Разработка элементов маркетинга-микс
При определении тактики в отношении элементов маркетинга-микс необходимо ответить на главный вопрос: в какой степени эти элементы будут стандартизированы в разных странах. Ответ зависит от выбранного охвата рынка: является ли он глобальным, региональным, межнациональным или национальным; от того, на какой основе компания будет вести конкурентную борьбу: на основе ценового лидерства или дифференциации; и от осуществляемой стратегии сегментирования. Даже в тех случаях, когда рынок продукта является глобальным, могут существовать препятствия для осуществления полностью стандартизированной стратегии, такие как характер маркетинговой инфраструктуры или правительственные постановления (см. Buzzel, 1968). Часто препятствия влияют на выбор территории. Эти отношения показаны на рис. 3.
Хотя общее позиционирование товара или торговой марки может быть глобальным или региональным, отдельные инструменты маркетинга-микс или спо-
Рис. 3. Глобальная конкурентная стратегия |
соб их осуществления могут потребовать изменения. Например, продукт или услуга могут оставаться неизменными, но их позиционирование может в некоторой степени различаться в разных странах либо могут использоваться различные рекламные темы или стратегии распределения. Также, даже при использовании одной и той же основной рекламной темы, может понадобиться адаптация содержания рекламных материалов к конкретным национальным или культурным контекстам. Таким образом, степень единообразия или адаптации может варьироваться от полного единообразия всех инструментов маркетинга или единообразия в отдельных элементах маркетинга-микс и адаптации других до некоторой адаптации всех инструментов маркетинга. Далее мы рассматриваем этот вопрос в отношении основных элементов маркетинга-микс: продукта, продвижения, распределения и ценообразования.