«Зеленый»* маркетинг
Гериберт Мэфферт и Манфред Киркгеорг
1. Защита окружающей среды как проблема рыночно ориентированного менеджмента
2. Подходы к «зеленому» маркетингу и необходимые условия его успешности
3. Ситуационный анализ как отправная точка
4. Стратегическое планирование в «зеленом» маркетинге
5. Создание маркетинга-микс, ориентированного на экологию
6. Реализация «зеленого маркетинга»
В течение 1980-х гг. постепенно росло понимание того, что менеджменту придется принимать во внимание необходимость защиты окружающей среды. Иногда это могло быть обусловлено законодательно, вместе с тем подход, учитывающий экологические аспекты, может быть связан и с требованиями потребителей.
В настоящей статье рассматривается, каким образом рыночно ориентированные подходы проявляются в рамках защиты окружающей среды. Далее обсуждается то, каким образом можно сделать успешным сам по себе «зеленый» маркетинг и как его можно встроить в общую схему маркетинга-микс.
1. Защита окружающей среды как проблема рыночно ориентированного менеджмента
В 1980-х гг. особенно ярко проявилось понимание того, что менеджмент необходимо адаптировать так, чтобы учитывались проблемы, обусловленные защитой окружающей среды. Это ознаменовало начало далеко идущего процесса эволюции в теории и практике этой проблемы. Вопросы защиты окружающей среды появляются в печати и встают на политической повестке дня во многих странах мира. Как видно из рис. 1, социологический опрос в 16 странах (4600 интервью) показал, что более 80% всех респондентов согласились с утверждением: «Я очень сильно озабочен состоянием окружающей среды». Более половины опрошенных согласились с тем, что «загрязнение окружающей среды необходимо уменьшить, даже если это приведет к снижению темпов экономического роста». Таким образом, проблемы защиты окружающей среды все больше и больше превращаются в господствующую тенденцию в сознании покупателей.
•Термин «зеленый» можно трактовать как «экологический» или «экзогенный» (ориентированный на окружающую среду).
В настоящее время наблюдается растущая тенденция к рассмотрению контроля над загрязнением окружающей среды в качестве руководящего принципа в производстве (Post and Altman, 1992; Schmidheiny, 1992; Fisher and Schot, 1993; MeffertandKirchgeorg, 1998;Steger, 1993, WelfordandGouldson, 1993; Winter, 1998), а также — рассмотрение такого контроля в качестве задачи, существующей на каждом уровне функциональной (должностной) ответственности.
Я очень обеспокоен состоянием окружающей среды 76 |
80% h |
60% |
40% - |
20% - |
100% |
a |
js |
к |
> |
i |
s |
tr |
I |
|
ПЗ |
m |
о |
l_ |
>S |
с |
X s О |
as H |
о; |
В общем согласны Совершенно согласны |
Общие средние значения по всем странам:
54% совершенно согласны 32% в общем согласны 10% в общем не согласны 3% совершенно не согласны
CNN/Angus Reid World Group Poll, опрос проводился в 16 странах, взято 4600 интервью в 1992 г.
Объем выборки варьировался; допустимая погрешность по каждой стране — 8%.
Рис. 1. Заинтересованность в заботе об окружающей среде в мире Источник: CNN/Angus Reid World Group Poll (1992).
В данном контексте внимание сосредоточено на двух аспектах рыночно ориентированного экологического менеджмента. С одной стороны, коммерчески ориентированный маркетинг часто серьезно критикуется за то, что он подготовил почву для создания общества одноразового потребления. Переориентация маркетинга рассматривается как важнейшая предпосылка преобразования общества потребления в «устойчивое общество» (sustainable society). С другой стороны, подходы, разработанные маркетингом, рассматриваются в качестве ценных инструментов, которые могут быть использованы для ускорения необходимых изменений в обществе, связанных с состоянием окружающей среды. «Зеленый» маркетинг, согласно ожиданиям, призван изменить мировоззрение покупателей, обеспечить новое направление для конкуренции и достичь принятия рынком новаторских решений проблем окружающей среды.
В рамках менеджмента, осознающего проблемы окружающей среды, «зеленый» маркетинг должен гарантировать, что загрязнение окружающей среды предотвращено или, по крайней мере, сокращено на каждой стадии деятельности, ориентированной на рынок (планирования, координации, исполнения и контроля). Цель заключается в том, чтобы достигнуть корпоративных целей путем постоянного удовлетворения потребностей настоящих или потенциальных потребителей, используя конкурентные преимущества и гарантируя общественную легитимность (Meffert and Kirchgeorg, 1998).
В долгосрочной перспективе частные экологически и экономически неэффективные решения могут подвергнуть опасности как доверие и легитимность присутствия на рынке отдельного предприятия, так и все общество в целом. Чтобы избежать этого, очень важно, чтобы в рамках управления маркетингом была разработана специальная концепция «зеленого» маркетинга. Процедура планирования здесь включает в себя следующие пять шагов:
1. Анализ значимых экологических проблем, которые оказывают влияние на предприятие в данный момент или могут оказать влияние на него в будущем. Этот анализ влечет за собой оценку возможностей и рисков, так же как и преимуществ и недостатков маркетинга (информационный аспект).
2. Расширение философии и целей предприятия. Это влечет за собой формулирование экзогенных принципов и целей (философский и телеологический[48] аспект).
3. Разработка и анализ альтернатив. Здесь необходимо выделить целевые группы и определить соответствующую конкурентную стратегию и стратегию позиционирования для «зеленого» маркетинга.
4. Модификация и интеграция использования инструментов маркетинга с тем, чтобы осуществить принципы «зеленого» маркетинга в рамках горизонтальной и вертикальной конкуренции (аспекты действий и координации).
5. Наблюдение и регулирование маркетинговой деятельности, относящейся к окружающей среде, как части схемы экологического надзора (аспект контроля).