Конкурентные позиции бизнеса

Конкурентоспособность предприятия

В условиях рыночной экономики актуален вопрос определения конку­рентоспособности предприятий. Знание своих конкурентных позиций позво­ляет правильно сформировать стратегию развития предприятия, определить уязвимые места во взаимоотношениях с конкурентами. Предлагаем вариант оценки конкурентоспособности предприятия, количественно определяемый соответствующим индексом. Он изменяется от 0 баллов (худшая оценка) до 100 (лучшая) и определяется следующим образом:

Ie = 2 E j *Ае,

J=1

Где Ej - показатели конкурентоспособности предприятия,

AE - весовые коэффициенты, определяющие важность вышеприведен­ных показателей, сумма которых равна 1.

Приняты следующие показатели оценки конкурентоспособности предпри­ятия (табл. 3.2.). Таблица 3.2.

E,

Показатели конкурентоспособности предприятия

Ае

E1

Имидж предприятия

А*

E2

Эффективность НИР

^2

Еэ

Эффективность управления качеством

A3

Е4

Эффективность производственной деятельности

А4

Е5

Финансовое положение предприятия

А5

Еб

Эффективность сбыта и продвижения товаров

Аб

Весовые коэффициенты Ае определяются методом экспертной оценки и в первом приближении могут быть приняты следующими: А = 0,10; А = 0,15; A3 = 0,15; А = 0,20; А = 0,20; А = 0,20 .

Производим количественную градацию приведенных показателей на шка­ле от 0 до 100. Имидж предприятия является одним из важнейших показате­лей его рыночной привлекательности. Факторы имиджа предприятия много­образны. Наиболее часто имидж предприятия связывают с его известностью в определенных кругах. Это могут быть различные товарные рынки, участие в международных рыночных организациях, формирующих правила рынка, международных и национальных комиссиях и т. д. Известность предприятия

Может быть связано с его ролью лидера на рынке каких-либо товаров. Коли­чественные значения показателя Е1 можно определить следующим образом : / 100, если предприятие (Пр) активно работает на между­народном рынке, участвует в его основных институ­тах;

75, если товары Пр успешно реализуются на мировом рынке;

Е1 = ( 50, если товары Пр успешно реализуются на рынке СНГ, 25, если товары Пр успешно реализуются на националь­ном рынке;

10, если товары Пр реализуются на региональном рынке; 0, если товары Пр ограничено реализуются на регио - нальном рынке.

Показатель эффективности научно-исследовательских работ (НИР) E2 в оценке конкурентоспособности предприятия играет чрезвычайно важную роль. Степень новизны товара, наличие каких-либо эксклюзивных свойств в основном зависит от того, какие идеи были заложены в его функциональную сущность. Они, в свою очередь, являются производными от сущности физи­ческих эффектов, которые использованы в товаре. А это уже наука, сначала фундаментальная, затем прикладная. Наличие возможностей научной прора­ботки товаров на предприятии является тем краеугольным камнем, который позволяет формировать долгосрочную товарную политику предприятия. Од­нако малым и средним предприятиям иметь такую базу непосильно в плане возможностей ее финансирования. Имеются и другие формы практического использования достижений науки и техники при создании и изготовлении товаров. В частности, это работа с патентами и лицензиями. Количественные значения показателя Е2 можно определить следующим образом:

/ 100, если предприятие практикует широкое внедрение результатов фундаментальных исследований; 70, если, предприятие практикует НИР для доработки и

Внедрения лицензий; 40, если, предприятие практикует НИР для разработки и

Внедрения прикладных исследований, 20, если, предприятие практикует НИР на уровне вне­дрения готовых прикладных исследований, 0, если не предусматриваются никакие виды НИР.

