Конкурентоспособность предприятия
В условиях рыночной экономики актуален вопрос определения конкурентоспособности предприятий. Знание своих конкурентных позиций позволяет правильно сформировать стратегию развития предприятия, определить уязвимые места во взаимоотношениях с конкурентами. Предлагаем вариант оценки конкурентоспособности предприятия, количественно определяемый соответствующим индексом. Он изменяется от 0 баллов (худшая оценка) до 100 (лучшая) и определяется следующим образом:
Ie = 2 E j *Ае,
J=1
Где Ej - показатели конкурентоспособности предприятия,
AE - весовые коэффициенты, определяющие важность вышеприведенных показателей, сумма которых равна 1.
Приняты следующие показатели оценки конкурентоспособности предприятия (табл. 3.2.). Таблица 3.2.
E, |
Показатели конкурентоспособности предприятия |
Ае |
E1 |
Имидж предприятия |
А* |
E2 |
Эффективность НИР |
^2 |
Еэ |
Эффективность управления качеством |
A3 |
Е4 |
Эффективность производственной деятельности |
А4 |
Е5 |
Финансовое положение предприятия |
А5 |
Еб |
Эффективность сбыта и продвижения товаров |
Аб |
Весовые коэффициенты Ае определяются методом экспертной оценки и в первом приближении могут быть приняты следующими: А = 0,10; А = 0,15; A3 = 0,15; А = 0,20; А = 0,20; А = 0,20 .
Производим количественную градацию приведенных показателей на шкале от 0 до 100. Имидж предприятия является одним из важнейших показателей его рыночной привлекательности. Факторы имиджа предприятия многообразны. Наиболее часто имидж предприятия связывают с его известностью в определенных кругах. Это могут быть различные товарные рынки, участие в международных рыночных организациях, формирующих правила рынка, международных и национальных комиссиях и т. д. Известность предприятия
Может быть связано с его ролью лидера на рынке каких-либо товаров. Количественные значения показателя Е1 можно определить следующим образом : / 100, если предприятие (Пр) активно работает на международном рынке, участвует в его основных институтах;
75, если товары Пр успешно реализуются на мировом рынке;
Е1 = ( 50, если товары Пр успешно реализуются на рынке СНГ, 25, если товары Пр успешно реализуются на национальном рынке;
10, если товары Пр реализуются на региональном рынке; 0, если товары Пр ограничено реализуются на регио - нальном рынке.
Показатель эффективности научно-исследовательских работ (НИР) E2 в оценке конкурентоспособности предприятия играет чрезвычайно важную роль. Степень новизны товара, наличие каких-либо эксклюзивных свойств в основном зависит от того, какие идеи были заложены в его функциональную сущность. Они, в свою очередь, являются производными от сущности физических эффектов, которые использованы в товаре. А это уже наука, сначала фундаментальная, затем прикладная. Наличие возможностей научной проработки товаров на предприятии является тем краеугольным камнем, который позволяет формировать долгосрочную товарную политику предприятия. Однако малым и средним предприятиям иметь такую базу непосильно в плане возможностей ее финансирования. Имеются и другие формы практического использования достижений науки и техники при создании и изготовлении товаров. В частности, это работа с патентами и лицензиями. Количественные значения показателя Е2 можно определить следующим образом:
/ 100, если предприятие практикует широкое внедрение результатов фундаментальных исследований; 70, если, предприятие практикует НИР для доработки и
Внедрения лицензий; 40, если, предприятие практикует НИР для разработки и
Внедрения прикладных исследований, 20, если, предприятие практикует НИР на уровне внедрения готовых прикладных исследований, 0, если не предусматриваются никакие виды НИР.
Е2 = |
Показатель E3 оценивает такой аспект работы предприятия, как управление качеством выпускаемой продукции. Качество товара является важнейшей частью его конкурентоспособности. Тенденции совершенствования современных производств таковы, что качество производимого продукта обеспечивается не за счет усиления контрольных мероприятий, а путем совершенствования технологических процессов и, в конечном итоге, путем обеспечения высокого качества работы. Таким образом, делается основной упор не на эффективность сертификации производимых товаров, а на наличие и сертификацию системы менеджмента (СМК) качества на предприятии. Количественное значение показателя E3 определяется, как:
Е3 = |
/ 100, если предприятие имеет внедренную СМК, базирующуюся на модели ИСО 9001:2001 и сертифицированную международными центрами сертификации; 70, если предприятие имеет внедренную СМК, сертифицированную национальным центром сертификаци 20, если предприятие имеет внедренную, но не сертифицированную СМК; 0, если предприятие не имеет СК.
