Конкурентные позиции бизнеса

Определение индекса деловой активности предприятия

Приведенная методика определения индексов конкурентоспособности товара, предприятия и перспективности рынка позволяет применить ее не только к процедуре оценки, но и к процедуре улучшения этих индексов. Так например, после того как произведена оценка конкурентоспособности това­ра, могут быть определены его основные недостатки по всему спектру нали­чия или отсутствия нужных функциональных и потребительских свойств, по глубине качественной проработки этих свойств в товаре. Аналогично опре­деляются возможности улучшения конкурентоспособности предприятия и перспективности рынка.

В результате можно конкретизировать стратегические цели предпри­ятия. Результаты оценки конкурентоспособности ставят задачу совершенст­вования товара и деятельности предприятия, для чего необходима конкрет­ные программа действий. Однако планирование таких мероприятий, с одной стороны, должно быть согласовано с другими стратегическими и оператив­ными задачами предприятиями, а, с другой - должно быть обеспечено соот­ветственными инвестициями, величина которых зависит от индексов конку­рентоспособности товара, предприятия и перспективности рынка: при незна­чительном отставании от конкурентов - можно обойтись небольшими инве­стициями, при значительном - нужны значительные денежные и материаль­ные ресурсы. Существенным фактором является состояние товара в связи с его жизненным циклом: если товар прошел этапы развития и стабильности, то возникает вопрос о целесообразности финансирования, иногда в значи­тельных объемах, товара тогда, когда он устаревший, и лучшие дни его про­шли. Поэтому более целесообразной представляется такая политика пред­приятия, когда уточняются конкурентные позиции предприятия (фирмы), его стратегические задачи и в связи с этим планируются мероприятия по повы­шению конкурентоспособности товара, как составной части этих стратегиче­ских задач.

Построение обычной матрицы в координатах "Темпы роста рынка" и "Относительная доля рынка" не позволяет количественно обосновать цели предприятия. Если принять, что в состав предприятия входит ряд стратегиче­ских бизнес-единиц (СБЕ), то стратегические цели могут быть сформулиро­ваны применительно к каждой СБЕ. К признакам СБЕ относятся:

• единство формы деятельности;

• наличие конкурентов;

• ответственность менеджера СБЕ за стратегическое планирование и получение прибыли; контролирование большинства факторов, влияющих на уровень прибыли.

Показателем эффективности бизнеса является индекс деловой активно­сти. Этот индекс (/п ) принят в качестве интегрального показателя успешно­сти хозяйственной деятельности предприятия. Он определяется как свертка трех индексов «Перспективности рынка» ir, «Конкурентоспособности пред­приятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q :

/п = * Ir + Ц2 * Ie + ^3 * /q,

Где, Ц2 и ц3 - весовые коэффициенты при частных индексах IR, IE и /q. Весовые коэффициенты, сумма которых равна 1, определяют в текущий мо­мент значимость индексов «Перспективности рынка» ir, «Конкурентоспо­собности предприятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q для кон­кретного предприятия. Со временем значения весовых коэффициентов изме­нятся по мере изменения рыночной ситуации, состояния или возможностей предприятия.

В трехмерном пространстве «Перспективности рынка» ir, «Конкуренто­способности предприятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q индекс деловой активности предприятия /П представляет собой вектор объемной матрицы конкурентоспособности бизнеса, исходящий из начала координат и стремящийся к противоположному углу с координатами ir =100, ie =100, /q =100. Предполагается, что в этой точке индекс деловой активности предпри­ятия /П =100, что олицетворяет достижение поставленных им целей.

Объемная матрица конкурентоспособности бизнеса (МКБ) имеет сле­дующий вид (рис. 3.5.). Она состоит из трех плоских матриц: G - A - U, каж­дая из которых включает девять квадрантов. Матрица G образована осями: "Перспективность рынка" - "Конкурентоспособность предприятия"; матрица А - осями: "Перспективность рынка" - "Конкурентоспособность товара"; матрица U - осями: "Конкурентоспособность товара" - "Конкурентоспособ­ность предприятия". Каждый квадрант указанных матриц имеет границы В, которые отображаются численными значениями индексов iq, ir и ie.

Первый квадрант матрицы G определяется следующими границами: В1 ^(ir= 0- 33,3) ^(iE=0 - 33,3), при этом в первой круглой скобке приведены граничные значения ir по оси ординат матрицы, во второй скобке - гранич­ные значения ie по оси абсцисс матрицы МКБ (рис. 3.6.). Аналогично нахо­дятся границы других квадрантов.

G,

G.

G.

G

G,

G.

G,

0 33,3

G.

66,7

G,

100

Конкурентоспособность предприятия

A

Определение индекса деловой активности предприятия

A5

A.

U

U

A

U

U

U

U

U

U

Л0>

^—-------------------

Рис. 3.6. Матрица конкурентоспособности бизнеса.

