Экономические методы обеспечения конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность - явление комплексное, оно включает в свою сферу производственный и торгово-сбытовой потенциалы предприятия. Уровень конкурентоспособности зависит от наличия или отсутствия плодотворных идей и разработок, способности быстро воплотить их в жизнь, эффективности маркетинговой службы, действенности методов продвижения товара, экономического и финансового потенциала и, наконец, от ее имиджа. Значительное место в обеспечении конкурентоспособности продукции и улучшении конкурентных позиций предприятия занимают экономические методы.
В методах конкурентной борьбы существуют два основных направления [4]:
• ценовое, когда цены на товар фирмы устанавливаются ниже, чем на товар конкурента с примерно одинаковыми свойствами и того же качества (например, скрытая ценовая конкуренция, когда товар фирмы, обладающий лучшими, чем у конкурента, свойствами и качеством, продается по цене, одинаковой с конкурирующим товаром);
• неценовое, осуществляемое за счет более высокого качества товара или лучшей организации сбыта, торговли, сервиса, рекламы, имиджа фирмы и других методов продвижения товара.
Так как цена товара в большой степени влияет на его конкурентоспособность, то ее можно рассматривать в качестве действенного инструмента обеспечения конкурентоспособности в условиях ценовой конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой ценовая конкуренция уступает место неценовой. Ценовые войны слишком разрушительны по свои макро - и микроэкономическим последствиям. Однако цены продолжают в ряде случаев оставаться орудием обеспечения конкурентоспособности товара. Продажа нового товара по цене, близкой к себестоимости - повсеместная и достаточно распространенная практика. Сохранилась и такая разновидность ценовой конкуренции, как скрытая, когда новый товар, превосходящий по своим качествам и себестоимости товар конкурента, продается по цене конкурирующей фирмы. Практический интерес представляют факторы изменения цены (по данным США).
Факторы повышения цены (со значимостью в %) :
□ увеличение стоимости исходных материалов (83%),
□ усложнение техпроцесса (33%),
□ повышение стоимости рабочей силы (17%).
Факторы понижения цены :
□ увеличение производительности труда (97%),
□ изменение дизайна (76%),
□ сокращение брака (52%),
□ совершенствование техпроцесса (42%).
Для обеспечения достаточной конкурентоспособности необходимо нейтрализовать факторы повышения цены и в максимальной степени использовать факторы ее понижения.
В неценовой конкуренции видное место принадлежит бенч-маркетингу, где главным фактором конкурентной привлекательности выступает качество товара. В неценовой конкуренции проявляется связь между качеством товара и той прибылью, которую получает фирма, сумевшая продвинуть данный товар. Потребитель, как правило, согласен платить дороже за высококачественный, подходящий ему по своим свойствам товар, но есть некоторый предел удорожания, за которым круг покупателей начинает сужаться, объем продажи проявляет тенденцию к падению, а рост прибыли соответственно замедляется.
Прейскурантные цены порой теряют свою значимость в силу рекламных и специальных скидок. Следовательно, важно установить, каковы самые низкие, самые высокие и средние объявленные цены на каждую единицу в товарном ассортименте конкурента. По разнице в цене можно выявить товары, продаваемые себе в убыток для привлечения потребителей, неходовые и самые раскупаемые товары (у последних будут наименьшие скидки). Ценовые тенденции с течением времени могут обусловить перепозиционирование товарного ассортимента. Они также могут служить отражением проблем, возникших в управлении издержками. Понимание того, как конкурент устанавливает цены (например, издержки плюс прибыль или конкурентный паритет), даст возможность реагировать на их изменения и в дальнейшем. Информация об изменении цен, особенно в период инфляции, вызванной увеличением издержек, позволит прогнозировать повышение цен у конкурента в планируемом периоде и разработать план на случай непредвиденных обстоятельств.
Анализ ценообразования не должен ограничиваться покупной ценой; в его рамках следует рассмотреть, во что обойдется потребителю жизненный цикл товара-конкурента. Покупная цена конкурента может быть очень выгодной, однако в силу высокой стоимости обслуживания товара и текущих издержек он может оказаться слишком дорогой покупкой относительно цикла его жизни в сравнении с нашим товаром (или наоборот). Такой анализ наиболее эффективен в промышленном маркетинге и часто ложится в основу конкурентного преимущества продавца, производящего высококачественные и очень надежные товары.
Существование независимых конкурентов заставляет предпринимателя с большим уважением относиться к запросам потребителей из опасения, что они станут клиентами конкурентов. В маркетинге конкуренция понимается как борьба за потребителя, борьба за право данной фирмы наиболее полно удовлетворять спрос потребителя. Конкуренция выступает в роли своеобразного раздражителя, побуждающего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему торгово-сбытового обслуживания. Конкурентная борьба проявляется не только в товародвижении, когда товар уже меняет владельца, но и в сфере продвижения, когда каждая фирма стремится придать своей рекламе более изощренный характер, чем у конкурента. Особое внимание обращается на обеспечение сервиса (допродажного, при продаже и послепродажного), как средства повышения конкурентоспособности. Такая же роль отводится и упаковке товаров в качестве привлечения их внимания, предварительного ознакомления с товаром и инициализации покупки.
Вопросы.
1. Как обеспечивается конкурентоспособность товаров на стадии их проектирования?
2. Какие меры могут быть предприняты для повышения конкурентоспособности товаров в процессе их производства?
3. Как повышается конкурентоспособность в процессе управления качеством на предприятии?
4. Как обеспечивается конкурентоспособность при эксплуатации изделий?
5. Какие экономические меры применяются для повышения конкурентоспособности товаров?