Права владения торговой маркой
Наши знания, отношения и ассоциативная память о торговых марках тех продуктов, которые мы использовали, сохраняется десятилетиями. Измерение долгосрочного эффекта маркетинга в течение долгого периода времени рассматривалось как одна из важных проблем. М. Дэкимпе и Д. Хансенс (Dekimpe andHanssens,
1995) ввели понятие «стабильного моделирования», в котором «стабильные эффекты» устанавливают новые тенденции в деятельности компании. С другой стороны, маркетинг создает только временный эффект, если после ряда периодов деятельность по какой-либо торговой марке снова возвращается на тот уровень, который предшествовал инвестициям в маркетинг. Чтобы добиться продолжительных эффектов, необходимо выявить характер продаж, являются ли они постоянными или «развивающимися», как их объем изменяется со временем. Постоянные продажи совершают временные колебания относительно некоторого фиксированного значения, тогда как «развивающиеся» продажи не фиксированы около какого-либо постоянного значения и могут постоянно отклонятся от предыдущего уровня, и именно в этом случае нас и интересует, в какой мере эти отклонения вызваны маркетинговыми усилиями. Стабильное моделирование количественно измеряет долгосрочные эффекты конкретных маркетинговых действий, выделяет характеристики долгосрочной эффективности в условиях стабильной или развивающейся внешней среды и представляет формальную связь между долгосрочными и краткосрочными маркетинговыми эффектами.
Эффективность деятельности за любой период времени отчасти является результатом маркетинга в предшествующие периоды, а отчасти и результатом достижений компании в прошлые периоды. «Актив», который называется «права владения торговой маркой», устанавливается в начале периода, например года. Д. Аакер (Aaker, 1991) определяет права владения торговой маркой как «совокупность активов и обязательств, связанных с торговой маркой, ее названием или символом, который добавляет ценность (или возникает из ценности), которую имеет для самой фирмы и/или для ее покупателей данный продукт или услуга». Чтобы установить, насколько фирма обязана эффективностью деятельности текущему маркетингу, необходимо рассмотреть состояние продвижения прав владения торговой маркой. Таким образом, права владения торговой маркой используются для разделения времени на следующие периоды:
♦ Прошлое (представлено правами владения торговой маркой, которые имели место ранее).
♦ Текущий год — финансовые и иные инвестиции (энергия, личное время менеджеров, энтузиазм, командная работа).
♦ Будущее (представлено прогнозируемыми правами владения торговой маркой).
Эффективность деятельности за отдельный период времени с точки зрения фирмы может быть оценена исходя из степени достижения своих целей, исключая при этом финансовые издержки и затраты на другие ресурсы, но эти изменения необходимо соотнести с изменением в правах владения торговой маркой, т. е. разницей между величинами, взятыми из прошлого, и прогнозируемыми величинами.
Права владения торговой маркой, таким образом, представляют собой одно из основных понятий в практике бизнеса, поскольку они являются совокупным конкурентным преимуществом торговой марки. Конкурентные преимущества компаний, права на владение торговой маркой которых обширны, включают в себя возможности для успешного расширения, гибкость относительно воздействия компаний по продвижению товаров конкурентов, а также создание барьеров для входа новых конкурентов на рынок.
Современное понятие «права владения торговой маркой» стало активно использоваться практиками рекламной деятельности в США в начале 1980-х гг. и привлекло к себе внимание ученых. М. Ирмшер (Irmscher, 1993) противопоставляет финансовую, в основном рассматриваемую с использованием модели ДДП (дисконтированных денежных потоков), и маркетинговую точки зрения на права владения торговой маркой. Точка зрения маркетинга «аналогична многомерному построению знаний о торговой марке», и именно ее берут за основу прав владения торговой маркой в финансовой перспективе данного понятия. Права владения торговой маркой обычно рассматривают как «инструмент корпоративного контроля». По большей части их исследуют именно с этих двух перспектив: с точки зрения финансовой стоимости и с точки зрения ценности для покупателя.