Определяя свое место в каком-либо квадранте матрицы, можно конкре­тизировать основные стратегии развития бизнеса S применительно к кон­кретной бизнес-единице. Принято следующее обозначение стратегий : SGij - SАij и SUij, применительно к трем плоским матрицам G, A, U, входящим в объемную матрицу (рис. 3.6.). Индекс S - обозначение стратегий, i - номер квадранта матрицы; j - номер стратегии.

Рассмотрим, к примеру, некоторые возможные стратегии матрицы G с координатами: " R-Перспективность рынка" - "E-Конкурентоспособность предприятия". Применительно к первому квадранту, символизирующему за­щиту и переориентацию, может быть записана импликация-(СБЕ є G1 ) ^ (SG11 VSG12 ),

Где SG11 - стратегия выбора момента для продаж по максимальной стоимо­сти;

SG12 - стратегия сокращения постоянных издержек и отказа от инвести­ций;

СБЕ - самостоятельная бизнес-единица (предприятие или его подразде­ление);

Є - символ принадлежности;

^ - обозначение импликации (условия «если - то»);

V - логическое условие "ИЛИ".

Применительно ко второму квадранту, символизирующему избиратель­ное расширение бизнеса, - (СБЕ є G2) ^ (SG2i V SG22), где SG21 - стратегия поиска возможностей расширения с низким риском;

SG22 - стратегия сокращения инвестиций и рационализации операций.

Аналогично формируются стратегии для остальных квадрантов всех трех матриц.

Индекс перспективности рынка /R = ^ R, индекс конкурентоспо-

R i =1 i R

A

Собности предприятия /E = ^ R и индекс конкурентоспособности това-

J=1

Ра i Q изменяются в диапазоне от 0 до100 баллов, независимо от количества

Факторов, входящих в ту или иную группу. В системе координат индексами /R, /е, IQ количественно определяются позиции СБЕ, входящих в состав

Предприятия, или конкурентная позиция самого предприятия в целом.

После того как выбрана стратегия развития, определяемая текущими конкурентными позициями предприятия (в виде соответствующего квадранта матрицы), намечаются пути ее практической реализации.

Этот процесс можно представить в виде определения ряда важнейших задач, решение которых позволит достичь тех целей, которые вытекают из содержания стратегии. Формирование таких задач является достаточно тру­доемким процессом, который можно упростить, ориентируясь на апробиро­ванные эвристические решения выхода из определенных ситуаций. Такие на­боры задач можно получить, анализируя типовые экономические, маркетин­говые, управленческие и коммерческие ситуации, которые имели место в прошлом. Подобный анализ позволяет сформировать совокупность перво­очередных задач, свойственных конкретной конкурентной позиции предпри­ятия и более тесно «привязанных» к соответствующей стратегии. Данные на­боры первоочередных задач не являются постоянными, они периодически трансформируются в соответствии с динамикой изменения рынка и положе­ния предприятия.

В качестве примера определяем численные значения индексов деловой активности трех конкурирующих фирм «Лира», «Орион» и «Стрелец», при­нимая следующие значения весовых коэффициентов : ці = 0,25; ц =0,35; ц =0,40.

Приведенные значения весовых коэффициентов показывают, что фирмы основное внимание в своей деятельности уделяют укреплению конкурентных позиций производимого товара и самих фирм.

/пЛ = Ці * Ir J1 + Ц2 * Iej1 + цз * Iqj1 =0,25*69,75+0,35*44,05+

+0,40*50,4=53,02,

IJ = Ці * Ir J2 + Ц2 * Iej2 + Ц3 * Iqj2 =0,25*69,75+0,35*36,7+ +0,40*50,1=50,32,

ІпЛ3 = Ці * Irj3 + Ц2 * Ie J3 + Ц3 * Iqj3 =0,25*69,75+0,35*24,9+ +0,40*34,6=39,99.

Видно, что ближайшим конкурентом фирмы «Лира» является фирма «Орион». В дальнейшем рассмотрим положение этих двух фирм на матрице конкурентоспособности бизнеса (МКБ) и выбор соответствующих стратегий развития фирм.

Фиксируется положение фирм "Лира" и "Орион" на трехмерной матрице конкурентоспособности бизнеса МКБ. Формируем стратегии развития. На­чальные значения индексов перспективности рынка IR, конкурентоспособно­сти предприятия IE и конкурентоспособности товара Iq определяют квадран­ты соответствующих двухмерных матриц, на которых располагаются фирмы "Лира" и "Орион".

Рекомендуются следующие наиболее часто используемые способы фор­мирования стратегии конкуренции предприятия. Необходимо определить перспективность рынка, на которую ориентируется предприятие. Показате­лями такой перспективности являются: высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательность покупателей, дешевая система поставок и малое число отраслей, способных их заменить. Высокотехноло­гичный и эффективный бизнес подвержен наибольшим атакам конкурентов с большой вероятностью банкротства.

Необходимо хорошо представлять себе, какие приемы и способы повы­шения конкурентосопосбности могут быть использованы. Их слепое копиро­вание и перенос с одних рынков на другие часто ничего хорошего не дает.

Конкурентные позиции бизнеса

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.