Франчайзинг

Что способствовало развитию франчайзинга?

Франчайзинг распространился за последние сорок лет как предпочтительный по сравнению с другими бизнес-форматами вариант осуществления сбыта и рас­пределения по следующим причинам: он выгоден и франчайзеру, и франчайзи; в социально-экономической среде действовали благоприятные факторы; сыгра­ли роль заинтересованные третьи стороны.

Точка зрения франчайзера

Основным побудительным мотивом для франчайзера является обычно недостаток капитала или нежелание подвергать себя риску, беря в долг. Поскольку франчайзи предоставляет капитал, который вкладывается в новое предприятие, экспансия мо­жет осуществляться с меньшими затратами капитала фирмы, и некоторые риски, связанные с коммерческой деятельностью, переходят с фирмы на франчайзи. Также возникает потенциальная возможность более быстрого роста, чем было бы возмож­но при самостоятельном расширении компании, и франчайзеру требуется меньше сотрудников, чем для собственных подразделений. Относительно небольшие капи - таловложения со стороны франчайзера должны привести к более высокой прибыли от использованного капитала. Более того, франчайзинг позволяет фирмам на уровне своих торговых точек приобретать некоторые из характеристик, присущих малым предприятиям, например знание местных условий, более длительные часы работы, гибкость. Поскольку франчайзи вкладывают собственные средства в бизнес, они обычно являются высокомотивированными, показатели их предприятий будут луч­ше, чем у тех, которыми руководят менеджеры компании. И наконец, но ни в коем случае не в последнюю очередь, поскольку владение собственным делом дает неко­торые преимущества, проще найти хороших франчайзи, чем хороших менеджеров, так что компания, которая не может позволить себе нанять менеджера необходимого уровня или с особыми знаниями для управления своим подразделением, при помо­щи франчайзинга получает возможность решить проблемы персонала.

Точка зрения франчайзи

Человек решает стать франчайзи, а не независимым владельцем малого предпри­ятия, потому что его может заинтересовать выгодная комбинация малого и боль­шого бизнеса.

Хотя франчайзи и должны быть готовы пожертвовать некоторой независимо­стью, в обмен на это они получают «возможность и поддержку», которые зна­чительно сокращают риск, присущий созданию своего дела. Это происходит благодаря тому, что они свободно действуют в контролируемой среде, где им предоставляется помощь и поддержка, и в то же время они пользуются преимуще­ствами известной торговой марки, профессионального управления и экономии масштаба более крупной организации. И наконец, франчайзи получают бизнес, который, надо надеяться, можно будет выгодно продать.

Влияние социально-экономических факторов и третьих сторон

Развитию франчайзинга способствовали некоторые факторы среды. В частности, значительную роль сыграл сдвиг, происшедший в экономике в направлении сек­тора услуг, где как раз и сосредоточен франчайзинг, поскольку работа преданного и высокомотивированного франчайзи должна способствовать высокому качеству обслуживания.

Дальнейшим стимулом развития франчайзинга стало преобладание в эконо­мике начиная с 1980-х гг. «духа предпринимательства», поскольку этот способ организации своего бизнеса более легкий и менее рискованный. За счет высокого уровня безработицы в этот период стали доступны средства в виде выходных по­собий на покупку франшиз. Кроме того, франчайзинг выиграл от возрастания интереса, проявленного центральным правительством к развитию малых пред­приятий. Европейский Союз (ЕС) также признал значение франчайзинга для выживания и благополучия сектора малого бизнеса и как средства стимулирова­ния создания малых предприятий в коммерчески слаборазвитых областях ЕС. Вследствие этого в 1988 г. соглашения о франчайзинге были выведены из-под кон­троля конкурентного законодательства ЕС (Mendelsohn and Harris, 1992).

Британские банки также очень положительно относятся к франчайзингу, по­скольку уровень банкротств среди франчайзи ниже, чем среди других малых пред­приятий, и, следовательно, они представляют собой меньший риск для кредитова­ния. В результате франчайзи получают льготное финансирование. Банки Вели­кобритании, занимающиеся финансированием франчайзинговых систем, готовы предоставить кредит, покрывающий до 70% потребности будущего франчайзи в инвестировании, и часто более низкую процентную ставку, чем для независимых малых предприятий. Более того, для того чтобы еще больше снизить риск при пре­доставлении кредита франчайзи, в 1980-х гг. банки организовали специальные подразделения по франчайзингу. Их основной задачей является тщательное изу­чение и оценка финансового положения, организации и работы франчайзинговой сети. На основании такого исследования подразделение решает вопрос о предо­ставлении кредита франчайзи данной системы.

И наконец, усилия Британской франчайзинговой ассоциации (BFA) — профессио­нальной ассоциации франчайзеров — способствовали созданию благоприятного мне­ния о франчайзинге и его положительного образа, а также повышению стандартов.

Обратная сторона франчайзинга

Несмотря на то что франчайзинг предоставляет много преимуществ и франчайзе­ру, и франчайзи, в управлении такой системой возникают некоторые сложности. С одной стороны, франчайзи являются высокомотивированными, преданными и инициативными работниками, а также вкладывают свой капитал в бизнес, с другой — все эти преимущества могут быть в некоторой степени сведены на нет затратами и трудностями, связанными с поддержанием единых стандартов обслуживания и не­изменного общественного мнения о компании в условиях такой децентрализован­ной организации. Франчайзи могут иметь очень высокую мотивацию, но при этом они могут отнимать много времени и сил у верхних эшелонов управления. В неко­торой степени это обусловлено тем фактом, что бизнес франчайзи юридически яв­ляется независимым от франчайзера. Вследствие этого франчайзер не может также свободно отдавать приказы, как в своих собственных подразделениях. По существу, франшиза является партнерством, хотя и неравным, и именно сложности такого соглашения и потенциальная возможность возникновения конфликта приводили к провалу франчайзинговых организаций. Кроме того, тот факт, что франчайзеру приходится убеждать франчайзи, а не просто отдавать приказы, как в ситуации с менеджерами своей компании, привел некоторых наблюдателей к заключению ( Williamson, 1992), что франчайзинговые фирмы менее способны приспосабливать­ся к переменам, чем полностью интегрированные компании.

Для франчайзера самой большой проблемой является успешное управление всеми аспектами взаимоотношений с франчайзи. Для франчайзи самой главной заботой является качество франчайзера, т. е. насколько хорошо была проверена на практике концепция фирмы и насколько хорошо будет франчайзер исполнять свои постоянные обязанности по отношению к своим франчайзи.

Франчайзинг

Типичные ошибки российского франчайзинга

Франчайзинг является одной из наиболее эффективных и зарекомендовавших себя схем развития малого бизнеса. Что побуждает предпринимателя инвестировать средства в приобретение франшизы? Прежде всего, это возможность приобрести успешную, отработанную формулу ведения …

Дополнительные маркетинговые умения

♦ Командная работа — способность функционировать в качестве члена мно­гофункциональной команды. ♦ Личные навыки — способность слушать и понимать потребности других, управлять конфликтами и передавать информацию. ♦ Маркетинговые коммуникации — …

Будущее маркетинга – эволюция маркетинга

Вебстер-мл. прослеживает эволюцию организационного позиционирования мар­кетинга с момента, когда он впервые появился как отдельная функция бизнеса в 1920-х гг. Первоначально маркетинг развился из и при поддержке функции про­даж. При растущей …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.