Маркетинговые возможности повышения конкурентоспособности предприятий
Как сказал Джон Коллинз,«конкуренция на рынке подобна войне. У вас будут ранения и потери, и только лучшая стратегия сможет победить». Сущность стратегии состоит в создании будущего конкурентного преимущества быстрее, чем ваши конкуренты скопируют то. что вы используете сегодня [12].
Деловые стратегии побеждают, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. Предприятие имеет конкурентное преимущество, если ее уровень работы с клиентами выше, чем у конкурентов, и она в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества: производить высококачественную продукцию, организовать отличное обслуживание клиентов, предлагать более низкие цены, чем у конкурентов, иметь более удобное географическое расположение, иметь собственную технологию, обеспечивать разработку и внедрение нового продукта в более короткие сроки, иметь хорошо известную торговую марку и репутацию, обеспечивать покупателям дополнительные ценности за их деньги (сочетая хорошее качество, хороший сервис и приемлемые цены). При этом чтобы преуспеть в создании конкурентного преимущества, предприятие должно предлагать покупателям то, что они считают наиболее приемлемым для себя, — хороший товар по низкой цене или товар улучшенного качества, но чуть-чуть дороже.
Для предприятий, работающих на принципах маркетинга, характерным является разработка программы маркетинга для однородной продукции с детализированным анализом ассортимента. Одним из важнейших ключевых факторов успеха является рациональная продуктовая стратегия, ориентированная на разнообразие моделей/видов производимой продукции. В табл. 4.3. показано маркетинговое планирование ассортимента промышленной арматуры. Предусматривается ее расчленение на три группы А, Б и В по планируемым периодам. Каждая номенклатурная позиция по результатам анализа классифицируется по степени прибыльности на шкале от 0 до 3.
В табл. 4.4. показаны результаты SNW-анализа конкурентоспособности арматуры, учитывающие ее позиции на рынке. В табл. 4.5. приведены продуктовые стратегии для различных видов производимой арматуры. В качестве базовых конкурентных стратегий (БКС) приняты: CL-стратегия снижения издержек, D - стратегия дифференциации, FCL-сфокусированная стратегия снижения издержек и FD - сфокусированная стратегия дифференциации. Анализ конкурентных факторов с выявлением конкурентных преимуществ и конкурентных отставаний для ряда конкурирующих предприятий, производящих арматуру показан в табл. 4.6.
Качественное сравнение предприятий, производящих арматуру, по основным конкурентным факторам показано в табл. 4.7. Балльная оценка предприятий дает представление об их конкурентной силе.
№№ |
Виды арматуры |
Планируемые периоды |
||
2003 |
2004 |
2005 |
||
А |
Т |
Задиционная арматура |
||
1 |
Шаровой кран V563-50 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Шаровой кран V563-065 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Запорные клапаны V215- 032 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Запорные клапаны V215- 080 |
2 |
3 |
0 |
5 |
Предохранительные клапаны VYC496-080 |
2 |
3 |
0 |
6 |
Предохранительные клапаны VYC496-100 |
1 |
2 |
3 |
Б |
Новая арматура - расширение ассортимента |
|||
1 |
Шаровой кран V563-080 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Шаровой кран V563-100 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Запорные клапаны V215-080 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Запорные клапаны V215- 125 |
2 |
2 |
2 |
5. |
Обратные клапаны V227- 040 |
3 |
2 |
2 |
6 |
Обратные клапаны V227- 050 |
3 |
2 |
1 |
В |
Новая арматура - не поступившая в продажу |
|||
1 |
Шаровой кран V563-125 |
2 |
1 |
|
2 |
Шаровой кран V563-150 |
2 |
1 |
|
3. |
Шаров кран ПТ 39163-400 |
1 |
1 |
|
4 |
Шаров кран ПТ 39163-500 |
2 |
1 |
|
5. |
Клапан сильф ПТ27001- 065М |
1 |
1 |
Примечание: 0- отказ от производства; 1- максимальная. концентрация (бренд); 2- минимум; 3- остаточный принцип. |
Таблица 4.4. Качественный SNW-анализ конкурентоспособности арматуры (продуктовая стратегия)
|
Примечание. Градуирование оценок (по результатам экспертных оценок):
S - сильная на рынке, N - нейтральная (средняя по рынку), W - слабая по рынку.
Таблица 4.5. Продуктовая стратегия. Выбор БКС (базовой конкурентной стратегии) для ОАО «Промарматура».
|
Таблица 4.6. Продуктовая стратегия. Анализ конкурентных факторов.
|
Таблица 4.7. Качественное сравнение предприятий по конкурентным фак- Торам.
|
Примечание:
1. Оценка факторов конкурентоспособности производится по 10 балльной шкале (10-высший балл, т. е. лучшая оценка).