Е2 =

Показатель E3 оценивает такой аспект работы предприятия, как управле­ние качеством выпускаемой продукции. Качество товара является важней­шей частью его конкурентоспособности. Тенденции совершенствования со­временных производств таковы, что качество производимого продукта обес­печивается не за счет усиления контрольных мероприятий, а путем совер­шенствования технологических процессов и, в конечном итоге, путем обес­печения высокого качества работы. Таким образом, делается основной упор не на эффективность сертификации производимых товаров, а на наличие и сертификацию системы менеджмента (СМК) качества на предприятии. Ко­личественное значение показателя E3 определяется, как:

Е3 =

/ 100, если предприятие имеет внедренную СМК, базирую­щуюся на модели ИСО 9001:2001 и сертифицирован­ную международными центрами сертификации; 70, если предприятие имеет внедренную СМК, сертифициро­ванную национальным центром сертификаци 20, если предприятие имеет внедренную, но не сертифициро­ванную СМК; 0, если предприятие не имеет СК.

Показатель производственной деятельности предприятия E4 является инте­гральным и учитывает такие ее аспекты, как издержки производства, фондо­
отдачу, рентабельность товара и производительность труда. Это отображает­ся с помощью следующих частных показателей :

•РИ - относительного показателя издержек производства на единицу продукции (отношение валовых издержек к объему выпуска продукции или отношение себестоимости продукции к выручке от реализации), изменяюще­гося от 0 до 1;

•РФ - относительного показателя фондоотдачи (отношение объема вы­пуска продукции к среднегодовой стоимости основных фондов), изменяюще­гося от 0,2 до 1;

•РТ - относительного показателя рентабельности товара (отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции), изменяющегося от 0,05 до 0,25;

•РП - относительного показателя производительности труда (отноше­ние производительности труда на предприятии к аналогичному среднему по­казателю производительности по отрасли; производительность труда в стои­мостном выражении определяется как отношение объема выпуска продукции к среднесписочному числу работников), изменяющегося от 0,5 до 2. В отли­чие от некоторых методик [8], предлагается балльное исчисление интеграль­ных показателей деятельности предприятия.

Переводим натуральные показатели производственной деятельности в балльную оценку (на шкале 100 бал. - лучшее и 0 бал. - худшее значение). Результаты сводим в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Показатели производственной деятельности.

Балльное значение частных показателей производственной дея­тельности

Частные показатели

100 бал.

75 бал.

50 бал.

25 бал.

0 бал.

Значения частных показателей производственной деятельности в натуральном выражении

0

0,25

0,50

0,75

1,0

Ри

1,0

0,8

0,6

0,4

0,2

Рф

0,25

0,20

0,15

0,10

0,05

Рр

2,0

1,62

1,25

0,87

0,50

Рт

Отличающиеся от приведенных значения частных показателей производ­ственной деятельности определяются методом интер - или экстраполяции. Интегральный показатель производственной деятельности определяется в виде свертки :

Е4 = Фи Ри +Фф Рф + фр Рр + Фт Рт, где фИ, фФ, фТ, фП - весовые коэффициенты при соответствующих частных показателях, которые определяются экспертным путем по практическим дан­ным.

Определяем показатель финансового положения предприятия Е5, который зависит от следующих частных показателей:

Ка - относительный показатель автономии предприятия (как отношение собственных средств (капитала) к общей сумме источников финансирова­ния), изменяющийся в диапазоне 0,5 - 1,0;

Кп - относительный показатель платежеспособности предприятия (как отношение собственного капитала к общим обязательствам), изменяющийся в диапазоне 0,5 - 1,5;

Кл - относительный показатель ликвидности предприятия (как отноше­ние денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к кратко­срочным обязательствам), изменяющийся в диапазоне 0,2 - 0,7;

Ко - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств (как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовому остатку оборотных средств) изменяющийся от 2 до - 10.

Переводим натуральные показатели финансового положения в балльную оценку (на шкале 100 бал. - лучшее значение, 0 бал. - худшее значение). Ре­зультаты сводим в табл. 3.4.

Балльное значение частных показателей финансового положения

Частные показатели

100 бал.

75 бал.

50 бал.

25 бал.

