Текущие проблемы и перспективы
Часто можно услышать такие утверждения, как «TQM — это путешествие без конечной цели назначения», означающие, что процесс поиска путей развития и прогресса в бизнесе бесконечен. Это, однако, иногда создает неоднозначную ситуацию в той степени, в которой затрагивается процесс управления организацией.
Многие менеджеры, не отрицая необходимости в постоянных улучшениях, оказываются в очень сложной ситуации: стойко положительных результатов на рынке от них ожидают также и в краткосрочной перспективе. Однако не все менеджеры справляются с согласованием краткосрочных успехов с возможностями улучшения в долгосрочной перспективе.
В каждой книге, главе или статье по TQM говорится о том, что приверженность руководства идее качества необходима. Конечно, ответственность руководства при введении TQM чрезвычайно важна, но ее одной может быть недостаточно для того, чтобы достичь успеха на рынке. Многие ошибки при внедрении TQM были связаны с такими факторами, как отсутствие карьерного роста; поощрение исполнителей, ориентированных на краткосрочные результаты; давление со стороны акционеров.
Естественно, для преодоления первых двух из этих факторов приверженность высшего руководства принципам TQM просто необходима, но для борьбы с браком, для сокращения издержек и претворения в жизнь непрерывных улучшений нужна лояльность со стороны всех сотрудников. Стремление акционеров и финансовых институтов к участию именно в долгосрочных результатах деятельности организации, их заинтересованность в устойчивости компании, стремление правительства создавать благоприятный для бизнеса климат, использовать правильные стимулы и адекватные меры по защите бизнеса также являются решающими для достижения организацией постоянных результатов.
Следовательно, вопрос, возникающий относительно TQM и результатов бизнеса, состоит из двух частей:
1. Каковы краткосрочные выгоды от увеличения уровней прибыли и начинающегося роста?
2. Каковы долгосрочные выгоды от гарантии устойчивости и постоянного достижения высочайших стандартов деятельности?
С тем, чтобы TQM могло дать ответы на эти вопросы, его реализация должна осуществляться строго планомерно, без каких-либо колебаний во взглядах, без сомнений и отсрочек в процессе принятия решений. Если превосходное качество бизнеса или TQM направлены на получение прибыли в будущем, необходимо непрерывно задавать себе следующие вопросы:
♦ Действительно ли организация понимает свою задачу?
♦ Поставлены ли четкие цели, достаточно ли ясны видение и миссия организации?
♦ Была ли информация о видении и плане TQM эффективно распространена?
♦ Грамотно ли были установлены цели?
♦ Были ли люди обучены, натренированы, мотивированы для осуществления каких-либо действий по усовершенствованию, получили ли они для этого достаточно полномочий?
♦ Действительно ли организация сосредоточена на потребителе, верно ли она понимает его требования?
♦ Понимает ли организация ситуацию на рынке, хорошо ли в ней разбирается?
♦ Находятся ли системы, инструменты и команды на своем месте, готовы ли они к использованию?
♦ Измеряются ли достижения в повышении качества?
Иногда мы слышим утверждения типа: «TQM оказалось не способно улучшить показатели бизнеса на рынке». Не стоит ли здесь задать другой вопрос: «Не оказались ли организации не способны эффективно применить TQM, не оказались ли они не способны к действиям на рынке?».
Часто неэффективное ведение бизнеса может быть обусловлено неэффективным применением TQM. Во многих случаях в применении TQM не доставало стратегической ориентации, оно было введено в культуру организации в качестве некоего дополнительного приложения. Связь между всеобщим управлением качеством и эффективностью деятельности организации на рынке может быть установлена только тогда, когда на все вышеперечисленные вопросы будет дан утвердительный ответ.
Каким образом TQM воздействует на деятельность организации?
TQM — это один из инструментов бизнеса, связанный с достижениями и результатами. Результаты являются своеобразными вехами в определении достижений и прогресса, и если они систематически не фиксируются, становится очень трудно поддерживать в людях какую-либо движущую силу. Их лояльность идее и, что еще более важно, их мотивация и желание достигнуть более высокого уровня исчезают.
Автором и его коллегами были проведены некоторые исследования компаний, о которых было известно, что они применяют на практике теории всеобщего управления качеством и модели бизнеса превосходного качества. Исследование было сосредоточено на той информации, которая была доступна во внешней среде организаций. Эта информация поступала достаточно оперативно и фиксировалась постоянно, что позволило провести анализ моделей поведения и действий организации. Один из вопросов, связанный с самим замыслом этого исследования, заключался в том, когда же можно ожидать от применения TQM непосредственных результатов? Исходя из опыта и исследования множества практических наработок компаний, внедривших TQM, было решено, что, если TQM сопровождалось качественным планом, четкой миссией и реальными целями, если весь процесс исполнялся соответствующим образом, то разумно ожидать отдачи примерно через 5 лет. Выборка компаний была подобрана очень тщательно, основываясь на хорошем знании и понимании специфических подходов TQM, принятых в каждой конкретной компании.
Для анализа было использовано семь индикаторов результатов деятельности. Значение их для каждой компании рассчитывалось по результатам пяти лет отдельно для каждого индикатора. Чтобы установить степень роста, или, иначе, результаты деятельности по каждому из индикаторов для всех компаний, их значения были сопоставлены со средним уровнем по отрасли. Результаты этого анализа выявили, что большинство компаний показали позитивные тенденции в результатах своей деятельности по сравнению со среднеотраслевыми значениями:
♦ Доход — рассматриваемые компании показали более высокую по сравнению со среднеотраслевым уровнем доходность.
♦ Рентабельность активов — компании показали более высокую отдачу на инвестиции, чем в среднем по отрасли.
♦ Удельный товарооборот — объем продаж в рассматриваемых компаниях (в расчете на одного сотрудника) был выше, чем в среднем по отрасли.
♦ Удельная прибыль (на одного работника) — компании располагали большей удельной прибылью, чем в среднем по отрасли.
♦ Общие активы на одного работника — компании имели в своем распоряжении большие активы, чем в среднем по отрасли.
♦ Тенденции, связанные с основными средствами, — компании продемонстрировали позитивные примеры долгосрочного инвестирования.
♦ Средняя оплата труда — в рассматриваемых компаниях ее уровень был выше среднеотраслевого.
Семь индикаторов, выбранных для проведения различных сравнений, отражают характеристику деятельности компаний как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Они содержат в себе также и «мягкие» измерители, которые связаны с людьми, например оплату труда персонала. В совокупности эти индикаторы показывают устойчивость превышения результатами деятельности исследуемых компаний среднеотраслевых значений.
Эти примеры позитивных результатов свидетельствуют о том, что существует несомненная связь между внедрением в организации TQM и итоговыми результатами. Хотя конечным выводом исследования не стало утверждение о прямой причинно-следственной связи, его результаты соответствуют результатам аналогичных исследований в США и Японии. Очевидно, что TQM прямо влияет на конечные результаты деятельности организации, если его применение правильно управляется и если существует явное стремление поддерживать постоянные усилия, направленные на усовершенствование качества, приносящее выгоду конечному потребителю.