2. Конкурентное положение предприятия определяется по общей сумме баллов.
Особенности сбытовой и маркетинговых стратегий по ряду факторов приведены в табл. 4.8. Видно, что маркетинговый подход ориентирован на потребителя по всем направлениям деятельности.
Факторы |
Характерные особенности |
|
Сбытовой стратегии |
Маркетинговой стратегии |
|
Мотивация менеджеров |
Потребности предприятия |
Удовлетворение потребностей |
Руководство предприятия |
Инженеры, отвечающие за производство |
Экономисты, отвечающие за реализацию товара |
Ассортимент продуктов |
Преимущественно узкий |
Обычно широкий |
Ориентация производства |
Опора на имеющиеся факторы производства |
Ориентация на платежеспособный спрос потребителя |
Цели и задачи предприятия |
Эндогенна - снижение издержек производства |
Экзогенна - учет потребностей потребителя |
Горизонт планирования |
Преимущественно краткосрочное |
Обычно долгосрочное |
Ориентация НИОКР |
Усовершенствование выпускаемой продукции |
Создание продуктов на основе выявленных новых потребностей |
Производственный процесс |
Жесткий, ориентированный на производственные возможности |
Гибкий, ориентированный на запросы потребителя |
Ценовая политика |
Издержки плюс прибыль |
Ориентация на конкурентов |
Упаковка товара |
Средство сохранить товар |
Средство стимулирования спроса |
Конкурентоспособность товара |
Зависимость от цены утилизации |
Зависимость от потребительской ценности |
Учет финансов предприятия |
Вторичность в стратегии сбыта |
Первичность в стратегии маркетинга |
Таблица 4.8. Характе |
)иые особенности сбытовой и маркетинговой стратегий |
Эта ориентация начинается с этапа НИОКР, когда в основу нового изделия закладываются выявленные потребности и общая концепция изделия разрабатывается по результатам его имитационного моделирования. При этом модель представляет собой обобщенное представление изделия по своим потребительским и функциональным свойствам, как их видит потребитель. Главной фигурой при маркетинговом подходе является менед - жер, который хорошо ориентируется в предметной области данного вида изделий.
Система альтернативных маркетинговых стратегий применительно к таким основным категориям, как продукт, рынок, цена, реклама и организация службы сбыта приведена в табл. 4.9. Выбираемая по этой таблице маркетинговая стратегия должна быть приведена в соответствие с ранее определенной стратегией конкурентоспособности.
Табл. 4.9. Альтернативные маркетинговые стратегии
|
Разработки (НИ - ОКР). |
Стей для разработки продукции в различном объеме в зависимости от потребительского поведения. |
Ца». |
13. Кооперация или интеграция. |
Объединение с рыночным партнером в целях реализации стратегий в отношении продукции и рынка. |
Поставщики, дистрибьюторы, покупатели, конкуренты. |
14. Партнерство или стратегические альянсы. |
Сотрудничество с партнерами по рынку в целях использования совместного потенциала. |
Совместная разработка продукта, сбыт. |
Рынок |
||
15. Проникновение на рынок. |
Привлечение клиентов, «вычерпывание» рынка, т. е. увеличение сбыта с помощью имеющихся видов продукции на имеющихся рынках. |
Целевые сегменты, регионы сбыта. |
16. Упорядочение рынка. |
Уход с сегментов рынка, требующих больших усилий и затрат, не позволяющих положить положительных результатов покрытия затрат. |
Канвлы сбыта. |
17. Расширение рынка. |
Освоение новых рынков, на которых можно продавать имеющуюся продукцию |
Каналы сбыта. |
Цена |
||
18. Цена проникновения. |
Низкие цены при продвижении продукции на рынок для увеличения спроса и объема продаж. |
Целевые группы покупателей, регионы и каналы сбыта. |
19. Цена «вычерпывания». |
Высокие цены при продвижении продукции на рынок для «вычерпывания» клиентов, обладающих покупательной способностью, и для создания имиджа. |
|
20. Дифференциация цен. |
Разная структура на одну и ту же продукцию на разных географических рынках. |
|
21. Стандартизация цен. |
Единая структура цен на одну и ту же продукцию в целях формирования одинакового имиджа в глазах покупателей. |
|
22. Ориентация на полное покрытие издержек. |
Ценообразование, согласно которому полностью покрываются постоянные и переменные издержки. |
|
23. Ориентация на частичное покрытие издержек. |
Ценообразование на основе предельных (граничных) затрат, возможность гибкой адаптации к требованиям рынка. Приемлемо только на короткий и средний срок. |
|
24. Упорядочение финансирования. |
Увеличение запаса ликвидных средств, сокращение финансовой поддержки, предоставляемой не имеющим значения клиентам и сбытовым посредникам. |
|
25. Расширение финансирования. |
