конкурентоспособности ставят задачу совершенствования товара и деятельности предприятия, для чего необходима конкретные программа действий. Однако планирование таких мероприятий, с одной стороны, должно быть согласовано с другими стратегическими и оперативными задачами предприятиями, а, с другой - должно быть обеспечено соответственными инвестициями, величина которых зависит от индексов конкурентоспособности товара, предприятия и перспективности рынка: при незначительном отставании от конкурентов - можно обойтись небольшими инвестициями, при значительном - нужны значительные денежные и материальные ресурсы. Существенным фактором является состояние товара в связи с его жизненным циклом: если товар прошел этапы развития и стабильности, то возникает вопрос о целесообразности финансирования, иногда в значительных объемах, товара тогда, когда он устаревший, и лучшие дни его прошли. Поэтому более целесообразной представляется такая политика предприятия, когда уточняются конкурентные позиции предприятия (фирмы), его стратегические задачи и в связи с этим планируются мероприятия по повышению конкурентоспособности товара, как составной части этих стратегических задач.
Построение обычной матрицы в координатах "Темпы роста рынка" и "Относительная доля рынка" не позволяет количественно обосновать цели предприятия. Если принять, что в состав предприятия входит ряд стратегических бизнес-единиц (СБЕ), то стратегические цели могут быть сформулированы применительно к каждой СБЕ. К признакам СБЕ относятся:
• единство формы деятельности;
• наличие конкурентов;
• ответственность менеджера СБЕ за стратегическое планирование и получение прибыли; контролирование большинства факторов, влияющих на уровень прибыли.
Показателем эффективности бизнеса является индекс деловой активности. Этот индекс (/п ) принят в качестве интегрального показателя успешности хозяйственной деятельности предприятия. Он определяется как свертка трех индексов «Перспективности рынка» ir, «Конкурентоспособности предприятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q :
/п = * Ir + Ц2 * Ie + ^3 * /q,
Где, Ц2 и ц3 - весовые коэффициенты при частных индексах IR, IE и /q. Весовые коэффициенты, сумма которых равна 1, определяют в текущий момент значимость индексов «Перспективности рынка» ir, «Конкурентоспособности предприятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q для конкретного предприятия. Со временем значения весовых коэффициентов изменятся по мере изменения рыночной ситуации, состояния или возможностей предприятия.
В трехмерном пространстве «Перспективности рынка» ir, «Конкурентоспособности предприятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q индекс деловой активности предприятия /П представляет собой вектор объемной матрицы конкурентоспособности бизнеса, исходящий из начала координат и стремящийся к противоположному углу с координатами ir =100, ie =100, /q =100. Предполагается, что в этой точке индекс деловой активности предприятия /П =100, что олицетворяет достижение поставленных им целей.
Объемная матрица конкурентоспособности бизнеса (МКБ) имеет следующий вид (рис. 3.5.). Она состоит из трех плоских матриц: G - A - U, каждая из которых включает девять квадрантов. Матрица G образована осями: "Перспективность рынка" - "Конкурентоспособность предприятия"; матрица А - осями: "Перспективность рынка" - "Конкурентоспособность товара"; матрица U - осями: "Конкурентоспособность товара" - "Конкурентоспособность предприятия". Каждый квадрант указанных матриц имеет границы В, которые отображаются численными значениями индексов iq, ir и ie.
Первый квадрант матрицы G определяется следующими границами: В1 ^(ir= 0- 33,3) ^(iE=0 - 33,3), при этом в первой круглой скобке приведены граничные значения ir по оси ординат матрицы, во второй скобке - граничные значения ie по оси абсцисс матрицы МКБ (рис. 3.6.). Аналогично находятся границы других квадрантов.
G, |
G. |
G. |
G |
G, |
G. |
G, 0 33,3 |
G. 66,7 |
G, 100 |
Конкурентоспособность предприятия |
A |
A5 A. |
U |
U |
A
U |
U |
U
U U |
U |
Л0>
^—-------------------
Рис. 3.6. Матрица конкурентоспособности бизнеса.
Определяя свое место в каком-либо квадранте матрицы, можно конкретизировать основные стратегии развития бизнеса S применительно к конкретной бизнес-единице. Принято следующее обозначение стратегий : SGij - SАij и SUij, применительно к трем плоским матрицам G, A, U, входящим в объемную матрицу (рис. 3.6.). Индекс S - обозначение стратегий, i - номер квадранта матрицы; j - номер стратегии.
