Роль правительства
Мы уже упоминали три типа экспортных барьеров. Правительства выступают с различными программами и инициативами, целью которых является помочь компаниям преодолеть эти барьеры, а именно:
♦ для преодоления мотивационных барьеров осуществляется рекламирование и проведение семинаров, освещающих преимущества участия в экспорте;
♦ для преодоления информационных барьеров проводятся обзоры рынков и предлагаются визиты за границу с целью получения своевременных и недорогих данных об иностранных рынках;
♦ для преодоления эксплуатационных/ресурсных барьеров производится финансирование экспорта и разделение затрат по участию в ярмарках.
Хотя все правительства признают, что компаниям необходимо помогать, для того чтобы они могли успешно конкурировать на иностранных рынках, объем и характер такой помощи различается весьма значительно. Например, Канада тратит пропорционально больше, чем Великобритания, а Швеция поддерживает маркетинговые мероприятия, в то время как в Южной Корее основное внимание уделяется финансированию и гарантиям. Несмотря на тот факт, что национальные правительства тратят значительные суммы на подобные цели, результаты программ поддержки экспорта редко бывают должным образом засвидетельствованы. Оценки программ обычно демонстрируют положительное соотношение затраты/прибыль. Однако исследования, проведенные на уровне компаний, дают противоречивые результаты: программы поддержки экспорта положительно рассматриваются в одних кругах и критически — в других.
В развитых странах для программ поддержки экспорта характерны определенные общие элементы. Эти программы уделяют основное внимание малым и средним предприятиям, предлагают помощь на разных стадиях экспорта, охватывают полный спектр деятельности на иностранном рынке. За счет этих общих элементов программы помощи, предлагаемые компаниям в промышленно развитых странах, имеют много общего. Однако все эти программы выполняются в различных странах различным образом. В некоторых странах программы помощи осуществляются правительством, в других — частным сектором, в третьих — и тем и другим. Существуют и другие различия: в некоторых странах помощь слабо скоординирована, в других — применяется более стратегический и интегрированный подход. В табл. 1 приведены шесть моделей предоставления помощи.
Хотя многие развивающиеся страны стали крупными экспортерами промышленных товаров, гораздо больше стран к этому стремятся. В связи с этим во многих странах были созданы организации по содействию экспорту, на которые была возложена ответственность за развитие и углубление экспортной деятельности. Многие из этих организаций были организованы при содействии Международного торгового центра (ITC) при Комитете по торговле и развитию ООН/Генеральном соглашении о тарифах и торговле (UNCTAD/GATT). В 1994 г. ГАТТ превратилось во Всемирную торговую организацию (WTO). Созданный в 1968 г. ITC является центром ООН по содействию развитию торговли в развивающихся странах. ITC работает в этих странах в целях создания более эффективных торговых организаций и осуществления помощи при выработке стратегий и направления деятельности. Как и в развитых странах, в развивающемся мире существует большое количество механизмов организации и подходов к продвижению экспорта. Хотя содействие экспорту в развивающихся странах было изучено с макроэкономической точки зрения, эффективность проведения программ для отдельных компаний — микроэкономическая точка зрения — редко бывает хорошо выражена (Keesing and Singer, 1992; Seringhaus, 1993). Исключения представляют работы,
Таблица 1 Программы содействия экспорту: предоставляющие помощь организации и применяемые подходы
|
предложенные бразильскими (Christensen et al., 1987; Haar and Oritz-Buonafina, 1995) и турецкими (Kumcu et al., 1995) исследователями.
Продвижение экспорта превратилось в мощный инструмент стимулирования торговли в развитых и развивающихся странах. В рамках ГАТТ обычно считались приемлемыми следующие виды правительственного содействия экспорту:
1. Предоставление информации об исследованиях рынка.
2. Поддержка участия в международных торговых миссиях и ярмарках.
3. Организация управлений по содействию торговле за границей.
4. Инвестиции в НИОКР, направленные на обновление экспортируемых товаров.
5. Предоставление экспортного финансирования и страхования.
6. Снижение косвенных налогов на экспорт.
7. Организация зон свободной торговли.
Другие методы стимулирования экспорта — прямые денежные субсидии от правительства, направленные на поддержание экспорта, например, — рассматриваются как второстепенные и противоречат принципам ГАТТ. В трех работах рассматривается данный вопрос: С. Кавусгил и М. Чинкота (Cavusgil and Czinkota, 1990) главным образом уделяют внимание происходящему в США, в то время как Ф. Серингхаус и П. Россон (Seringhaus and Rosson, 1990, 1991) охватывают более широкий спектр стран. Некоторые развитые страны способствовали экспорту из развивающихся стран путем организации управлений содействия импорту (Grip - smd and Benito, 1995).[41]