Показатель производственной деятельности предприятия E4 является интегральным и учитывает такие ее аспекты, как издержки производства, фондо
отдачу, рентабельность товара и производительность труда. Это отображается с помощью следующих частных показателей :
•РИ - относительного показателя издержек производства на единицу продукции (отношение валовых издержек к объему выпуска продукции или отношение себестоимости продукции к выручке от реализации), изменяющегося от 0 до 1;
•РФ - относительного показателя фондоотдачи (отношение объема выпуска продукции к среднегодовой стоимости основных фондов), изменяющегося от 0,2 до 1;
•РТ - относительного показателя рентабельности товара (отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции), изменяющегося от 0,05 до 0,25;
•РП - относительного показателя производительности труда (отношение производительности труда на предприятии к аналогичному среднему показателю производительности по отрасли; производительность труда в стоимостном выражении определяется как отношение объема выпуска продукции к среднесписочному числу работников), изменяющегося от 0,5 до 2. В отличие от некоторых методик [8], предлагается балльное исчисление интегральных показателей деятельности предприятия.
Переводим натуральные показатели производственной деятельности в балльную оценку (на шкале 100 бал. - лучшее и 0 бал. - худшее значение). Результаты сводим в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Показатели производственной деятельности.
|
2,0 |
1,62 |
1,25 |
0,87 |
0,50 |
Рт |
Отличающиеся от приведенных значения частных показателей производственной деятельности определяются методом интер - или экстраполяции. Интегральный показатель производственной деятельности определяется в виде свертки :
Е4 = Фи Ри +Фф Рф + фр Рр + Фт Рт, где фИ, фФ, фТ, фП - весовые коэффициенты при соответствующих частных показателях, которые определяются экспертным путем по практическим данным.
Определяем показатель финансового положения предприятия Е5, который зависит от следующих частных показателей:
Ка - относительный показатель автономии предприятия (как отношение собственных средств (капитала) к общей сумме источников финансирования), изменяющийся в диапазоне 0,5 - 1,0;
Кп - относительный показатель платежеспособности предприятия (как отношение собственного капитала к общим обязательствам), изменяющийся в диапазоне 0,5 - 1,5;
Кл - относительный показатель ликвидности предприятия (как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам), изменяющийся в диапазоне 0,2 - 0,7;
Ко - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств (как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовому остатку оборотных средств) изменяющийся от 2 до - 10.
Переводим натуральные показатели финансового положения в балльную оценку (на шкале 100 бал. - лучшее значение, 0 бал. - худшее значение). Результаты сводим в табл. 3.4.
Балльное значение частных показателей финансового положения |
Частные показатели |
||||
100 бал. |
75 бал. |
50 бал. |
25 бал. |
0 бал |
|
Значения частных показателей финансового положения в натуральном выражении |
|||||
1,0 |
0,88 |
0,75 |
0,62 |
0,50 |
Ка |
1,5 |
1,12 |
0,74 |
0,36 |
0,50 |
Кп |
0,70 |
0,57 |
0,44 |
0,31 |
0,20 |
Кл |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
К0 |
Относительный показатель финансового положения предприятия Е5 в виде свертки частных показателей может быть записан как: |
Е5 = фа Ка +фп Кп + фл Кл + фо Ко,
Где фа, фп, фал, фао - весовые коэффициенты при соответствующих относительных показателях, которые определяются экспертным путем. Отличающиеся от приведенных значения частных показателей финансового положения определяются методом интер - или экстраполяции.
Определяем показатель эффективности сбыта и продвижения товаров E6 ,численное значение которого зависит от частных показателей эффективности этой работы:
Ср - относительный показатель рентабельности продаж (отношение прибыли от реализации к объему продаж), изменяющийся в диапазоне 0,05 - 0,5;
Сз - относительный показатель затоваренности готовой продукцией (как отношение объема нереализованной продукции к объему продаж) , изменяющийся в диапазоне 0 - 0,6;
См - относительный показатель загрузки производственных мощностей (как отношение объема выпуска продукции к производственной мощности предприятия) , изменяющийся от 0,6 до 1,0;
Сд - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (как отношение прироста прибыли от реализации к за - тратам на рекламу и стимулирование сбыта), изменяющийся в диапазоне 1 - 5.