Сокращение финансовой поддержки с целью создания преимуществ в конкурентной борьбе. |
26. Проникновение в целевые группы потребителей. |
Информирование других потенциальных целевых групп на имеющихся (географических) сегментах рынка. |
Внешние целевые группы (покупатели, регионы и каналы сбыта). |
27. Стандартизация целевых групп. |
Унификация целевых групп в различных регионах (странах) для достижения единого имиджа и сокращения средств, выделенных на стимулирование сбыта. |
|
28. Упорядочение целевых групп. |
Прекращения информирования целевых групп, мнение и покупательское поведение которых не поддается изменению |
Внутренние целевые группы (продавцы, техники). |
29. Расширение целевых групп. |
Информирование новых целевых групп об имеющихся и новых видах продукции на новых рынках. |
|
Организация службы сбыта |
||
30. Структурные изменения. |
Адаптация маркетинговых служб к рыночным изменениям по возникающим принципиальным аспектам. |
Функция, продукция, группы покупателей, регионы сбыта. |
31. Централизация. |
Сосредоточение маркетинговых функций при реформировании, например, при изменении размеров предприятия. |
Страны, регионы, рынки. |
32. Децентрализация. |
Разделение и распределение маркетинговых функций по странам, регионам, рынкам. |
|
33. Стандартизация. |
Типизация и нормирование бизнес-процессов в целях снижения издержек при оформлении и выполнении заказов, дистрибьюции, организации инноваций. |
Оформление и выполнении заказов, дист - рибьюция, организация инноваций. |
34. Рационализация. |
Отказ от функций, обусловленный изменениями, произошедшими на рынке, на предприятии, автоматизация функций маркетинга. |
Формирование основных стратегий предприятия по все направлениям его деятельности можно считать законченным. Правильный выбор маркетинговой стратегии, завершающей цикл изготовления и продажи товара, может оказать большое влияние на конечные результаты хозяйственной и экономической деятельности предприятия. Эффективность продажи товаров, несомненно, зависит от конкурентоспособности товаров, но в то же время продажи - это своеобразное искусство представления товара потенциальному покупателю и нахождения с ним общих точек зрения, что инициирует процесс продаж.
Предприятия добиваются успеха в создании постоянного конкурентного преимущества, агрессивно инвестируя средства и добиваясь показателя ROI (возврат на инвестиции) выше среднего. Практический интерес представляет изучение того, как компания может завоевать и удерживать конкурентное преимущество. При этом важно установить спектр возможных реакций конкурентов
Многое зависит от характера конкурентов, большинство из которых подпадает под одно из четырех определений:
1. Неторопливый конкурент, отличающийся замедленной реакций, или вообще игнорирующий предпринимаемые соперниками шаги. Неторопливые конкуренты могут полагаться на лояльность своих потребителей, возможно они занимаются доением «денежных коров»; не замечают изменений тактики конкурентов; у них может не хватать средств для адекватного ответа.
2. Разборчивый конкурент реагирует только на определенные типы атак, например снижение цен, но не на увеличение рекламных расходов. Нефтяные компании, такие как Shell и Ехоп, отвечают только на снижение конкурентами цен, но не на мероприятия по стимулированию сбыта.
3. Тигровый конкурент реагирует на любые покушения на свои владения; в зависимости от ситуации варьируется и сила ответного удара. Так, Procter & Gamble не позволит легко выйти на рынок новым моющим средствам конкурентов. Тигровый конкурент всем своим поведением демонстрирует, что его лучше не трогать, он всегда готов отстаивать свои интересы. Всегда лучше атаковать овцу, а не тигра.
4. Непредсказуемый конкурент не имеет определенной модели поведения. В одном случае он отвечает ударом на удар, в другое время аналогичное воздействие не вызывает у него никакой ответной реакции; его решение невозможно предугадать, исходя из его экономического положения, истории или каких-то других факторов. Многие небольшие компании абсолютно непредсказуемы, они ведут встречный бой, однако не все могут это себе позволить, и ведут себя сдержанно, если считают, что конкуренция обходится им слишком дорого.
Выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать. Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения. Поэтому необходим выбор приоритетов и выработка стратегии с учетом рыночной ситуации и возможностей своего предприятия. В отличие от тактических мероприятий стратегия конкуренции направлена на достижение долгосрочных преимуществ. Исходя из этого выбираются те конкуренты, кого следует атаковать и кого следует избегать.