Развитие маркетингового мышления
Отправная точка для эффективной стратегии маркетинга — соответствующее маркетинговое мышление. Исторически зафиксированы четыре стадии развития маркетинга:
1. Маркетинг, ориентированный на продукт.
2. Маркетинг, ориентированный на производство.
3. Маркетинг, ориентированный на продажу.
4. Маркетинг, ориентированный на потребителя.
Для первых трех стадий характерно то, что руководство в основу стратегического процесса помещает потребности и желания самой организации. Когда же руководство понимает, что долгосрочный успех любой стратегии в действительности определяется только клиентом, тогда некоммерческая фирма использует маркетинговые стратегии, которые ставят в центр внимания потребителя.
Сосредоточенность некоммерческой организации на собственных нуждах можно определить, воспользовавшись несколькими характерными признаками: руководство считает, что предложение их организации прекрасно само по себе; что основным препятствием к успеху их организации являются невежество или слабая мотивация ее клиентов; исследования играют незначительную роль при создании стратегии организации; маркетинг рассматривается как синоним стимулирования сбыта; маркетологов, как правило, отбирают на основании их знания продукта или владения методиками маркетинговых коммуникаций; для выхода на рынок используется одна-единственная стратегия, которая считается наилучшей; общая конкуренция обычно игнорируется.
Внедрение надлежащей философии маркетинга в некоммерческой организации снизу доверху — нелегкая задача. Те, кому удалось добиться в этом успеха, рекомендуют: осознать сам факт ограниченности своего понимания истинной природы маркетинга; учитывать влияние на организацию различных факторов, обусловливающих временное применение подходов, не ориентированных на потребителя; на первоначальном этапе применения маркетинга выбирать краткосрочные проекты, приносящие видимые результаты, и признавать тот факт, что введение новой философии является политическим мероприятием в той же мере, в какой требует логического обоснования и убедительных доводов. Необходимо найти союзников и обезопасить себя от врагов. Прежде всего необходимо обеспечить лояльность к новому мышлению у высшего руководства. Без этого истинная маркетинговая ориентация не будет достигнута и нацеленные на потребителя мероприятия в одной сфере непременно потерпят неудачу из-за сосредоточенности внимания организации на самой себе в другой сфере.
2. Стратегическое планирование и организация
Процесс планирования маркетинговой стратегии
Как только руководство выработало необходимую установку, оно должно определить основное направление, в котором организация будет осуществлять стратегическое планирование. Для этого осуществляются следующих четыре этапа:
1. Идентификация основной миссии организации, целей и конкретных задач организации и понимание культуры, лежащей в ее основе.
2. Анализ сильных и слабых сторон.
3. Анализ внешней среды организации, выявление и понимание ее контактной аудитории, конкурентов, макросреды.
4. Выработка для отдела маркетинга специфической миссии, а также его собственных целей и задач на основании информации, полученной на предыдущих этапах.
Решения относительно основной миссии, естественно, приведут к постановке целей на планируемый период. Это могут быть: максимизация прибыли, доходов, использования бюджета. С другой стороны, организация может устанавливать такие цели, как привлечение целевой аудитории, полное или частичное восполнение издержек или удовлетворенность собственных сотрудников. Эти цели должны быть превращены в конкретные задачи. Вытекающие задачи должны направить работу сотрудников организации и определить будущие направления развития. Они должны служить точкой отсчета для оценки успехов и исполнять роль пускового механизма для выполнения планов. Задачи должны мотивировать сотрудников и содержать в себе основание для будущей оценки выполняемой работы. Наконец, эти задачи должны донести до сведения внешнего мира направление деятельности организации и выявить потребности развития системы маркетинговой информации.