Переводим натуральные показатели эффективности организации сбыта и Продвижения в балльную оценку (табл. 3.5.). Таблица 3.5. Показатели эффективности сбыта и продвижения товаров.
|
Относительный показатель организации сбыта и продвижения предприятия Е6 в виде свертки частных показателей может быть записан как: |
Еб= фр Ср +фз Сз + фм См + фс Сс.
Весовые коэффициенты фр, фз, фм и фс при соответствующих частных показателях определяются экспертным путем. Отличающиеся от приведенных значения частных показателей организации сбыта и продвижения определяются методом интер - или экстраполяции.
Предлагаемая методика позволяет произвести численную оценку конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим практический пример определения конкурентоспособности трех фирм «Лира», «Орион» и «Стрелец».
Определяем имидж предприятий, исходя из следующего. Фирма «Лира» частично реализует свои товары на национальном, и, в основном, на региональном рынке. Фирмы «Орион» и «Стрелец» реализуют свои товары на региональном рынках. Исходя из этого принимаем показатели имиджа предприятий следующими:
J1 J2
Имидж фирмы «Лира» Е 1 = 25, а фирм «Орион» и «Стрелец» Е 1 = 10 и
EJ31 = 10.
Показатель эффективности НИР на всех трех фирмах одинаков и он определяется тем, что они предусматривают только внедрение готовых прикладных исследований, т. е. EJ12 = EJ22 = EJ32 =20.
Показатель, регламентирующий управление качеством, будет следующим. Фирма «Лира» имеет внедренную, но не сертифицированную систему качества, поэтому EJ13 =20. Фирмы «Орион» и «Стрелец» не имеют систем качества и EJ23 = EJ33 =0.
Определяем показатели производственной деятельности конкурирующих фирм.
Показатель производственной деятельности определяется исходя из величины натуральных показателей, переведенных в балльную оценку. Исходные данные для оценки приведены в табл. 3.6.
Таблица 3.6. Оценка производственной деятельности фирм.
|
Определяем численное значение показателей производственной деятельности для трех фирм:
EJ14 =фиРи+фФРФ+фрРр+фтРт = 0,31*75+0,19*50+0,10*75+0,40*25=50,25; EJ24 =0,31*50+0,19*50+0,10*25+0,40*75=57,5; EJ34 =0,31*25+0,19*25+0,10*50+0,40*0=17,5.
Показатель финансового положения определяется исходя из величины натуральных показателей, переведенных в балльную оценку. Исходные данные для оценки приведены в табл. 3.7.
Таблица 3.7. Оценка финансового положения фирм.
|
Определяем численное значение показателей финансового положения для трех фирм: |
Ел5 = фаКа+фпКп+флКл+фоКо= 0,29*75+0,20*50+0,36*50+0,15*75=61;
Е25 =0,29*50+0,20*75+0,36*75+0,15*25=60,25;
J =0,29*25+0,20*50+0,36*25+0,15*50=33,75.
Показатель эффективности организации сбыта и продвижения товара определяется исходя из величины натуральных показателей, переведенных в балльную оценку. Исходные данные для оценки приведены в табл. 3.8.
Таблица 3.8. Оценка эффективности сбыта и продвижения товаров.
|
Определяем численное значение показателей эффективности сбыта и продвижения товара для трех фирм:
ЕЛ6 = фрСр+фзСз+фмСм+фсСд =0,37*75+0,29*75+0,21*50+0,13*50=66,5; J =0,37*25+0,29*50+0,21*75+0,13*50=46; Е136 =0,37*50+0,29*50+0,21*50+0,13*75=53,25. Определяем индексы конкурентоспособности фирм: /EJ1 = ^ * EJ1 * E2J1 +А3 * E3J1 +^4 * E4J1 +^5 * E5J1 +А6 * E6J1 =0,10*25+0,15*20+0,15*20+0,20*50,25+0,20*61+0,20*66,5=44,05;
/ej2 = h * E1J2 +^2 * E2J2 +^3 * E3J2 +^4 * E4J2 +^5 * E5J2 +^6 * EJ =0,10*10 +0,15*20 +0,15*0 +0,20*57,5 +0,20*60,25 +0,20*46 =36,70;
/ej3 = Xx * E1J3 +^2 * E2J3 +^3 * E3J3 +^4 * E4J3 +^5 * E5J3 +^6 * EJ =0,10*10 +0,15*20 +0,15*0 +0,20*17,5 +0,20*33,75 +0,20*53,25 =24,90.