0 бал

Значения частных показателей финансового положения в нату­ральном выражении

1,0

0,88

0,75

0,62

0,50

Ка

1,5

1,12

0,74

0,36

0,50

Кп

0,70

0,57

0,44

0,31

0,20

Кл

10

8

6

4

2

К0

Относительный показатель финансового положения предприятия Е5 в виде свертки частных показателей может быть записан как:

Е5 = фа Ка +фп Кп + фл Кл + фо Ко,

Где фа, фп, фал, фао - весовые коэффициенты при соответствующих от­носительных показателях, которые определяются экспертным путем. Отли­чающиеся от приведенных значения частных показателей финансового по­ложения определяются методом интер - или экстраполяции.

Определяем показатель эффективности сбыта и продвижения товаров E6 ,численное значение которого зависит от частных показателей эффективно­сти этой работы:

Ср - относительный показатель рентабельности продаж (отношение прибыли от реализации к объему продаж), изменяющийся в диапазоне 0,05 - 0,5;

Сз - относительный показатель затоваренности готовой продукцией (как отношение объема нереализованной продукции к объему продаж) , изме­няющийся в диапазоне 0 - 0,6;

См - относительный показатель загрузки производственных мощностей (как отношение объема выпуска продукции к производственной мощности предприятия) , изменяющийся от 0,6 до 1,0;

Сд - относительный показатель эффективности рекламы и средств сти­мулирования сбыта (как отношение прироста прибыли от реализации к за - тратам на рекламу и стимулирование сбыта), изменяющийся в диапазоне 1 - 5.

Переводим натуральные показатели эффективности организации сбыта и

Продвижения в балльную оценку (табл. 3.5.).

Таблица 3.5. Показатели эффективности сбыта и продвижения товаров.

Балльное значение частных показателей организации сбыта и продвижения

Частные показатели

100 бал.

75 бал.

50 бал.

25 бал.

0 бал.

Значения частных показателей организации сбыта и продвижения в натуральном выражении:

0,50

0,39

0,27

0,16

0,05

Ср

0

0,25

0,50

0,75

1,0

Сз

1,0

0,9

0,8

0,7

0,6

См

5

4

3

2

1

Сд

Относительный показатель организации сбыта и продвижения предпри­ятия Е6 в виде свертки частных показателей может быть записан как:

Еб= фр Ср +фз Сз + фм См + фс Сс.

Весовые коэффициенты фр, фз, фм и фс при соответствующих частных по­казателях определяются экспертным путем. Отличающиеся от приведенных значения частных показателей организации сбыта и продвижения определя­ются методом интер - или экстраполяции.

Предлагаемая методика позволяет произвести численную оценку конку­рентоспособности предприятия. Рассмотрим практический пример определе­ния конкурентоспособности трех фирм «Лира», «Орион» и «Стрелец».

Определяем имидж предприятий, исходя из следующего. Фирма «Лира» частично реализует свои товары на национальном, и, в основном, на регио­нальном рынке. Фирмы «Орион» и «Стрелец» реализуют свои товары на ре­гиональном рынках. Исходя из этого принимаем показатели имиджа пред­приятий следующими:

J1 J2

Имидж фирмы «Лира» Е 1 = 25, а фирм «Орион» и «Стрелец» Е 1 = 10 и

EJ31 = 10.

Показатель эффективности НИР на всех трех фирмах одинаков и он оп­ределяется тем, что они предусматривают только внедрение готовых при­кладных исследований, т. е. EJ12 = EJ22 = EJ32 =20.

Показатель, регламентирующий управление качеством, будет следую­щим. Фирма «Лира» имеет внедренную, но не сертифицированную систему качества, поэтому EJ13 =20. Фирмы «Орион» и «Стрелец» не имеют систем качества и EJ23 = EJ33 =0.

Определяем показатели производственной деятельности конкурирующих фирм.

Показатель производственной деятельности определяется исходя из ве­личины натуральных показателей, переведенных в балльную оценку. Исход­ные данные для оценки приведены в табл. 3.6.

Таблица 3.6. Оценка производственной деятельности фирм.