Рассмотрим, к примеру, некоторые возможные стратегии матрицы G с координатами: " R-Перспективность рынка" - "E-Конкурентоспособность предприятия". Применительно к первому квадранту, символизирующему защиту и переориентацию, может быть записана импликация-(СБЕ є G1 ) ^ (SG11 VSG12 ),
Где SG11 - стратегия выбора момента для продаж по максимальной стоимости;
SG12 - стратегия сокращения постоянных издержек и отказа от инвестиций;
СБЕ - самостоятельная бизнес-единица (предприятие или его подразделение);
Є - символ принадлежности;
^ - обозначение импликации (условия «если - то»);
V - логическое условие "ИЛИ".
Применительно ко второму квадранту, символизирующему избирательное расширение бизнеса, - (СБЕ є G2) ^ (SG2i V SG22), где SG21 - стратегия поиска возможностей расширения с низким риском;
SG22 - стратегия сокращения инвестиций и рационализации операций.
Аналогично формируются стратегии для остальных квадрантов всех трех матриц.
Индекс перспективности рынка /R = ^ R, индекс конкурентоспо-
R i =1 i R
A
Собности предприятия /E = ^ R и индекс конкурентоспособности това-
J=1
Ра i Q изменяются в диапазоне от 0 до100 баллов, независимо от количества
Факторов, входящих в ту или иную группу. В системе координат индексами /R, /е, IQ количественно определяются позиции СБЕ, входящих в состав
Предприятия, или конкурентная позиция самого предприятия в целом.
После того как выбрана стратегия развития, определяемая текущими конкурентными позициями предприятия (в виде соответствующего квадранта матрицы), намечаются пути ее практической реализации.
Этот процесс можно представить в виде определения ряда важнейших задач, решение которых позволит достичь тех целей, которые вытекают из содержания стратегии. Формирование таких задач является достаточно трудоемким процессом, который можно упростить, ориентируясь на апробированные эвристические решения выхода из определенных ситуаций. Такие наборы задач можно получить, анализируя типовые экономические, маркетинговые, управленческие и коммерческие ситуации, которые имели место в прошлом. Подобный анализ позволяет сформировать совокупность первоочередных задач, свойственных конкретной конкурентной позиции предприятия и более тесно «привязанных» к соответствующей стратегии. Данные наборы первоочередных задач не являются постоянными, они периодически трансформируются в соответствии с динамикой изменения рынка и положения предприятия.
В качестве примера определяем численные значения индексов деловой активности трех конкурирующих фирм «Лира», «Орион» и «Стрелец», принимая следующие значения весовых коэффициентов : ці = 0,25; ц =0,35; ц =0,40.
Приведенные значения весовых коэффициентов показывают, что фирмы основное внимание в своей деятельности уделяют укреплению конкурентных позиций производимого товара и самих фирм.
/пЛ = Ці * Ir J1 + Ц2 * Iej1 + цз * Iqj1 =0,25*69,75+0,35*44,05+
+0,40*50,4=53,02,
IJ = Ці * Ir J2 + Ц2 * Iej2 + Ц3 * Iqj2 =0,25*69,75+0,35*36,7+ +0,40*50,1=50,32,
ІпЛ3 = Ці * Irj3 + Ц2 * Ie J3 + Ц3 * Iqj3 =0,25*69,75+0,35*24,9+ +0,40*34,6=39,99.
Видно, что ближайшим конкурентом фирмы «Лира» является фирма «Орион». В дальнейшем рассмотрим положение этих двух фирм на матрице конкурентоспособности бизнеса (МКБ) и выбор соответствующих стратегий развития фирм.
Фиксируется положение фирм "Лира" и "Орион" на трехмерной матрице конкурентоспособности бизнеса МКБ. Формируем стратегии развития. Начальные значения индексов перспективности рынка IR, конкурентоспособности предприятия IE и конкурентоспособности товара Iq определяют квадранты соответствующих двухмерных матриц, на которых располагаются фирмы "Лира" и "Орион".
Рекомендуются следующие наиболее часто используемые способы формирования стратегии конкуренции предприятия. Необходимо определить перспективность рынка, на которую ориентируется предприятие. Показателями такой перспективности являются: высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательность покупателей, дешевая система поставок и малое число отраслей, способных их заменить. Высокотехнологичный и эффективный бизнес подвержен наибольшим атакам конкурентов с большой вероятностью банкротства.
Необходимо хорошо представлять себе, какие приемы и способы повышения конкурентосопосбности могут быть использованы. Их слепое копирование и перенос с одних рынков на другие часто ничего хорошего не дает.