Показатели

Результаты оценки производственной деятельности фирм

«Лира» - J1

«Орион» - J2

«Стрелец» - J3

Нату­ральные

В бал­лах

Нату­ральные

В бал­лах

Нату­ральные

В бал­лах

Издержки производства Ри

0,25

75

0,50

50

0,75

25

Фондоотдача Рф

0,60

50

0,60

50

0,40

25

Рентабельность товара

Рр

0,20

75

0,10

25

0,15

50

Производительность труда Рт

0,87

25

1,62

75

0,50

0

Определяем численное значение показателей производственной деятель­ности для трех фирм:

EJ14 =фиРи+фФРФ+фрРр+фтРт = 0,31*75+0,19*50+0,10*75+0,40*25=50,25; EJ24 =0,31*50+0,19*50+0,10*25+0,40*75=57,5; EJ34 =0,31*25+0,19*25+0,10*50+0,40*0=17,5.

Показатель финансового положения определяется исходя из величины на­туральных показателей, переведенных в балльную оценку. Исходные данные для оценки приведены в табл. 3.7.

Таблица 3.7. Оценка финансового положения фирм.

Показатели

Результаты оценки финансового положения фирм

«Лира» - J1

«Орион» - j2

«Стрелец» - j3

Натур.

Балл.

Натур.

Балл.

Натур.

Балл.

Автономия Ка

0,62

75

0,75

50

0,88

25

Платежеспособн. Кп

0,74

50

1,12

75

0,74

50

Ликвидность Кл

0,44

50

0,57

75

0,31

25

Оборач.. обор. ср-в Ко

8

75

4

25

6

50

Определяем численное значение показателей финансового положения для трех фирм:

Ел5 = фаКа+фпКп+флКл+фоКо= 0,29*75+0,20*50+0,36*50+0,15*75=61;

Е25 =0,29*50+0,20*75+0,36*75+0,15*25=60,25;

J =0,29*25+0,20*50+0,36*25+0,15*50=33,75.

Показатель эффективности организации сбыта и продвижения товара определяется исходя из величины натуральных показателей, переведенных в балльную оценку. Исходные данные для оценки приведены в табл. 3.8.

Таблица 3.8. Оценка эффективности сбыта и продвижения товаров.

Показатели

Результаты оценки эффективности сбыта и продвижения товара фирм

«Лира» - J1

«Орион» - J2

«Стрелец» - J3

Нату­ральные

В бал­лах

Нату­ральные

В бал­лах

Нату­ральные

В бал­лах

Рентабельн. продаж ср

0,39

75

0,16

25

0,27

50

Затоварен. продукции

Сз

0,25

75

0,50

50

0,50

50

Загрузка мощностей см

0,80

50

0,90

75

0,80

50

Эффективность рекла­мы и мероприятий по СТИС Сд

3

50

3

50

4

75

Определяем численное значение показателей эффективности сбыта и про­движения товара для трех фирм:

ЕЛ6 = фрСр+фзСз+фмСм+фсСд =0,37*75+0,29*75+0,21*50+0,13*50=66,5; J =0,37*25+0,29*50+0,21*75+0,13*50=46; Е136 =0,37*50+0,29*50+0,21*50+0,13*75=53,25. Определяем индексы конкурентоспособности фирм: /EJ1 = ^ * EJ1 * E2J1 +А3 * E3J1 +^4 * E4J1 +^5 * E5J1 +А6 * E6J1 =0,10*25+0,15*20+0,15*20+0,20*50,25+0,20*61+0,20*66,5=44,05;

/ej2 = h * E1J2 +^2 * E2J2 +^3 * E3J2 +^4 * E4J2 +^5 * E5J2 +^6 * EJ =0,10*10 +0,15*20 +0,15*0 +0,20*57,5 +0,20*60,25 +0,20*46 =36,70;

/ej3 = Xx * E1J3 +^2 * E2J3 +^3 * E3J3 +^4 * E4J3 +^5 * E5J3 +^6 * EJ =0,10*10 +0,15*20 +0,15*0 +0,20*17,5 +0,20*33,75 +0,20*53,25 =24,90.

Конкурентные позиции бизнеса

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.